Шнява или пакетбот (18 век)

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Ответить
Сообщение
Автор
Гармонист
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Ср сен 14, 2016 12:23

Шнява или пакетбот (18 век)

#1 Сообщение Гармонист »

Добрый день!
Много почитал на этом форуме, честно сказать, был крайне смущен и разочарован, что с петровской эпохи почти не сохранилось никакой более менее точной инфрмации, не говоря уже о чертежах, по судам, первенцам нашего флота.
Как же так? Ведь сохранился же дом Петра рядом с Петропавловской крепостью, ботик до сих пор живет, а по реальным кораблям почти нет никакой информации, только одни догадки - ни точных рисунков, ни чертежей? Даже модель, наполовину собранная и выполненная самим Петром и та вызывает массу споров и догадок, что это вообще такое должно было быть - шнява или другой тип корабля (тот же пакетбот или фрегат).
В списках судов строившихся в петровскую эпоху есть два типа корабля, о которых хотелось бы поговорить отдельно, узнать у вас, специалистов, более подробную информацию - это "шнявы" и "пакетботы".
Функцилональная разница двух этих типов судов понятна всем, а были-ли у них конструктивные отличия?
Попутно хочу задать еще один вопрос - У фрегатов "Курьер" и "Святой Дух" если не брать остнастку, а только говорить по корпосу, ведь у них, на лицо, все черты "шняв"?
Спасибо.

Аватара пользователя
Влад Вит
Сообщения: 9766
Зарегистрирован: Вс май 09, 2010 7:03
Откуда: Москва, Рублевка.
Благодарил (а): 130 раз
Поблагодарили: 729 раз
Контактная информация:

Re: Шнява или пакетбот (18 век)

#2 Сообщение Влад Вит »

Функцилональная разница двух этих типов судов понятна всем,
Сильно сомневаюсь...
.пожалуй единственный, кто смог бы дать вразумительный ответ ....
это Александр Иванов....но его давно уже нет на форуме....

"функциональная" разница.....появится лет этак через 50..
.после первоначального появления этих конструктивно разных судов ....
Целое - больше суммы своих частей.

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Шнява или пакетбот (18 век)

#3 Сообщение Dedal »

Гармонист писал(а): Как же так? Ведь сохранился же дом Петра рядом с Петропавловской крепостью, ботик до сих пор живет, а по реальным кораблям почти нет никакой информации, только одни догадки - ни точных рисунков, ни чертежей?
Так нет системы, нет понимания что и откуда взялось :?
Можно описывать историю как, такой-то пошёл туда, сделал это и т.д.
А можно: пошёл потому что, сделал потому что....
Когда есть причинно-следственная связь, есть и понимание вопроса.
Гармонист писал(а): "шнявы" и "пакетботы".
Функциональная разница двух этих типов судов понятна всем, а были-ли у них конструктивные отличия?
На взгляд не специалиста:
Шнява - тип корабля возникший как переходное звено в эволюции парусной системы: от трёхмачтовой к двухмачтовой. Соответственно, когда процесс эволюции закончился, надобность в них отпала.

Пакетбот - почтово-пассажирское судно, отсюда требование к обитаемости, наличие кают и специальных помещений - это и есть его главная характеристика.

Аватара пользователя
kotbayun
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
Откуда: La Habana
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 79 раз

Re: Шнява или пакетбот (18 век)

#4 Сообщение kotbayun »

Dedal писал(а):Шнява - тип корабля возникший как переходное звено в эволюции парусной системы: от трёхмачтовой к двухмачтовой. Соответственно, когда процесс эволюции закончился, надобность в них отпала.

Пакетбот - почтово-пассажирское судно, отсюда требование к обитаемости, наличие кают и специальных помещений - это и есть его главная характеристика.
Есть и другие мнения: "Шнява- парусное судно, имевшее грот-мачту и бушприт, вооруженное по-корабельному." К.И. Самойлов Мор. словарь изд 1939 г., т.2, с. 564.

Шнявы русского флота нач. 18-го в. были 2-х мачтовыми, бушприт, фок- и грот-мачты, с прямым(корабельным) вооружением. А вот несли трисель-мачту, джек-штаг или ничего кроме фок- и грот-мачт, это вопрос. Ответ в архиве, имхо.

