Шнява или пакетбот (18 век)
Модераторы: FreeLander, Valentin Demin
Шнява или пакетбот (18 век)
Добрый день!
Много почитал на этом форуме, честно сказать, был крайне смущен и разочарован, что с петровской эпохи почти не сохранилось никакой более менее точной инфрмации, не говоря уже о чертежах, по судам, первенцам нашего флота.
Как же так? Ведь сохранился же дом Петра рядом с Петропавловской крепостью, ботик до сих пор живет, а по реальным кораблям почти нет никакой информации, только одни догадки - ни точных рисунков, ни чертежей? Даже модель, наполовину собранная и выполненная самим Петром и та вызывает массу споров и догадок, что это вообще такое должно было быть - шнява или другой тип корабля (тот же пакетбот или фрегат).
В списках судов строившихся в петровскую эпоху есть два типа корабля, о которых хотелось бы поговорить отдельно, узнать у вас, специалистов, более подробную информацию - это "шнявы" и "пакетботы".
Функцилональная разница двух этих типов судов понятна всем, а были-ли у них конструктивные отличия?
Попутно хочу задать еще один вопрос - У фрегатов "Курьер" и "Святой Дух" если не брать остнастку, а только говорить по корпосу, ведь у них, на лицо, все черты "шняв"?
Спасибо.
Много почитал на этом форуме, честно сказать, был крайне смущен и разочарован, что с петровской эпохи почти не сохранилось никакой более менее точной инфрмации, не говоря уже о чертежах, по судам, первенцам нашего флота.
Как же так? Ведь сохранился же дом Петра рядом с Петропавловской крепостью, ботик до сих пор живет, а по реальным кораблям почти нет никакой информации, только одни догадки - ни точных рисунков, ни чертежей? Даже модель, наполовину собранная и выполненная самим Петром и та вызывает массу споров и догадок, что это вообще такое должно было быть - шнява или другой тип корабля (тот же пакетбот или фрегат).
В списках судов строившихся в петровскую эпоху есть два типа корабля, о которых хотелось бы поговорить отдельно, узнать у вас, специалистов, более подробную информацию - это "шнявы" и "пакетботы".
Функцилональная разница двух этих типов судов понятна всем, а были-ли у них конструктивные отличия?
Попутно хочу задать еще один вопрос - У фрегатов "Курьер" и "Святой Дух" если не брать остнастку, а только говорить по корпосу, ведь у них, на лицо, все черты "шняв"?
Спасибо.
- Влад Вит
- Сообщения: 9766
- Зарегистрирован: Вс май 09, 2010 7:03
- Откуда: Москва, Рублевка.
- Благодарил (а): 130 раз
- Поблагодарили: 729 раз
- Контактная информация:
Re: Шнява или пакетбот (18 век)
Сильно сомневаюсь...Функцилональная разница двух этих типов судов понятна всем,
.пожалуй единственный, кто смог бы дать вразумительный ответ ....
это Александр Иванов....но его давно уже нет на форуме....
"функциональная" разница.....появится лет этак через 50..
.после первоначального появления этих конструктивно разных судов ....
Целое - больше суммы своих частей.
- Dedal
- родоначальник
- Сообщения: 2477
- Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
- Откуда: С.-Петербург
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 66 раз
- Контактная информация:
Re: Шнява или пакетбот (18 век)
Так нет системы, нет понимания что и откуда взялосьГармонист писал(а): Как же так? Ведь сохранился же дом Петра рядом с Петропавловской крепостью, ботик до сих пор живет, а по реальным кораблям почти нет никакой информации, только одни догадки - ни точных рисунков, ни чертежей?
Можно описывать историю как, такой-то пошёл туда, сделал это и т.д.
А можно: пошёл потому что, сделал потому что....
Когда есть причинно-следственная связь, есть и понимание вопроса.
На взгляд не специалиста:Гармонист писал(а): "шнявы" и "пакетботы".
Функциональная разница двух этих типов судов понятна всем, а были-ли у них конструктивные отличия?
Шнява - тип корабля возникший как переходное звено в эволюции парусной системы: от трёхмачтовой к двухмачтовой. Соответственно, когда процесс эволюции закончился, надобность в них отпала.
Пакетбот - почтово-пассажирское судно, отсюда требование к обитаемости, наличие кают и специальных помещений - это и есть его главная характеристика.
- kotbayun
- Сообщения: 1421
- Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
- Откуда: La Habana
- Благодарил (а): 63 раза
- Поблагодарили: 79 раз
Re: Шнява или пакетбот (18 век)
Есть и другие мнения: "Шнява- парусное судно, имевшее грот-мачту и бушприт, вооруженное по-корабельному." К.И. Самойлов Мор. словарь изд 1939 г., т.2, с. 564.Dedal писал(а):Шнява - тип корабля возникший как переходное звено в эволюции парусной системы: от трёхмачтовой к двухмачтовой. Соответственно, когда процесс эволюции закончился, надобность в них отпала.
Пакетбот - почтово-пассажирское судно, отсюда требование к обитаемости, наличие кают и специальных помещений - это и есть его главная характеристика.
Шнявы русского флота нач. 18-го в. были 2-х мачтовыми, бушприт, фок- и грот-мачты, с прямым(корабельным) вооружением. А вот несли трисель-мачту, джек-штаг или ничего кроме фок- и грот-мачт, это вопрос. Ответ в архиве, имхо.
