Особенности изготовления корпуса корабля

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Victor
Сообщения: 540
Зарегистрирован: Ср мар 19, 2008 16:40
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 249 раз

Re: Особенности изготовления корпуса корабля

#76 Сообщение Victor »

gdv2005 писал(а):
Victor писал(а):Вот это посмотрите !!!!
А у Вас есть эта книга в электронном виде? Может и "Морское искусство" Ромма есть? Ссылочку не дадите?
Сожалею Дмитрий, но увы. Есть только выдержки. Взято отсюда: http://www.peter1boat.narod.ru/tehnolog_history.htm

Аватара пользователя
gdv2005
Сообщения: 985
Зарегистрирован: Пн янв 18, 2010 11:52
Откуда: Курган
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 28 раз
Контактная информация:

Re: Особенности изготовления корпуса корабля

#77 Сообщение gdv2005 »

Victor писал(а):Сожалею Дмитрий, но увы. Есть только выдержки. Взято отсюда:
Спасибо, новое-хорошо забытое старое. После обрушения винта эта ссылка затерялась и не попадалась на глаза.
С уважением, Дмитрий.
Долгострой NewPort (обсуждение, галерея)

dedgena
Сообщения: 33
Зарегистрирован: Ср мар 10, 2010 19:10
Откуда: Н.Новгород
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Re: Особенности изготовления корпуса корабля

#78 Сообщение dedgena »

Покажите мне (и Мишке тоже) на них угол между килем и шпангоутом?[/quote]
Был и есть такой инструмент у каждого судосборщика,работающего на наклонном стапеле, в простонародье-самолетик
Вложения
Изображение2 001.jpg

Александр Гребенщиков
Сообщения: 237
Зарегистрирован: Пн мар 24, 2008 12:01
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 4 раза

Re: Особенности изготовления корпуса корабля

#79 Сообщение Александр Гребенщиков »

Практическое употребление
при строении 90 пушечнаго корабля в депфордском королевском доку,
каким образом провеска онаго производилась.

О провеске или установлении флортимберсов.
Чтоб установить флортимберсы в их точныя места, когда оныя положены через киль, сперва должно приготовить ватер пас и долгое правило длиною около 30 футов или длинея, и потом сим правилом пробовать оба конца флортимберса в равном ли оныя растоянии от определенной по соизволению точки на середине киля сколко далеко правило хватить может, когда же не в равном растоянии, то поворачивать концы флортимберса к носу или к корме пока не придут в равном растоянии, когда сие сделано, то пробуй ватер пасом поставя на нитку пробитую вдоль флортимберса от тех мест где назначены рыбины, а ежели длины ватер паса может хватить до назначенных с обеих сторон рыбин то нет нужды и пробивать ниткою по том смотря по ватер пасу концы флортимберсов подымать и опускать в низ пока не придут в ватер пас, по окончании сего поставя подпоры прибить рыбины, но должно смотреть чтоб нижняя кромка флортимберса дошла вплоть до верхней кромки киля, потом каждой настояшей флортимберс скрепить болтами сквозь киль, а наборныя оставить нескреплены, так что когда шпангоуты будут подняты и поставлены в их места наборныя флортимберсы могут быть вынуты вон, чтоб скрепить болтами со шпангоутами, флортимберсовая рыбина чтоб шла ниже концов флортимберсов согласною погибью без натуги.

