ОЛИФАНТ

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
antonov_os
Сообщения: 319
Зарегистрирован: Пт окт 17, 2008 0:03
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 25 раз

Re: ОЛИФАНТ

#16 Сообщение antonov_os »

Вот тут совсем не понял.
Какой вы предполагаете архитектуру "Думкрата"?
Вот такой со сплошной верхней палубой
8-3.jpg
Или вот такой с неполным нижним деком
8-SweepStake-32.jpg
Или стандартная архитектура "истинных фрегатов" начиная с 1740х с невооруженной жилой палубой под пушечной?

А почему вы выделяете именно голландские корабли длиной менее 100 футов с двумя палубами? С одной стороны русские фрегаты больше 100 футов. А с другой у тех же англичан была целая серия короче 100 футов с двумя палубами (28-пушечные фрегаты 1690х).

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1215
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: ОЛИФАНТ

#17 Сообщение А.Иванов »

antonov_os писал(а): Вс янв 12, 2020 1:52 Какой вы предполагаете архитектуру "Думкрата"?
А.Иванов писал(а): Сб янв 11, 2020 21:50 У "Думкрата" (по Петру) - две палубы (верхняя образована перекрытием ростров между баком и шканцами), кают под вопросом.
antonov_os писал(а): Вс янв 12, 2020 1:52 А почему вы выделяете именно голландские корабли длиной менее 100 футов с двумя палубами?
А.Иванов писал(а): Сб янв 11, 2020 23:23 Крюйс - на это есть его собственное "показание", - был противником английских мастеров и по мере сил превозносил именно голландцев.
А.Иванов писал(а): Сб янв 11, 2020 23:23 Именно голландское кораблестроение на кораблях до 100 футов длиной включительно предполагало 2 сплошные палубы, из которых часто на малых типах нижняя была жилой, но есть довольно много случаев, когда и на нижней стояли пушки.
Здесь неудачный речевой оборот. Имелось ввиду от 100 футов и больше.
antonov_os писал(а): Вс янв 12, 2020 1:52 у тех же англичан была целая серия короче 100 футов с двумя палубами (28-пушечные фрегаты 1690х).
И что из этого?

antonov_os
Сообщения: 319
Зарегистрирован: Пт окт 17, 2008 0:03
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 25 раз

Re: ОЛИФАНТ

#18 Сообщение antonov_os »

Да в общем ничего.
На мой взгляд однодечники, у которых соединили бак с квартердеком и тем получили вторую палубу никак не связаны с кораблями, у которых над пушечной палубой бак с картердеком, а ниже еще одна палуба, возможно с пушками.

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1215
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: ОЛИФАНТ

#19 Сообщение А.Иванов »

Каким образом Ваш тезис связан с "Олифантом" и "Думкратом"?

antonov_os
Сообщения: 319
Зарегистрирован: Пт окт 17, 2008 0:03
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 25 раз

Re: ОЛИФАНТ

#20 Сообщение antonov_os »

Никак. Вы неудачно выразились, я не понял.

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: ОЛИФАНТ

#21 Сообщение AlexO »

А.Иванов писал(а): Сб янв 11, 2020 21:50 Как это "не противоречит"?
У Крайнюкова - две палубы и кают.
У Яковлева - палуба, две надстройки - бак и шканц, кают.
У "Думкрата" (по Петру) - две палубы (верхняя образована перекрытием ростров между баком и шканцами), кают под вопросом.
Именно так, не противоречит. Больше того, донесение Яковлева, на которое вы ссылаетесь, Крайнюков цитирует в своей статье по "Олифанту" в Морской Истории (см. стр. 34).

Поясню: Яковлев сообщает список уже произведенных работ по постройке фрегата, и список текущих, незавершенных работ. Он не описывает судно на момент несения им службы. Таким образом невозможно логически утверждать, что на момент вступления фрегата в строй на нем не было того, что не упомянул Яковлев. Более того, поскольку мы знаем что Олифант был достроен уже в Кронверкской протоке и что из Олонецкой верфи он вышел максимально облегченным, без рангоута (только фок-мачта и бушприт) и совсем без артиллерии, то Яковлев и не мог даже теоретически, описать корабль в достроенном виде.
PS
Опять же, логично, что для упрощения установки артиллерии верхняя палуба не была закрыта. Но это уже предположение, не относящееся к тому факту, что из письма Яковлева ничего опровергающего Крайнюкова не следует.
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