Пакетботы русского флота нач. 18-го в. были малые одно- и двухмачтовые суда(боты) для доставки грузов и связи вообще меж. кораблями в походе. И шнявы, и пакетботы имеют общие голандско-датские корни. В русском флоте и те и те использовались по разным назначениям, как вспомогательные суда ФЛОТА.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Гармонист
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Ср сен 14, 2016 12:23

Re: Шнява или пакетбот (18 век)

#5 Сообщение Гармонист »

Кстати рассматривая гравюры, а особенно одну из первых гравюр "Питеръ Бурха", - Боевые порядки русского флота на пути к Выборгу мая 1710 (гравюра выполнена Пикартом в 1711 году, тоесть спустя год после событий), присматриваясь к кораблям можно заметить большое, да просто ОГРОМНОЕ сходство, почти все кораблей (не считать голлеры) на обычные голландские пинассы.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1161 раз

Re: Шнява или пакетбот (18 век)

#6 Сообщение Игорь Тараканов »

Так ведь Пётр Алексеевич не дурак был, знал, у кого учиться, кого в гости звать. Помню, изучая вопрос про камели ("колыбели для кораблей, оные верблюдами зовутся") - специальные плавсредства для перемещения кораблей по мелководью, заметил фразу, что, де, русские специально взяли за основу именно голландскую школу кораблестроения, потому что она учитывает мелководье российских морских баз - аналогичное голландским проблемам...

Аватара пользователя
Александр Глебов
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пт янв 12, 2007 21:29
Откуда: Республика Алтай
Поблагодарили: 1 раз

Re: Шнява или пакетбот (18 век)

#7 Сообщение Александр Глебов »

kotbayun писал(а): Шнявы русского флота нач. 18-го в. были 2-х мачтовыми, бушприт, фок- и грот-мачты, с прямым(корабельным) вооружением. А вот несли трисель-мачту, джек-штаг или ничего кроме фок- и грот-мачт, это вопрос. Ответ в архиве, имхо.

Пакетботы русского флота нач. 18-го в. были малые одно- и двухмачтовые суда(боты) для доставки грузов и связи вообще меж. кораблями в походе. И шнявы, и пакетботы имеют общие голандско-датские корни. В русском флоте и те и те использовались по разным назначениям, как вспомогательные суда ФЛОТА.
В штатах русского флота первой половины XVIII в. были предусмотрены классы шняв и пакетботов одновременно. Шнявы были разведывательными, посыльными и крейсерскими судами флота. Во время Северной войны захватили немало шведских призов. Пакетботы предназначались для почтового сообщения между российскими и иностранными портами.
Конечно, роль пакетботов могли исполнять суда любых классов. Что и было распространено в более позднее время. На Черноморском флоте пакетботами назначались бригантины (малые бриги), и шхуны, и люгеры.
Штатные пакетботы имели от 12 до 16 пушек и трехмачтовое корабельное вооружение, аналогичное кораблям и фрегатам, т.е. с латинской бизанью на рю. При Петре I пакетботы имели длину по палубе 80 футов и больше. В середине XVIII в. строились длиной 90 футов. По штатам 1806 г. длина пакетбота 85 футов 7 дюймов. Некоторые пакетботы были двухмачтовыми. Известный пример - пакетботы экспедиции В.И. Беринга.
Шнявы, как класс военного судна, официально были только в шведском и русском флотах. Шнявы по штату были 14-пуш. и 16-пуш. рангов. Отличительная особенность парусного вооружения шняв - гафельная бизань. Шнявы были в основной массе двухмачтовыми. Некоторые имели три мачты и корабельное вооружение. Имеются косвенные признаки наличия у двухмачтовых петровских шняв гика. В некоторых документах петровского времени шнявы именовались малыми фрегатами.
Малые двухмачтовые шнявы имели длину от 72 до 76 футов. Отдельные экземпляры были вооружены тремя мачтами. В РГАВМФ имеются чертежи трехмачтовых шняв, начала второй пол. XVIII в. длиной 86 футов.

По вопросу корней русских шняв. Первые шнявы для Азовского флота строил в 1702 г. грек И. Федотов. На Балтике и на Севере прототипами для шняв стали шведские призы "Астрильд" и "Мьехунден". Голландско-датские корни где? На эскизе, опубликованном Крайнюковым и реконструированной им на его основе "Мункере". Это - только один из возможных вариантов.
Вложения
основа для крайнюковского варианта Мункера
основа для крайнюковского варианта Мункера

Аватара пользователя
Влад Вит
Сообщения: 9766
Зарегистрирован: Вс май 09, 2010 7:03
Откуда: Москва, Рублевка.
Благодарил (а): 130 раз
Поблагодарили: 729 раз
Контактная информация:

Re: Шнява или пакетбот (18 век)

#8 Сообщение Влад Вит »

ну вот ...теперь даже близорукий узбекский школьник...
разбуженный ночью в степи ...не сможет перепутать пакетбот со шнявой......

:)
Целое - больше суммы своих частей.

Raul
Сообщения: 269
Зарегистрирован: Ср июн 24, 2009 13:05
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Шнява или пакетбот (18 век)

#9 Сообщение Raul »

_____________________
С уважением, Владимир

Аватара пользователя
voyager
Сообщения: 171
Зарегистрирован: Сб фев 26, 2005 16:30
Откуда: Израиль, Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 11 раз

Re: Шнява или пакетбот (18 век)

#10 Сообщение voyager »

Дабы не плодить темы задам здесь вопрос к знатокам - из каких источников взято то, что петровские шнявы строились без марсов? Спасибо

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»