Пушечные порты HMS Leopard

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1161 раз

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#46 Сообщение Игорь Тараканов »

Исторические чертежи традиционно не дают такой информации, современным чертежам, как мы убедились, надо относиться с очень большой осторожностью. Куда больше нам могут рассказать модели, изготовленные для предъявления тайному Совету Адмиралтейства, вместе с чертежами, для рассмотрения проекта. Таким образом, эти модели - это как бы 3D чертёж, макет, как у современных архитекторов. Вот на этих моделях видно много таких деталей, которых нет на исторических чертежах.

Так вот. Те порты, которые не имеют крышек - это порты верхней палубы и надстроек - там открытое пространство, использование крышки для защиты от внешних природных факторов теряет всякий смысл. Если на верхней палубе или надстройках есть крышки пушечных портов, значит, там расположены каюты.

Однако, нетрудно заметить, изучив великое количество сохранившихся моделей для Адмиралтейств-коллегий, что так называемая четверть, то есть, шпунт, получившийся между внешней обшивкой и шпангоутами и косяками пушечного порта, присутствует на всех пушечных портах. Правда, эта самая четверть на "безкрышных" портах бывает настолько мала, что можно было бы говорить об ошибке модельной мастерской. Но это не так. Шпунт всё-таки присутствует.

Для чего он предназначен, я понял, когда однажды читал интересную забугорную статью в Инете, вольный пересказ статьи Брайна Лэвери, про консервацию и хранение английских кораблей в 18 веке. Моё внимание привлекла часть, где рассказывалось про зимовки. На зимний период корабли очень серьёзно переоборудовались. Внешне они становились похожи на блокшивы или на плавучие тюрьмы. Например, строились огромные крыши. И, помимо прочего, на все пушечные порты ставились специальные крышки, окна, пробки и тому подобные заглушки. Вот тут и пригодится шпунт, надёжно удерживающий крышку во время зимних штормов. Ещё упоминается об утеплении, о рейках с войлоком и другие операции по сохранению тепла на корабле во время вынужденного простоя.

Я прикрепляю несколько фотографий адмиралтейских моделей двухпалубных кораблей того же периода, что и наш Леопард. Всё видно на картинках: какой должен быть шпунт, где и на сколько он выступает и тп. Надеюсь, помог.
Вложения
pic_2.jpg
gallery_10197_945_112192.jpg
gallery_10197_920_17254.jpg
gallery_10197_919_78567.jpg
982767806.jpg

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1161 раз

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#47 Сообщение Игорь Тараканов »

Пост Скриптум. Посмотрите внимательно. На верхней батарее, где пушечные порты без крышек, эти порты шпунт имеют. А на надстройках, внимание, шпунт имеют только те порты без крышек, которые прикрыты ещё одной надстройкой. Например, на открытой части квартердека пушечные порты шпунта не имеют. На той же части квартердека, которая прикрыта сверху ахтердеком (палубой юта), пушечные порты шпунт имеют, независимо, была ли там крышка изначально (летом) или нет. На форкастеле все порты шпунта не имели.

Я сейчас речь веду не только про время Леопарда, но и про более позднее время, начало 19 века, когда на надстройках появились высокие полноразмерные фальшборта.

Аватара пользователя
alex_leraje
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Вт фев 04, 2014 2:08
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#48 Сообщение alex_leraje »

Спасибо огромное! То что доктор прописал. Все не мог понять закономерность, искал разные фото моделей и кораблей поближе, и все были из разных частей, вот и казалось что то есть четверть то нет. В общем, учитывая все, получается что четверти именно на Лео были на всех портах за исключением "половинки" на квартердеке.

Аватара пользователя
alex_leraje
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Вт фев 04, 2014 2:08
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#49 Сообщение alex_leraje »

Приветствую всех, возник у меня еще один вопрос по окраске Леопарда, а точнее хотелось бы уточнить цвет фальшбортов по состоянию после 1800 года.

Как говорили несколько выше есть одна картина корабля класса Портланд, скорее всего именно Леопарда, ибо совпадает даже декор - и на нем фальшборт красный. Опять же как мне известно оно так на английских парусниках и было.
portland_.jpg
Но тут есть картина стычки с USS Chesapeake, где Лео выкрашен в стандартную черно-желтую полоску, и вот меня мучает вопрос - борта на то время были красными, или желтыми, как на черно-желтой Виктори?
Chesapeake-Leopard_web_cut.jpg
Ну и так, хочу написать по окраске, что удалось выяснить - на состояние после 1800 года (опять же если частично судить по картине), Лео был окрашен в черно-желтую полоску, с красными четвертями, желтыми лафетами, обшит медью. По фальшбортам склоняюсь больше к желтым, но может у кого есть точная инфа, чтоб не совершить сейчас роковую ошибку и не казнить себя потом каждый раз при взгляде на модель :D

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1161 раз

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#50 Сообщение Игорь Тараканов »

С высокой долей вероятности можно утверждать, что Леопард имел окраску внутренних поверхностей фальшбортов темно-жёлтую (использовалась минеральная охра, как прекрасный защитный материал, сберегающий дерево и железо). Тому доказательство - вами представленная картина. Вглядитесь: перед грот-мачтой видна желтая полоска. Это передний бимс квартердека, на нём - брест-реельс и коечная сетка. Раз силовой элемент окрашен в охру, то и весь фальшборт опердека с вероятностью 99 процентов был окрашен охрой. Так же окрашен опердек Виктори. Пушечные порты и их крышки, естественно, окрашены железным суриком - это не краска, а грунт, отлично защищавший дерево и железо, плюс имеющий высокую огнестойкость.

