kotbayun писал(а):Вот такой современный взгляд на историю развития и взаимосвязь "южной и северной школ" судостроения периода средневековья, см. схему.
Ещё иллюстрации Дыгало добавьте для полноты восприятия "направление развития судостроения" и будет полный пердимонокль. У него схема в "Парусника мира" от 2002 года и то повеселее будет - он, как вы верно заметили, по крайней мере арабское судостроение вниманием не обошел.
kotbayun писал(а):Отмечу, что в 70-е г.г. ХХ в. было принято традиционное направление развития судостроения - с юга на север.
В мурзилках, наверно, да.
А то, что те же коги повлияли на средиземноморское судостроение, как минимум с 14-го века, было известно и в 70-х годах XX века и в XIX веке и ранее. Не говоря об арабах.
Не было "развития с юга на север". Было взаимовлияние, а развитие судостроения больше определялось задачами, актуальными на тот момент, техническими возможностями и природными особенностями региона.
kotbayun писал(а):Все традиционные цивилизации - южные.
А норманны - не традиционная ?
(про франков, англо-саксов и др. не говорю, ввиду меньшего их вклада в развитие судостроения, но как не-цивилизации их тоже обижать не надо)