О провеске форштевня
Когда форштевень поднят и подставлен подпорами на время, тогда должно приготовить длиную доску для основания и прибить оную к переднему концу киля, которая доска чтоб проходила в перед паралелно средней линии, и так далеко, чтоб захватила протянутую нитку с верху передней стороны форштевня к оной доске в перепендикуляр так же прикрепить нитку одним концем в верху форштевня на средине а другим на средине киля расстоянием около 50 фут от передняго конца киля, потом повесить на сей нитке в равном растоянии от каждаго конца нитки, две нитки с железными весками, которыя, чтоб доставали до средины киля, потом для прикрепления нитки у передней стороны в верху форштевня растояние должно быть такое же какое имеет внутренная сторона прибитой доски от средины киля и сем месте также повесить нитку с веском, после сего смотреть на чертеже от какого набить определеннаго пункта растояние до гондешного перпендикуляра и положить на доску, которая прибита для основания и у сего места прикрепить один конец нитки а другой конец привязать к форштевню у того места где гон дек пересекает переднею сторону шпунта, потом поставить наугольник на доску к нитке и смотря по онаму подвигать подпорками на корму или опускать к носу пока сия нитка не придет точно в наугольник с доскою, а потом подвигать подпорами форштевень на правую или левую сторону пока оной не придет согласно с среднею линеею корабля; и так те нитки с весками, которые повешены на нитке протянутой с верху форштевня к килю упадут точно в середину киля, а весок повешенной в переди форштевня должен упасть точно у внутренной стороны доски для основания, и как форштевень весьма высок, то великая осторожность должна быть взята, чтоб укрепить подпоры хорошенько, и форштевень не вышел из своего места после провески. Недгецы прикрепляются болтами к форштевню прежде нежели оной поднят.

О провеске старон поста
Когда сторон пост поднят и подперт подпорами на время, так чтоб оной не упал, то выбрать хорошей и тихой день, чтоб не было ветра и начинать провеску онаго следующим образом: прибить у заднего конца к стороне киля доску ля основания, которой задней конец чтоб проходил назад так далеко, чтоб мог захватить протянутую в перепендикуляре нитку с верхнего конца старон поста, по том повесить по нитке с веском на каждом конце винтранца у батоксовых линей ближайших к концам, также прикрепить нитку на средине верхняго конца старон поста и протянуть другой конец на низ к прикреплению онаго на средине киля около 50 фут от старон поста, на сей нитке повесить две нитки с весками, которые чтоб доставали до средины киля и были в равном растоянии от концов выше упомянутой нитки, на конец прикрепить так же нитку у передней стороны шпунта старон поста где гон дек оной пересекает и протянуть другой конец в низ к доска к тому месту где придет гондешный перепендикуляр по снятии с чертежа, вески которыя повешены у каждого конца винтранца должны висеть столь низко, чтоб были вровень с верхним краем киля, под которыя подделываются такой вышины блоки, потом долгим правилом мерять от сих весков до назначенного пункта на средине киля в каком нибудь растоянии от старон поста, и подвигать старон пост подпорами пока не придут обе стороны точно равны, потом поставить наугольник на доску к нитке протянутой от вышины гон дека и уклонять старон пост к носу или корме пока упомянутая нитка не придет в наугольник, по том смотреть приходят ли два веска на средину киля повешенные на протянутой нитке от старон поста к середине киля, также весок повешенной у задней стороны верхняго конца старон поста приходит ли подле внутренней стороны доски, естли приходит то старон пост в своем настоящем месте и может быть укреплен подпорами. Число подпор должно быть три с зади старон поста, две посторонам, по одной на каждой стороне под дек транцом, также по одной к фашенпису у вышины винг транца, чтоб распереть корму и по одному под каждую сторону винг транца.

О провеске флортимберсовых гарпинов.
Флортимберсовы гарпины те которые идут от фашен писа до заднего флортимберса в кормовом корпусе и от форштевня до переднего флортимберса в носовом корпусе не имеют никакой другой верности к установлению оных, как только в обеих концах и к их назначенным местам; но на средине неизвестно, почему и требует провески, к определению точного места, сперва назначить на гарпинах места всех поворотных и настоящих шпангоутов, потом прибить концы у форштевня, фашенписов ифлортимберсов к назначенной вышине в их места, после сего взять доску и положить поперек гарпинов около середины от концов у какого нибудь шпангоута и поставить на оную доску ватер пас, по которому установлять пока обе стороны непридут ровны, потом протянуть нитку от одного конца гарпина до другаго и смотреть согласен ли гарпин с оной в прямизне на последок смерять правилом от средины киля до обеих сторон гарпина где положена доска в равном ли растоянии оная с обеих сторон от средины киля, потом подпереть подставами под каждой поворотной наборной шпангоут.