Пакетботы русского флота нач. 18-го в. были малые одно- и двухмачтовые суда(боты) для доставки грузов и связи вообще меж. кораблями в походе. И шнявы, и пакетботы имеют общие голандско-датские корни. В русском флоте и те и те использовались по разным назначениям, как вспомогательные суда ФЛОТА.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Re: Шнява или пакетбот (18 век)
Кстати рассматривая гравюры, а особенно одну из первых гравюр "Питеръ Бурха", - Боевые порядки русского флота на пути к Выборгу мая 1710 (гравюра выполнена Пикартом в 1711 году, тоесть спустя год после событий), присматриваясь к кораблям можно заметить большое, да просто ОГРОМНОЕ сходство, почти все кораблей (не считать голлеры) на обычные голландские пинассы.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6853
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 1161 раз
Re: Шнява или пакетбот (18 век)
Так ведь Пётр Алексеевич не дурак был, знал, у кого учиться, кого в гости звать. Помню, изучая вопрос про камели ("колыбели для кораблей, оные верблюдами зовутся") - специальные плавсредства для перемещения кораблей по мелководью, заметил фразу, что, де, русские специально взяли за основу именно голландскую школу кораблестроения, потому что она учитывает мелководье российских морских баз - аналогичное голландским проблемам...
- Александр Глебов
- Сообщения: 18
- Зарегистрирован: Пт янв 12, 2007 21:29
- Откуда: Республика Алтай
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Шнява или пакетбот (18 век)
В штатах русского флота первой половины XVIII в. были предусмотрены классы шняв и пакетботов одновременно. Шнявы были разведывательными, посыльными и крейсерскими судами флота. Во время Северной войны захватили немало шведских призов. Пакетботы предназначались для почтового сообщения между российскими и иностранными портами.kotbayun писал(а): Шнявы русского флота нач. 18-го в. были 2-х мачтовыми, бушприт, фок- и грот-мачты, с прямым(корабельным) вооружением. А вот несли трисель-мачту, джек-штаг или ничего кроме фок- и грот-мачт, это вопрос. Ответ в архиве, имхо.
Пакетботы русского флота нач. 18-го в. были малые одно- и двухмачтовые суда(боты) для доставки грузов и связи вообще меж. кораблями в походе. И шнявы, и пакетботы имеют общие голандско-датские корни. В русском флоте и те и те использовались по разным назначениям, как вспомогательные суда ФЛОТА.
Конечно, роль пакетботов могли исполнять суда любых классов. Что и было распространено в более позднее время. На Черноморском флоте пакетботами назначались бригантины (малые бриги), и шхуны, и люгеры.
Штатные пакетботы имели от 12 до 16 пушек и трехмачтовое корабельное вооружение, аналогичное кораблям и фрегатам, т.е. с латинской бизанью на рю. При Петре I пакетботы имели длину по палубе 80 футов и больше. В середине XVIII в. строились длиной 90 футов. По штатам 1806 г. длина пакетбота 85 футов 7 дюймов. Некоторые пакетботы были двухмачтовыми. Известный пример - пакетботы экспедиции В.И. Беринга.
Шнявы, как класс военного судна, официально были только в шведском и русском флотах. Шнявы по штату были 14-пуш. и 16-пуш. рангов. Отличительная особенность парусного вооружения шняв - гафельная бизань. Шнявы были в основной массе двухмачтовыми. Некоторые имели три мачты и корабельное вооружение. Имеются косвенные признаки наличия у двухмачтовых петровских шняв гика. В некоторых документах петровского времени шнявы именовались малыми фрегатами.
Малые двухмачтовые шнявы имели длину от 72 до 76 футов. Отдельные экземпляры были вооружены тремя мачтами. В РГАВМФ имеются чертежи трехмачтовых шняв, начала второй пол. XVIII в. длиной 86 футов.
По вопросу корней русских шняв. Первые шнявы для Азовского флота строил в 1702 г. грек И. Федотов. На Балтике и на Севере прототипами для шняв стали шведские призы "Астрильд" и "Мьехунден". Голландско-датские корни где? На эскизе, опубликованном Крайнюковым и реконструированной им на его основе "Мункере". Это - только один из возможных вариантов.
- Влад Вит
- Сообщения: 9766
- Зарегистрирован: Вс май 09, 2010 7:03
- Откуда: Москва, Рублевка.
- Благодарил (а): 130 раз
- Поблагодарили: 729 раз
- Контактная информация:
Re: Шнява или пакетбот (18 век)
ну вот ...теперь даже близорукий узбекский школьник...
разбуженный ночью в степи ...не сможет перепутать пакетбот со шнявой......
разбуженный ночью в степи ...не сможет перепутать пакетбот со шнявой......
Целое - больше суммы своих частей.
- voyager
- Сообщения: 171
- Зарегистрирован: Сб фев 26, 2005 16:30
- Откуда: Израиль, Нижний Новгород
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 11 раз
Re: Шнява или пакетбот (18 век)
Дабы не плодить темы задам здесь вопрос к знатокам - из каких источников взято то, что петровские шнявы строились без марсов? Спасибо