Проводка гика-топенантов

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Doctor Evil
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: Сб май 22, 2010 10:14
Откуда: г. Обнинск
Благодарил (а): 247 раз
Поблагодарили: 272 раза
Контактная информация:

Проводка гика-топенантов

#1 Сообщение Doctor Evil »

Проводка топенантов гика, приведенная в различных книгах, вызывает у меня вопрос. Так как топенант пересекает парус, то при смене галса, если ветер начинает бить в другой борт, топенант должен мешать надуваться триселю? Или я чего то не понимаю?

Например:
"Гика-топенант заводили двойным. Коренной конец троса укладывали поверх стень-вант на топе стеньги, и оба конца спускали вниз. Часть троса, положенного вокруг топа стеньги, была оклетневана на 1/5 длины топенанта. В нижних концах шкентелей находились одношкивные блоки, в каждом по одному. Двухшкивный же блок был пристроплен к ноку гика. Лопарь талей серединой крепили вокруг гика позади двухшкивного блока, и оба его конца пропускали через одношкивные блоки шкентелей топенанта, затем через двухшкивный блок, через направляющий коуш, укрепленный на гике, и крепили на гике на утках. Последние были удалены от нока гика приблизительно на 1/3 его длины. На топенантах выполнялась турецкая оплетка и к ним подвешивали блоки для оттяжек. Оттяжки (нем. Kranleinen), коренные концы которых крепили на боковых нагельных планках, проводили через блоки и укладывали на утках на палубе. Оттяжки служили для раздергивания подветренного топенанта (рис. 351).
2. Более распространено было укладывать двойной трос топенанта петлей на нок гика и закреплять. На топе мачты подвешивали два больших одношкивных блока, через которые и пропускали топенанты. В их концы вплеснивали двухшкивные блоки, а одношкивные, соединенные с ними талрепом, крепили гаками в обухах на палубе. При этом гаки талей оклетневывали шкимушгаром. Иногда приблизительно в 12 футах от нока гика к нему коушами крепили шпрюйты, через вторые концы которых, тоже оканчивавшиеся коушами, проводили топенанты. Смысл установки шпрюйтов заключался в том, чтобы при избыточных напряжениях на топенантах обеспечить им определенную сохранность. Перед тем как топенант мог лопнуть, первым рвался более слабый шпрюйт, что и давало топенанту некоторую слабину (рис. 352).
От рыма в задней части эзельгофта вниз шел простой топенант, заканчивавшийся одношкивным блоком. Закрепленный на конце гика лопарь проводили через этот блок, затем через шкив-гат со шкивом в ноке гика и заканчивали двухшкивным блоком. Одношкивный блок был пристроплен в середине гика, причем конец талрепа сплеснен с его стропом. Лопарь талрепа проводили через блоки и укладывали на утку вблизи мачты (рис. 353). "
Клуб "Чуланчик на Верфи" переводы книг по судомоделизму:
J. Harland и M. Myers. Seamanship in the age of sail / J. Boudriot The History Of The French Frigate 1650-1850
А Соролья. Вводный курс по постройке шпангоутных моделей кораблей

Dmitriyl69
Сообщения: 33
Зарегистрирован: Пт июн 27, 2008 7:35
Откуда: USA Minnesota
Благодарил (а): 1 раз

Re: Проводка гика-топенантов

#2 Сообщение Dmitriyl69 »

Топенантов было два - один слева, а другой справа от паруса. Один из них набивали, для удержания рея в нужном положении, а другой травили - чтобы не мешал парусу. Наверно так.

Аватара пользователя
kotbayun
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: Ср дек 03, 2008 1:17
Откуда: La Habana
Благодарил (а): 63 раза
Поблагодарили: 79 раз

Re: Проводка гика-топенантов

#3 Сообщение kotbayun »

Топенант не мешает "работать" триселю. Не может помешать полотнищу площадью в десятки квадр. метров относительно тонкий трос топенанта.

Вы здесь цитируете Марквардта, стр. 83-85. На 83-й странице на рис.343-354 просто и вполне доходчиво показана проводка.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Аватара пользователя
Bon4
Сообщения: 666
Зарегистрирован: Ср май 05, 2010 13:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 29 раз
Поблагодарили: 21 раз

Re: Проводка гика-топенантов

#4 Сообщение Bon4 »

Doctor Evil писал(а):Проводка топенантов гика, приведенная в различных книгах, вызывает у меня вопрос. Так как топенант пересекает парус, то при смене галса, если ветер начинает бить в другой борт, топенант должен мешать надуваться триселю? Или я чего то не понимаю?
После постановки паруса, гика-топенант можно раздернуть/растравить и он не будет искажать пузо.
Bon4 = Бонч

Аватара пользователя
BON
Сообщения: 424
Зарегистрирован: Пт сен 05, 2014 9:40
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 25 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Проводка гика-топенантов

#5 Сообщение BON »

Чаще всего встречается такая схема проводки гика-топенанта:
Топенант обвязывается за нок гика выбленочным узлом (снасть № 3 на первом рисунке), оба конца идут к блокам на топе мачты (на салинге, на марсовой площадке)
и затем опускаются вниз с креплением у основания мачты. По крайней мере на шхунах делалось так.
Рисунок для пояснения:
1.jpg
А так я сделал проводку гика-топенанта на своей шхуне (голубой цвет):
2.jpg
3.jpg
Есть только миг между прошлым и будущим...

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»