На данной картине я не обнаружил признаков высоких дрифтов (как на современной Виктори). Поэтому следующая информация Леопарда не коснулась (но только до тех пор, пока не появились на нём высокие дрифты): В 19 веке дрифты бака и квартердека стали красить изнутри не только охрой, но и свинцовыми белилами, имевшими грязно-белый цвет. При этом борт верхней батарейной палубы всё равно окрашивался охрой. Нижние палубы - (т.е. борта изнутри)- и в 18, и в 19 веке красились белилами - в первую очередь, для улучшения освещения пространства закрытых палуб.

Раз Леопард не получил (по крайней мере, на вашей картине) высоких дрифтов, то фальшборта бака и квартердека могли иметь изнутри как окраску охрой, так и окраску железным суриком (т.е., быть красного цвета). Нет никаких признаков системы в способах окраски надстроек на протяжении обеих столетий - встречались самые различные варианты. В своё время я пытался, например, выяснить, по какому принципу фризы над вест-реельсом окрашивались в различные цвета. И не смог. На одной и той же верфи, в один период времени, сходили на воду корабли с самыми различными вариантами окраски фризов! На вашей картине, участок в районе юта (бывший фриз) имеет желтую полоску - возможно, один из вариантов ранней "Нельсоновской схемы", кстати.

Аватара пользователя
alex_leraje
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Вт фев 04, 2014 2:08
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#51 Сообщение alex_leraje »

Спасибо большое за помощь, буквально вытянули из картины последние соки)

sascha_matvijets
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 491
Зарегистрирован: Вс фев 13, 2005 22:31
Откуда: Heidelberg (Гейдельберг), Германия
Поблагодарили: 24 раза

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#52 Сообщение sascha_matvijets »

Игорь Тараканов писал(а):Тому доказательство - вами представленная картина.
Эта картина не может быть доказатедьством вообще ничему, поскольку Джон Биван родился в 1852г и картина написана лет через 100 после событий.
http://www.humanitiestexas.org/archives ... ne-21-1807
Игорь Тараканов писал(а):Вглядитесь: перед грот-мачтой видна желтая полоска. Это передний бимс квартердека, на нём - брест-реельс и коечная сетка. Раз силовой элемент окрашен в охру, то и весь фальшборт опердека с вероятностью 99 процентов был окрашен охрой.
Игорь, вглядись в картину Маршала повыше, там декоративный молдинг на последнем бимсе форкастеля тоже желтый. Не говорит опять же ни о чем.

Аватара пользователя
Игорь Тараканов
Сообщения: 6853
Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
Благодарил (а): 68 раз
Поблагодарили: 1161 раз

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#53 Сообщение Игорь Тараканов »

Ну и отлично. Меньше геморроя.

Аватара пользователя
alex_leraje
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Вт фев 04, 2014 2:08
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#54 Сообщение alex_leraje »

Нус, уже борта выкрашены в желтый, так что буду себя убеждать что оно так и было :D

Аватара пользователя
alex_leraje
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Вт фев 04, 2014 2:08
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#55 Сообщение alex_leraje »

Всех приветствую! В процессе постройки модели возникло несколько вопросов, не дающих спать по ночам и бодрствовать днем :D

Интересует эта деталь (не знаю как называется, пока будет штука :D ) опять же на Леопарде.
1.jpg
Это чертеж МакКея, и тут же по этому вопросы, линию указанную по стрелке он до пояса с замками не довел (и сместил немного назад), и от этого неопределенность, где она была.

Нашел пару фото тут музейных моделей, где оная штука есть, и она никогда не попадает на край порта, хоть и более-менее вольно проходит по пушечному порту и является продолжением верхнего щита (названия тоже не знаю :( ):
2.jpg
4.jpg
Собственно как это сделал я и подумываю то ли переделать то ли оторвать:
3.JPG
А оторвать потому что на оригинальном чертеже, и собственно на музейной модели Леопарда (предположительно) таких штуковин вовсе нет:
6.jpg
5.jpg
Но опять же доверять им тоже нельзя, чертеж и модель скорее всего датированы задолго до постройки самого корабля (где-то 1770-1775 годы), А Лео спущен на воду в 1790 году. Я пытаюсь сделать корабль по состоянию на 1807 год, и возможно что данная деталь устанавливалась на все корабли в это время поголовно и могла там присутствовать с высокой долей вероятности?

Аватара пользователя
Alexander Pushkash
Сообщения: 2440
Зарегистрирован: Сб янв 19, 2008 21:55
Откуда: Украина, Днепропетровск
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 160 раз

Re: Пушечные порты HMS Leopard

#56 Сообщение Alexander Pushkash »

Интересует эта деталь (не знаю как называется, пока будет штука :D ) опять же на Леопарде.
Штука называется "шкун" (в русской традиции, как по-английски не знаю). Предназначена для защиты борта и выступающих частей (русленя в частности) от повреждения рогами якоря при его повороте в походное положения и взятии на пертулинь и рустов. Техническое исполнение и месторасположение самое разнообразное, но должно быть подчинено именно идее защиты борта и его частей от повреждений. Расположение связано с размерами якорей и расположением кат-балки. Естественно, детали шкуна должны быть легко заменяемы (некий аналог фальшкиля, который часто отрывался при посадке на мель или даже касания грунта) и не мешать артиллерии. На теоретических чертежах показывался достаточно редко.
Не плыви по течению, не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе надо...
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Текущий проект (он же первый) San Martin
Реконструкционные проекты - бот Св. Гавриил, пакетбот Св.Петр, шхуна Измаил (автор чертежей)
----------------------------
С уважением
Александр

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»