О провеске шпангоутов
По поднятии шпангоутов, чтоб оныя установить в их места и сделать согласной корпус, сперва должно прибить шергены, вырезав на оных среднею линею повесить нитку с веском, которая чтоб доставала до средины киля, потом приготовить отвесную доску с уклоном корабля, которую сделать следующим образом, взять дюймовую доску длиною около шести фут, к основанию оной доски одну сторону сделать в перепендикуляр горизонту а другую в перепендикуляр верхнему краю киля по уклону корабля, которой уклон сняв положить на доску сколько придет на фут, потом повесить весок к той стороне, которая в перепендикуляр горизонту, и поставя на средину киля подле флортимберса смотреть согласно ли стоит шпангоут с оною кромкою доски наблюдая чтоб другая кромка доски смотря по веску стояла в перепендикуляр горизонту и подвигать шпангоут на одну или другую сторону пока повешенной весок на средине шергина не придет на средину киля, потом длинным правилом мерять от кромок шпангоута до какого нибудь определеннаго пункта средней линеи на средине шергина в равном ли обе стороны растоянии по окончании сего поступать таким же образом и с протчими шпангоутами наблюдая при том чтоб повешенной на топтимберсовом шергине доставал до нижнего шегина и приходил на средину онаго и смотря по онаму топтимберсы подвинуть на вонную сторону или вдать в нутро пока не придут согласно.

О провеске стантимберсов.
Когда боковые стантимберсы поднеты блиско своих мест, то пробить среднею линею корабля на местах нарошно для того сделанных по том прибить шергин у верхнего контор тимберса, положа на оной доске ширину или растояние стантимберсов, одного от другаго, также назначить средину онаго шергина и повесить весок, которой чтоб доставал до средней линии на местах, другой шергин прибить около осми фут от верхних концов стантимберсов с назначенною же на оной доске срединою,ту котораго места повесить также весок, потом у вышины винг транца прибить доску для основания паралелно верхнему краю киля, на которой сняв с чертежа назначить растояние от задней стороны винг транца до спущеннаго перепендикуляра с нижнаго контор тимберса, так же снять с чертежа растояние спущеннаго перепендикуляра около десяти фут от верхних концов стантимберсов и назначить на доске, потом подвигать стантимберсы на одну или другую сторону пока спущенные вески не придут точно на средину, так же в перед или назад пока протянутые нитки не придут точно в наугольник с доскою для основания, потом длинным правилом мерять от какой нибудь части стантимберсов до средней линии, чтоб растояние было равное и когда всему предписанному соответствует тогда оныя точно на своих местах, и могут быть подперты и скреплены.

Аватара пользователя
Bambr
Сообщения: 229
Зарегистрирован: Вт авг 11, 2009 7:53
Откуда: г.Новоалтайск, Алтайский край
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 1 раз

Re: Особенности изготовления корпуса корабля

#80 Сообщение Bambr »

Александр Гребенщиков писал(а):...
О провеске шпангоутов
..., потом приготовить отвесную доску с уклоном корабля, которую сделать следующим образом, взять дюймовую доску длиною около шести фут, к основанию оной доски одну сторону сделать в перепендикуляр горизонту а другую в перепендикуляр верхнему краю киля по уклону корабля, которой уклон сняв положить на доску сколько придет на фут, потом повесить весок к той стороне, которая в перепендикуляр горизонту, и поставя на средину киля подле флортимберса смотреть согласно ли стоит шпангоут с оною кромкою доски наблюдая чтоб другая кромка доски смотря по веску стояла в перепендикуляр горизонту и подвигать шпангоут на одну или другую сторону пока повешенной весок на средине шергина не придет на средину киля, потом длинным правилом мерять от кромок шпангоута до какого нибудь определеннаго пункта средней линеи на средине шергина в равном ли обе стороны растоянии по окончании сего поступать таким же образом и с протчими шпангоутами наблюдая при том чтоб повешенной на топтимберсовом шергине доставал до нижнего шегина и приходил на средину онаго и смотря по онаму топтимберсы подвинуть на вонную сторону или вдать в нутро пока не придут согласно.
Вот, так бы сразу и сказали.
Был не прав. Вспылил. Прошу дать возможность загладить, искупить... :oops:
куда дым - туда и ветер.