Аватара пользователя
Bender Rodriges
Сообщения: 703
Зарегистрирован: Ср сен 16, 2009 23:37
Откуда: г. Касимов, Рязанская область
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 11 раз

Re: ОЛИФАНТ

#22 Сообщение Bender Rodriges »

Доброго времени суток! Крайне интересно, что народ так бодро и бурно начал общаться на тему чертежей, но появилось еще несколько вопросов. Судя по чертежу, нос у "Олифанта" крайне мудреный. На рисунке отмечено красной линией, там обозначение на теории "п.п" - неужели ТАКОЙ сильный завал был? И еще вопрос - может где-то на выставках "олифант" выставлялся? где-нибудь посмотреть на готовую модель?
Нос Олифанта.jpg
Нельзя спрятаться от света луны, закрыв ее рукой.

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1215
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: ОЛИФАНТ

#23 Сообщение А.Иванов »

AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 14:24 Больше того, донесение Яковлева, на которое вы ссылаетесь, Крайнюков цитирует в своей статье по "Олифанту" в Морской Истории (см. стр. 34).
Да, цитирует. Но, не учитывает.
А.Иванов писал(а): Пт янв 10, 2020 21:51 Почему это не учтено Крайнюковым, не знаю.
Другими словами, не придаёт этому письму никакого значения в плане характеристики архитектуры фрегата. Яковлев в донесении весьма точен. Он не говорит "нижняя (верхняя) палуба отделана", а только "палуба отделана". Странно, не правда ли, если считать, что палуб две - какая именно "отделана"? Почему не "палубы отделаны"?
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 14:24 Яковлев сообщает список уже произведенных работ по постройке фрегата, и список текущих, незавершенных работ. Он не описывает судно на момент несения им службы.
Правильно. Но почему выбрана такая формула - "палуба отделана", - вместо "нижняя палуба отделана", "верхняя отделана", "палубы отделаны" и т.д.?
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 14:24 Таким образом невозможно логически утверждать, что на момент вступления фрегата в строй на нем не было того, что не упомянул Яковлев. Более того, поскольку мы знаем что Олифант был достроен уже в Кронверкской протоке и что из Олонецкой верфи он вышел максимально облегченным, без рангоута (только фок-мачта и бушприт) и совсем без артиллерии, то Яковлев и не мог даже теоретически, описать корабль в достроенном виде.
Не могу судить, как Вы себе представляете 2-палубный корабль, у которого часть верхней палубы отсутствует. Палуба есть палуба. Кстати, у реконструкции Крайнюкова именно палуба, а не отдельные настилы бака, шкафута и шканцев. Как можно настелить только бак и шканцы без настилки шкафута - если Вы на это намекаете, - мне не известно.
Я выделил в Вашем тезисе еще один оборот потому, что он мне представляется несколько надуманным. Что значит "максимально облегчить" и так пустой корпус с одной мачтой?
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 14:24 из письма Яковлева ничего опровергающего Крайнюкова не следует.
Если таким образом трактовать документы, как это делаете Вы, то почему бы не заняться пересмотром "штандартовской" серии фрегатов? Пусть тоже будут 2- (3-) палубными. Это еще лучше встроится в крайнюковскую концепцию развития русских фрегатов.
А если серьёзно, то документ, подтверждающий предположение Крайнюкова о 2-х палубах "Олифанта", никем ещё не предъявлен. Напротив, если мы проанализируем, к примеру, сообщение Скляева от 14 октября 1705 года, в котором он называет "Думкрат" 2-палубным кораблем, то сразу встаёт вопрос: а чего это вдруг Скляев так акцентирует внимание на уже, казалось бы, привычной архитектуре? - "Олифант" уже есть с двумя палубами, и вдруг снова "2-палубный корабль" (другие-то обозначены иначе). Наверное, потому, что две палубы "Думкрата" на тот момент для Скляева являлись отличительной его чертой. Если бы "Олифант" имел 2 палубы, то этого отличия "Думкрат" в письме Скляева не имел бы.
Так что, пока Вы пытаетесь конкретному документу с вполне ясным текстом придать двоякий смысл. На мой взгляд, это неверное направление.

