Funny Child писал(а):Игорь Тараканов писал(а):Что касается "один матрос лёг на рей, другой матрос сразу вниз поехал", то такое будет происходить независимо от наличия или отсутствия мусингов на перте, пока не появятся жёсткие неподвижные подпертки, например, в виде металлических стоек.
Здравствуйте, Игорь. Спасибо, что заглянули, всегда приятно Вас читать.
Зависимо будет происходить, зависимо.
Конечно, жесткие, врезанные в рей подпертки - это идеальный случай, при котором перт можно было бы набить туго, выбрав всю слабину. Но и фиксация перта в тросовом подпертке позволяет исключить дополнительное проскальзывание, хотя некоторая болтанка остается. Если поэкспериментируете с ниточками на пальцах, сами убедитесь.
Жаль, все-таки, что не пришлось Нельсона застать...
Доброй ночи! На парусниках российского флота я не наблюдал перты с некими стопорами. То есть, "классика": перт подвижен в подпертках. Извиняюсь за качество, погода подвела.
А вот у зарубежных парусников подпертки имеют порой довольно непривычную для нас конструкцию. Однако, сам перт по-прежнему подвижен:
А в чём соль-то. К сожалению, я не мог написать это днём, но за время моего отсутствия коллеги уже фактически сказали за меня. Действительно, перт имеет степени свободы "вверх-вниз" и "вдоль рея". Это обеспечивается как в варианте свободного перемещения в коуше подпертка, так и (возьмём рассматриваемые в данной теме "12 Апостолов" и "английских девушек") так и свободой самих подпертков - как я уже говорил, хорошо заметно, что, несмотря на мусинги или стопорные узлы (наверное, уместно назвать клампами, Андрей, поправь, если что) несмотря на мусинги и узлы подпертки не железные и намертво к рею не прикручены. То есть, как ни крути, а этот эффект был, и есть (и будет!), когда перт поднимается перед тобой, когда впереди идущий вдоль рея матрос, наоборот, "проваливается". Дело в изначально неправильном утверждении, что это - недостаток. Перты специально так сделаны. Давайте все дружно вспомним, как происходил и происходит процесс уборки паруса и заваливания парусины на рей. Эта работа выполняется синхронно, буквально, "на счёт раз-два-три", одновременно всеми матросами. Раз - захватили, два - подтянули, три - завалили, и снова раз - захватили (и тд по-новой). Таким образом, пока все матросы, обслуживающие данную руку рея, не встанут на свои места, работа не начнётся. Во всяком случае, так было на флоте. А эти английские девушки... ммм... мы как-то уже обсуждали профессионализм тех, кто записывается покататься на судах-репликах...
Я к тому клоню, что вас смутило именно предположение, что впереди идущий матрос уже завалился животом на рей. Нет, не заваливаться он должен. но крепко держаться после окончания движения и прибытия на место. Впереди идущему матросу надо не упасть, поэтому, пока он идёт по перту, перт под ним проваливается, чтобы человек мог держаться за рей примерно на уровне рук, то бишь, груди. Итак, матрос номер один встал на своё рабочее место. Второй (если я правильно всё помню, поправьте меня, давно это было) встаёт ногами на перт и переходит на рей - и перт уходит уже под его ногами, и перт позволяет и этому матросу двигаться на безопасной высоте, условно говоря, всё на уровне груди. Делается всё очень быстро, печатать долго. Далее идёт третий, четвёртый и тд, сколько мест на перте между подпертками. Когда встал последний, все матросы будут примерно по высоте так, как им удобнее работать - то есть, рей на высоте пояса. Так же учитываем, что матросы не должны двигаться по перту одновременно: вот когда предыдущий матрос встал на место и надёжно держится, выходишь ты, но не раньше: опасность падения именно во время движения. Последние матросы, да, имеют перед собой перт почти на уровне полного натяжения но им и идти практически никуда не надо: буквально шаг с вант или марса. То есть, перты специально сделаны "проваливающимися", чтобы обеспечить безопасное перемещение (подчёркиваю, именно "движение") лс по пертам.
Про обтяжку юферсами или талрепами Костя написал правильно: они действительно со временем растягиваются, и нужно делать обтяжку. Ясно, что современные тросы-канаты не так сильно в этом нуждаются, как в 18 веке.
А вот перт "конская голова" (слово "перт" переводится как "конь" с голландского) появился тоже не сразу, а вместе с рифами, когда кто-то должен был переставлять гак рей-тали к подтягиванию следующего ряда рифов. Так же с конской головы снимали блок булиней и вообще, работали с боковой шкаториной паруса. Конская голова потому отдельная, что работать на уровне живота здесь не всегда удобно - раз, у простого перта здесь критический угол натяжения - и практически не устоять - два. Сейчас же конская голова сохранилась во многом потому, что гитовы заводятся (во всяком случае, так было на клиперах и на наших шлюпах) вдоль шкаторины, то есть, как рей-таль. Впрочем, и не только. Как бы там ни было, сейчас конская голова сделана только из-за критического угла натяжения обычного перта, а работы все аналогичные. Если что - я про шлюпы.