Аватара пользователя
vadim 55
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: Сб июн 28, 2008 20:14
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 31 раз

Re: Особенности изготовления корпуса корабля

#81 Сообщение vadim 55 »

Bambr писал(а): Был не прав. Вспылил. Прошу дать возможность загладить, искупить... :oops:
улыбнуло... :D
и вспомнилось.... :lol:
"извините меня, я был нетрезв!" (с) "асса"
"ошибки не исправляют! их смывают.... кровью!! "(с) "кавказская пленница"
:)

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Особенности изготовления корпуса корабля

#82 Сообщение Стриж »

Здравствуйте!

От чего зависела разбежка обшивки, местоположение стыков киля, ватервейсов, и обшивочных досок на деревянном паруснике? Ведь от перекрытия стыков зависит прочность корпуса. Могло ли расположение стыков киля и ватервейсов зависеть от положения палубных люков и мачт?

Аватара пользователя
Alexander Pushkash
Сообщения: 2439
Зарегистрирован: Сб янв 19, 2008 21:55
Откуда: Украина, Днепропетровск
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 160 раз

Re: Особенности изготовления корпуса корабля

#83 Сообщение Alexander Pushkash »

Стриж писал(а):Здравствуйте!
От чего зависела разбежка обшивки, местоположение стыков киля, ватервейсов, и обшивочных досок на деревянном паруснике? Ведь от перекрытия стыков зависит прочность корпуса. Могло ли расположение стыков киля и ватервейсов зависеть от положения палубных люков и мачт?
Вы задали свой вопрос несколько сумбурно, проще говоря, свалили все в одну кучу. Я попробую начать отвечать, надеюсь меня поддержат коллеги. Начнем с киля.
1. Замки килевых штук должны располагаться как можно дальше от степсов мачт; естественно,по возможности. Количество штук киля для каждого корабельного ранга регламентировалось так называемыми Штатами или, в англоязычном варианте, Establishments.
Могло ли расположение стыков киля и ватервейсов зависеть от положения палубных люков и мачт?
2. От положения палубных люков зависело расположение стыков досок палубного настила.
3. Расположение стыков ватервейса зависело от 1) конструкции ватервейса в определенную историческую эпоху, 2) возможности прибить к чему-нибудь концы замков ватервейса.
4. Что такое "разбежка обшивки" я не знаю. Улучшайте свои знания по терминологии парусного судостроения. Настоятельно рекомендую ознакомиться с трудами Окунева. Если не сможете найти в сети сами, пишите в личку.
Не плыви по течению, не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе надо...
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Текущий проект (он же первый) San Martin
Реконструкционные проекты - бот Св. Гавриил, пакетбот Св.Петр, шхуна Измаил (автор чертежей)
----------------------------
С уважением
Александр

Аватара пользователя
Стриж
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Пн ноя 16, 2015 17:00
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Особенности изготовления корпуса корабля

#84 Сообщение Стриж »

Спасибо. Под словом "Разбежка" подразумевал раскладку палубной и обшивочной доски - она всегда имеет определенную картину и закономерность. Решающие факторы тут - размеры судна, а так же - явно положение мачт и люков. Особенно силовые элементы - ватервейсы, планшири, ширстреки, шпунты, килевой брус. По-любому, расположение стыков этих деталей взаимно зависит друг от друга, но как именно?
Судно у меня - позднего периода паруса, начала 20 века, довольно длинное (60 м) , имеет 4 мачты и 3 больших грузовых люка. Готовлюсь к обшивке - вот и думаю над расположением стыков, а так же длиной обшивочной доски, брусьев, составляющих киль и ватервейсы.

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»