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: ОЛИФАНТ

#24 Сообщение AlexO »

Bender Rodriges писал(а): Пн янв 13, 2020 20:17И еще вопрос - может где-то на выставках "олифант" выставлялся? где-нибудь посмотреть на готовую модель?
Конечно, можно. Во-первых, исторически первая модель Нарима Майгельдинова (возможно, читает нас и посмеивается) http://forum.modelsworld.ru/topic15001.html
1.jpg
Во-вторых, на последнем ЧР 2019 в Зарядье 3-е место в С1 заняла модель "Олифанта" М. Крахмального с 91.76 балла (тоже, наверняка, читая, посмеивается).
C1-3-тяж фрегат Олифант, Автор - Крахмальный М, - 91.76 балла.jpg
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: ОЛИФАНТ

#25 Сообщение AlexO »

А.Иванов писал(а): Пн янв 13, 2020 20:53почему выбрана такая формула - "палуба отделана", - вместо "нижняя палуба отделана", "верхняя отделана", "палубы отделаны" и т.д.?
Мы можем с вами строить предположения почему, НО в любом случае текст письма Яковлева не может быть причиной оспорить реконструкцию Крайнюкова. Вы написали "уже доказано" - нет, не доказано. Я возражаю в этом месте, а дальнейшие гипотезы строить готов тогда, когда мы с вами согласимся в основном.
А.Иванов писал(а): Пн янв 13, 2020 20:53Как можно настелить только бак и шканцы без настилки шкафута - если Вы на это намекаете, - мне не известно.
Это не сложно и даже ничего необычного, рутина.
А.Иванов писал(а): Пн янв 13, 2020 20:53 Я выделил в Вашем тезисе еще один оборот потому, что он мне представляется несколько надуманным. Что значит "максимально облегчить" и так пустой корпус с одной мачтой?
Как известно, даже со всеми этими ухищрениями "Олифант" сел на 9 футов, при глубине коридора в 7 футов и его пришлось приподнимать из воды с помощью вспомогательных судов, чтобы протащить мимо Шлиссельбурга.
А.Иванов писал(а): Пн янв 13, 2020 20:53Если таким образом трактовать документы, как это делаете Вы, то почему бы не заняться пересмотром "штандартовской" серии фрегатов?
Давайте не будем уходить от темы и сначала с "Олифантом" закончим. Я не трактую письмо Яковлева так или иначе, я указываю на то, что оно недопустимо как аргумент в данном контексте. А что оно значит - да один Яковлев и его современники знают, что именно. Яковлев не то что состояние корабля на момент входа в строй не описывает, он не описывает корабль вообще. У него нет такой цели. Он описывает работы по его постройке, при этом умалчивая о ранее завершенных, о которых уже отчитался (набор корпуса итд), равно как и те, к которым не приступал (установка бушприта итп). Так что то, что он не упоминает "закрытие досками" шкафута - само по себе не значит НИЧЕГО. Шкафут мог быть (теоретически) "закрыт досками" ранее, просто в это письмо включены только те работы, которые проведены в отчетный период. А может и не был закрыт - письмо Яковлева принципиально не может дать ответ на этот вопрос, равно как и на вопрос об архитектуре "Олифанта".
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1215
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: ОЛИФАНТ

#26 Сообщение А.Иванов »

AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 21:26 Мы можем с вами строить предположения почему
Простите, но предположения в данном случае строите Вы, придавая тексту письма двоякий смысл. Я расцениваю этот текст так, как он написан - "палуба отделана". Т.е. единственное число без всяких оговорок. Основание так прямолинейно читать документ даёт знакомство с деловой перепиской того времени: если палуб было несколько, то уточнение всегда присутствует. Здесь этого уточнения нет, поэтому и основания для иного толкования не имеется - палуба одна.
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 21:26 в любом случае текст письма Яковлева не может быть причиной оспорить реконструкцию Крайнюкова
Про любой случай не знаю, но конкретно это письмо входит в противоречие. К тому же, Крайнюков построил в статье достаточно логичную картину развития. Однако, иной взгляд на это развитие не менее логичен. Вопрос, таким образом, сводится к оценке аргументации двух версий. Поэтому, сколько палуб было на "Олифанте" является, по сути, краеугольным и здесь вольности в его оценке недопустимы.
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 21:26 Вы написали "уже доказано" - нет, не доказано.
Не понял. Где это мною написано "уже доказано" и по какому поводу?
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 21:26 дальнейшие гипотезы строить готов тогда, когда мы с вами согласимся в основном.
Чтобы найти согласие, думаю, нужны два условия. Первое, заинтересованность обеих сторон в истине, что проявляется в объективности суждений. Второе, единый методологический инструментарий, к примеру, как читать документ - как он написан или "тянуть" его под свои представления. Попробуйте абстрагироваться от написавшего, адресата, времени и прочего и все-таки прочесть текст так, как он написан.
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 21:26 Это не сложно и даже ничего необычного, рутина.
Не имею в своём "багаже" подобных примеров.
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 21:26 его пришлось приподнимать из воды с помощью вспомогательных судов, чтобы протащить мимо Шлиссельбурга.
Да, верно. Но где же "максимальное облегчение" и что это означает в данном случае?
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 21:26 Я не трактую письмо Яковлева так или иначе, я указываю на то, что оно недопустимо как аргумент в данном контексте.
Почему недопустимо? Выше я неоднократно показал его сущностное содержание. Почему разбор текста Вас не устраивает?
AlexO писал(а): Пн янв 13, 2020 21:26 Так что то, что он не упоминает "закрытие досками" шкафута - само по себе не значит НИЧЕГО. Шкафут мог быть (теоретически) "закрыт досками" ранее, просто в это письмо включены только те работы, которые проведены в отчетный период. А может и не был закрыт - письмо Яковлева принципиально не может дать ответ на этот вопрос, равно как и на вопрос об архитектуре "Олифанта".
Вот это всё я и называю отсутствием объективности - додумывание того, чего в тексте нет и тем самым подгонка под сложившееся мнение. Так к согласию не придти.
Кроме того, что очень важно, речь в письме не о "закрытии досками шкафута", а об отделке (т.е. оборудовании, постройке и т.п.) палубы - всего комплекса конструктивных элементов, которые входят в понятие "палуба", а не только доски настила.

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: ОЛИФАНТ

#27 Сообщение AlexO »

А.Иванов писал(а): Пн янв 13, 2020 22:13Простите, но предположения в данном случае строите Вы, придавая тексту письма двоякий смысл. Я расцениваю этот текст так, как он написан - "палуба отделана". Т.е. единственное число без всяких оговорок. Основание так прямолинейно читать документ даёт знакомство с деловой перепиской того времени: если палуб было несколько, то уточнение всегда присутствует. Здесь этого уточнения нет, поэтому и основания для иного толкования не имеется - палуба одна.
Единственное предположение, которое я высказал (о том, что верхняя палуба была сознательно оставлена без настила) к делу не относится. Это не мои трактовки, это строгая формальная логика. Письмо Яковлева не содержит достаточной информации, которая позволила бы судить о числе палуб. То, что вы додумываете, опираясь на лингвистический анализ и здравый смысл - ваше право и ваша трактовка, но сам документ можно также додумывать и трактовать иначе, в том числе, как трактовал его Крайнюков. Само по себе письмо Яковлева ничего не доказывает и ничего не опровергает в вопросе наличия верхней палубы. В этом смысле в качестве критерия истинности оно недопустимо, только и всего.
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1215
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: ОЛИФАНТ

#28 Сообщение А.Иванов »

