Э-э-э, дражайший, не передергивайте!Funny Child писал(а):Возражение вызвала не формулировка, а Ваше стремление... как бэ покорректнее выразиться... девальвировать значение мусингов на пертах. Так что и Лазаревские новации - показуха, а мусинги - ее частный случай.
Где это я пытаюсь " девальвировать значение мусингов на пертах" ?
Напротив, я пишу: "...Я не утверждаю, что фиксация пертов мусингами - плохо.
Но и то, что это частный случай, принадлежность исключительно русского флота ( пока, во всяком случае, документально подтверждается только это) - тоже факт..."
На сегодня, с учетом изображений из книг Харланда и Левера, можно утверждать, что в19-м веке на больших судах (а там, как правило были подпертки)...в целях безопасности и удобства работы перты стали фиксировать от перемещения в подпертках мусингами.
Но, опять же, не следует упускать из виду, что "деление перта подпертками на рабочие зоны" не является обязательным условием.
Есть реи, где перты ставили и ставят без подпертков ( которые, напомню, появились примерно в 1720 году именно для безопасности и облегчения работы на реях)
С другой стороны, число подпертков редко превышало 3 на плечо рея ( т.е. перт делился максимум на 4 "рабочих" участка).
Как вы полагаете, сильно облегчало это нахождение на пертах матросикам, стоявшим по 2-3 на одном участке ?
Не зря существовала обязательная практика, при которой следующий, становящийся на перт предупреждал об этом уже стоящего. Точно также подавалась команда при схождении с перта.
Наконец, фиксация перта в попертках не так уж и меняет "физику" его поведения при нагружении. Разве, что за счет укорочения пролета (участка ) перта он не так сильно будет провисать и расстояние от перта до рея ( а оно, замечу, регламентировано - 3 фута...чтобы матрос свободно мог перегнуться через рей) будет более-менее стабильным.
Да и без нагрузки будет аккуратнее висеть под реем ( вспомните страсть российских императоров к "красивости" воинского инвентаря, так сказать )...
Так что, на мой неискушенный взгляд, мусинги на пертах не были такой уж обязательной принадлежностью, как, к примеру, брасы или гитовы...Опять же - лишний головняк матросикам - вязать мусинги повиснув на реях.
От того и имели они место ( и имеют сегодня) не на всех кораблях.
А если где-то и "пропали", так это из-за замены тросовых пертов проволочными.
Что же до "учебных" парусников, то их парусное вооружение - отнюдь не "учебно-декоративное", а вполне рабочее.
А используют парусные суда для обучения студентов мореходок исключительно по морской традиции - каждый будущий капитан обязан начать с парусника.