Козацкий байдак

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
ron32
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 23:51
Откуда: Киев
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 5 раз

Козацкий байдак

#1 Сообщение ron32 »

Мне посчастливилось поучаствовать в интересном проекте. Мои коллеги-реконструкторы спустили на воду реплику козацкого транспортного байдака. Судно 10 метров длиной, шириной 2.4 метра и высотой борта 0.8метра.
Для достоверности в постройке ребятами было проведено много научных изысканий (осматривали археологические материалы, копались в архивах, общались с дедами - строителями).
Строительство растянулось на три года. Использовали технологии и методы постройки 17 века.
Результат:
стапель
IMG_2668.JPG
IMG_2664.JPG
на воде
IMG_2683.JPG
IMG_2687.JPG
Немов хитрий скунс....

Аватара пользователя
ron32
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 23:51
Откуда: Киев
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 5 раз

Re: Козацкий байдак

#2 Сообщение ron32 »

Первые выходы провели на веслах.
2.jpg
1.jpg
P1010114.JPG
Фотосесия в исторических костюмах
P1010092.JPG
P1010016.JPG
Следующим этапом будет изготовление парусного вооружения.
По нему катастрофически мало информации, посему я очень нуждаюсь в Вашей помощи.
Известно что такие суда несли одну сьемную мачту и один прямой парус.
Немов хитрий скунс....

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Козацкий байдак

#3 Сообщение Dedal »

От души поздравляю, получилось очень даже неплохо 8)
ron32 писал(а): Следующим этапом будет изготовление парусного вооружения.
По нему катастрофически мало информации, посему я очень нуждаюсь в Вашей помощи.
Известно что такие суда несли одну сьемную мачту и один прямой парус.
По Далю:
БАЙДАК м. речное судно по Днепру и притокам его, длин. 15-25 саж., шир. 2-4 саж., в осадке 6-9 четвертей, подымает 10-15 тыс. пудов. Байдаки об одной мачте, с ложками (вантами) и базанною (штагом), об одном большом парусе, как волжские расшивы; управляются по-барочному, стерном (кормовою потесью), а с носу треплом (носовою потесью); закавказские байдаки меньше, сажен шести.

Отсюда можно и исходить:
Расшива — парусное речное судно, обычно плоскодонное, на Волге и Каспии. Строились в XVIII—XIX веках.
Изображение
Изображение

Строились расшивы из соснового и елового пиленого леса.
Основные их размеры:
длина 32—53 метра (15—25 сажен),
ширина 6—11 метров (3—5 сажен),
высота мачты 25—32 метра (12—15 сажен),
высота борта 3,2—3,6 метров (18—20 четвертей).
Мачта состояла из 6—7 деревьев. На клотике мачты ставился флюгер с изображением Георгия Победоносца. Особую ценность в расшиве представлял парус, изготовленный из высококачественного материала. Ширина паруса равнялась длине судна, а высота — 32—43 метра (15—20 сажен).

Пересчитать для ваших размеров 8)

http://novostey.com/science/news264377.html
Изображение
Здесь уже под парусом, но он не совсем верный.

Аватара пользователя
ron32
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 23:51
Откуда: Киев
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 5 раз

Re: Козацкий байдак

#4 Сообщение ron32 »

Вы правы. Байдак это плоскодонное весельное транспортное судно.
Часто использовалось для перевозки войск и снабжения по Днепру и прилегающим водным путям. О его распространении говорит хотя бы тот факт, что в документах 17 века часто говорится о "реквизиции" транспорта у частных владельцев.

Когда решали какой тип судна реконструировать - чайку или байдак - обнаружилось, что по байдаку можно найти больше достоверной информации. Изображения разного уровня достоверности попадались на гравюрах 17-18 века. В наших музеях есть несколько экземпляров, разной степени сохранности, речных судов похожих на байдак.

При строительстве применяли технологии 17 века. Корпус собран из досок и бревен на деревянных нагелях. Шпангоуты вырезаны из цельных кусков древесины, подходящей по изгибу. Швы проконопачены мхом с пропиткой и прикрыты щелевыми планками.

Парусное вооружение неслось на съемной мачте. Прямой парус, квадратной формы. Для нашего судна (10*2.4) примерной площадью 20 м2.

Сейчас, в связи с проектированием парусного вооружения, возникла масса вопросов, которые я хотел бы выяснить.
Например: какие оси были в такелажных блоках 17 века (дерево или металл), материал осей, как они смазывались?
Крепление вант и штага на судне (должно быть быстросъемно и надежно) и.т.д.
Немов хитрий скунс....