AlexO писал(а): Вт янв 14, 2020 12:34 Это не мои трактовки, это строгая формальная логика
Вы ошибаетесь. Не думаю, что читателям темы будет интересен научный разбор Вашего тезиса с точки зрения философии, поэтому ограничусь только этим заявлением. Кому интересно, могут самостоятельно разобраться хотя бы с определением, что есть логика, что есть формальная логика, что есть строгое следование формальной логике. Вы ошибаетесь.
AlexO писал(а): Вт янв 14, 2020 12:34 Письмо Яковлева не содержит достаточной информации, которая позволила бы судить о числе палуб
В очередной раз - содержит, - и этот пункт является краеугольным в данном разговоре. От того, что мы будем взаимно повторять как мантры "содержит - не содержит" сближения позиций не наступит. Сущностное содержание письма мною показано выше. Вы его не оспорили, ограничившись клеймом "домысел" (в Вашем исполнении "додумываете"). Хотя тут додумывать не приходится - есть текст, этот текст прямой, без иносказаний и почему в нем необходимо выискивать какой-то другой, "подспудный" смысл и трактовку, не понятно.
AlexO писал(а): Вт янв 14, 2020 12:34 То, что вы додумываете, опираясь на лингвистический анализ и здравый смысл - ваше право и ваша трактовка
Вы ошибаетесь. Как раз мною ничего здесь не выдумано. Письмо прочитано так, как оно написано и сопоставлено с другими, более косвенными свидетельствами как об "Олифанте", так и о "Думкрате". Этим косвенным свидетельствам письмо Яковлева не противоречит. В то же время, рассуждения, пытающиеся примирить письмо Яковлева с 2-палубной реконструкцией вызывают желание упражняться в додумывании - с одной стороны, - с другой же стороны, вступают в противоречие с косвенными свидетельствами. Эти упражнения занятны сами по себе, но к истине никак не приближают.
AlexO писал(а): Вт янв 14, 2020 12:34 сам документ можно также додумывать и трактовать иначе, в том числе, как трактовал его Крайнюков
Да, да, Вы это довольно интересно показали. Однако, боюсь Вас огорчить, Крайнюков никак его, это письмо, не трактовал в том его содержании, о котором мы здесь толкуем. Что и позволило мне утверждать, что письмо было не учтено. Та интерпретация, которую предлагаете Вы, у Крайнюкова тоже отсутствует, автор указывает на это и другое письмо Яковлева лишь как на сообщения, характеризующие скорость работ.
AlexO писал(а): Вт янв 14, 2020 12:34 Само по себе письмо Яковлева ничего не доказывает и ничего не опровергает в вопросе наличия верхней палубы.
В этом смысле в качестве критерия истинности оно недопустимо, только и всего.
Это не довод и не аргумент. Это вывод. Где аргументы?
Мною приведены в качестве аргументов:
- разбор самого письма (возражений не последовало);
- косвенные факты и их сопоставление с содержанием письма (возражений не последовало).

Аватара пользователя
AlexO
Сообщения: 863
Зарегистрирован: Чт дек 06, 2018 11:24
Откуда: Петербург-Москва
Благодарил (а): 188 раз
Поблагодарили: 108 раз

Re: ОЛИФАНТ

#29 Сообщение AlexO »

А.Иванов писал(а): Вт янв 14, 2020 17:55 разбор самого письма (возражений не последовало);
А зачем мне это комментировать? РАЗБОР автоматически означает анализ и трактовку. Я признаю, что вы имеете на нее право и я не собираюсь комментировать состоятельность вашего разбора и анализа.
А.Иванов писал(а): Вт янв 14, 2020 17:55 - косвенные факты и их сопоставление с содержанием письма (возражений не последовало).
Опять же, "косвенные факты" и "сопоставление" (возможно, ошибочное) суть признаки и элементы трактовки. Еще раз текст письма:
Яковлев Петру I с Олонецкой верфи 14 апреля 1705 года: "... На Олонецкой верфи корабль большой досками обогнут, окна отделаны, палуба отделана, бак и шханц досками покрыты и весь выконопачен. Галдареи делают, также и каюты делают же. Катор-шпор сетерс утверждены. Гакаборт делают. Лев поставлен, Гальюн делают..."
Описываются только работы, само судно не описывается (размеры, кол-во мачт итп) - факт. Причем ранее завершенные или только планируемые работы не описаны - факт. Остальное ваши и мои трактовки, "косвенные факты" и "сопоставления".

Ну и главное. Достоверно известно, это исторический и неопровержимый факт, что на момент написания письма Яковлевым фрегат был на стапеле и не был готов даже к спуску на воду. Уже в силу этого обстоятельства письмо не может быть использовано для определения того, каким было судно на момент вступления в строй и в ходе несения службы. Все, я не понимаю о чем тут можно еще спорить.
----------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=rCKJM2juNhk
https://www.youtube.com/watch?v=8I_vQHbmmaY
С уважением,
Александр

А.Иванов
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1215
Зарегистрирован: Сб сен 17, 2005 23:57
Откуда: С-Петербург
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: ОЛИФАНТ

#30 Сообщение А.Иванов »

Кому-то - маловато, кому-то - достаточно. Для понимания архитектуры. Это забавно, но следуя за Вами нужно подивиться наглости Яковлева, заставившего государя гадать, о какой палубе тот толкует. Не вижу логики в такой трактовке, не вижу.
В письме перечислено всё, что может характеризовать для нас сегодняшних его архитектуру. Остальные сведения берем из других источников.

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»