Аватара пользователя
kotbayun
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
Откуда: La Habana
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 79 раз

Re: Козацкий байдак

#5 Сообщение kotbayun »

ron32 писал(а):...какие оси были в такелажных блоках 17 века (дерево или металл), материал осей, как они смазывались?


Все зависило от того, кто строил. Если средства казенные - дельные вещи и проч. отковывали. А если самопальная постройка артели "ты да я, да мы с тобой " -экономили где могли.
Отсюда два варианта: железные оси блоков или деревянные. Причем надо учитывать, что сечение дерева и металла, для одной и той же нагрузки, различны. И отсюда, шкивы и сами блоки имели разные размеры. Смазка трущихся поверхностей "универсальная" -деготь.
С металлом для осей ясно - ковкое железо. А с деревом для осей- ясень, вяз, бук, но не дуб, из-за крупноволокнистой структуры.
ron32 писал(а):...Крепление вант и штага на судне (должно быть быстросъемно и надежно) и.т.д.
То же самое: кто строил ?

Ванты. Средства казенные - на топе мачты кованый бугель с обушками для вязки верх. концов вантин. Ниж. конец вантины -с огоном. На палубе- ватервейсе(если был) кованые коуши. И тали с 2-мя гаками. Верх блок-двойка, нижний- одинарный.

Ванты. Средства артельные - на топе мачты строп с огонами для вязки верх. концов вантин. Ниж. конец -с огоном. На стойках фальшборта- вязали стропы с огонами. Тали с клевантами. Верх блок-двойка, нижний- одинарный.

Со штагом та же картина. Сверху от топа мачты - вниз на дерево форштевня.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

Re: Козацкий байдак

#6 Сообщение Dedal »

ron32 писал(а): возникла масса вопросов, которые я хотел бы выяснить.
"Огласите весь список!" (с) :)

Аватара пользователя
ron32
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 23:51
Откуда: Киев
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 5 раз

Re: Козацкий байдак

#7 Сообщение ron32 »

Прошу прощения за то, что запустил немного тему :(

kotbayun
большое спасибо за участи и коментарии. Помогло с принятием решений.

Пошив парусного вооружения идет полным ходом. Честно говоря - пошить парус вручную - еще то занятие! :)

Теперь по списку вопросов.

1. материал для шкивов и блоков (планируется один на мачте и одношкивный блок на рее). Нагрузки небольшие - до 400 кг. Поскольку реконструируем байдак не казенный, а частный, то металл не предлагать. Нашими коллегами озвучивался как вариант для шкивов - клен. В принципе можно достать, он у нас растет. Материал достаточно вязкий и не будет под нагрузкой лопаться.
В русскоязычном сегменте сети про материалы ничего толком не говорят.

2. материал для накладок на мачту (типа чиксов) и мачтовых уток. Как вариант - клен.

3. Состав тира? Самая большая на данный момент проблема - состав тира для пенькового троса. Могли или нет применять тирование стоячего такелажа на транспортных плоскодонках?

4. пропитка для паруса? применяли или нет на транспортных кораблях пропитку для парусов? Какой может быть его состав.
Немов хитрий скунс....

Аватара пользователя
kotbayun
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
Откуда: La Habana
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 79 раз

Re: Козацкий байдак

#8 Сообщение kotbayun »

ron32 писал(а):1. материал для шкивов и блоков (планируется один на мачте и одношкивный блок на рее). Нагрузки небольшие - до 400 кг. Поскольку реконструируем байдак не казенный, а частный, то металл не предлагать. Нашими коллегами озвучивался как вариант для шкивов - клен. В принципе можно достать, он у нас растет. Материал достаточно вязкий и не будет под нагрузкой лопаться.
В русскоязычном сегменте сети про материалы ничего толком не говорят.
Ну, пойдем по списку. Точить блоки и шкивы из вяза(хотя бы).
ron32 писал(а):2. материал для накладок на мачту (типа чиксов) и мачтовых уток. Как вариант - клен.
См. ответ на п.1.
ron32 писал(а):3. Состав тира? Самая большая на данный момент проблема - состав тира для пенькового троса. Могли или нет применять тирование стоячего такелажа на транспортных плоскодонках?
Состав тира - природная смола хвойных деревьев(нагретая). Это для стоячего такелажа(пенька). Бегучему(пенька) тир не нужен. Вообще пенька не любит кислоты, щелочи, копоть, нагрев(огонь), олифу, масляные и прочие краски. Пенька всегда должна быть сухой.
ron32 писал(а):4. пропитка для паруса? применяли или нет на транспортных кораблях пропитку для парусов? Какой может быть его состав.
Парусине пропитка не нужна.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Аватара пользователя
kotbayun
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
Откуда: La Habana
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 79 раз

Re: Козацкий байдак

#9 Сообщение kotbayun »

Интересуюсь: А кто посоветовал блоки и шкивы точить из клена? Случаем, не потенциальный продавец кленового массива?
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Аватара пользователя
ron32
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 23:51
Откуда: Киев
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 5 раз

Re: Козацкий байдак

#10 Сообщение ron32 »

Спасибо за ответы.
Посоветовал клен наш строитель лодки. Он не продавец дерева... Да и опрос между знакомыми столярами дал то же результат...

Теперь попробуем искать вяз.
Немов хитрий скунс....

Аватара пользователя
ron32
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 23:51
Откуда: Киев
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 5 раз

Re: Козацкий байдак

#11 Сообщение ron32 »

Кстати, уточнение.... А можно тировать дегтем? Он как бы есть в наличии.
Немов хитрий скунс....

Аватара пользователя
kotbayun
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
Откуда: La Habana
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 79 раз

Re: Козацкий байдак

#12 Сообщение kotbayun »

ron32 писал(а):... Теперь попробуем искать вяз.
Думаю, ясень найти легче.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Аватара пользователя
kotbayun
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
Откуда: La Habana
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 79 раз

Re: Козацкий байдак

#13 Сообщение kotbayun »

ron32 писал(а):... А можно тировать дегтем? Он как бы есть в наличии.
Пеньку - нет, д. её убьёт. Как натуральный тир для стояч. такелажа можно осмол или живицу(древ. смола).

Или задать вопрос по веществам для пропитки пеньки на сайте КАТЕРА И ЯХТЫ.

Вот дедовская пропитка корпуса лодки: Варится льняная олифа(из льняного масла) в течении 3-4х часов при т-ре 270-300 град.С.При 120-160град.(в начале варки) вводятся сиккатив-свинц.сурик или свинц.глет в кол-ве от 0,01-0,1% на массу масла.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Аватара пользователя
kotbayun
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
Откуда: La Habana
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 79 раз

Re: Козацкий байдак

#14 Сообщение kotbayun »

kotbayun писал(а):...Или задать вопрос по веществам для пропитки пеньки на сайте КАТЕРА И ЯХТЫ.
Вот и тема пропиток для древесины- лодки, катера: http://forum.katera.ru/index.php?/topic ... ropitka-2/

Как натуральный тир для стояч. такелажа можно осмол или живицу(древ. смола).
kotbayun писал(а):...Вот дедовская пропитка корпуса лодки: Варится льняная олифа(из льняного масла)...


Один "малый судоводитель" рассказывал о пропитке лодки олифой из подсолнечного масла - ничего другого под руками не было. Нагревал до сотни и красил.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Аватара пользователя
ron32
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 23:51
Откуда: Киев
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 5 раз

Re: Козацкий байдак

#15 Сообщение ron32 »

kotbayun
Большое спасибо за советы. Вяз уже нашли. Доску 30, 2 метра длиной. На шкивы хватит точно. Корпус блока и чиксы - планируем дуб, если вяза не хватит.
Вопрос с пропиткой такелажа пока снят. Решили просто ничем не пропитывать. Сезон отходим, там посмотрим. Благо с пеньковой веревкой проблем нет - поехал, купил, за час оклетневал и сплел огона и готово....

Тему на катерах и яхтах смотрели - спасибо.
У нас задача построить лодку максимально по технологии 17 века. Ездили к одному деду на Десну. Он строил такие лодки - интересовались. Корпус олифили и покрывали снаружи дегтем. Пока полет нормально.

К сожалению дед ничего по парусному вооружению нам подсказать не мог - он строил чисто гребные суда. Вот и приходится искать информацию самостоятельно.

Парус практически дошили, осталось лик трос пришить и все....
2015-02-15 14.18.12.jpg
2015-01-18 12.23.51.jpg
Свечка в руках у коллеги - для вощения ниток...
Немов хитрий скунс....

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»