Акат

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Leshko
Сообщения: 111
Зарегистрирован: Чт июн 05, 2008 8:59
Откуда: Ижевск, Россия
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Акат

#1 Сообщение Leshko »

Наткнулся в сети на чертеж аката "Ирина" - заинтересовало непонятное слово, стал искать.

В книге "Парусные корабли. Самые красивые и знаменитые", издательство Аванта+ , 2003
пишут, что АКАТами в составе Российского флота именовались шебеки.

В морском словаре :
АКАТ -парусно-гребной 2- или 3-мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на борту до 20 пушек. В конце XVIII века в составе русского Черноморского флота были Акаты длиной около 29 м, шириной около 8 м, осадкой около 3,3 м.

и всё, что я о них знаю... Надеюсь кто-то знает больше

Изображение

Игорь Пономарев
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 289
Зарегистрирован: Вс фев 13, 2005 9:25
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Поблагодарили: 1 раз

#2 Сообщение Игорь Пономарев »

Был еще такой парус, акатий. Думал про него тема.

Аватара пользователя
ИГОРЬ
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1422
Зарегистрирован: Вс апр 16, 2006 17:02
Откуда: БАЛАШИХА-САХАЛИН
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 51 раз

Акат

#3 Сообщение ИГОРЬ »

Очень интересный вопрос.Были ли отечественные корабли сходные со средиземноморскими шебеками (со схожим обводами,парусным вооружением)?

векло
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 23:17
Откуда: ЦФО
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 118 раз

Re: Акат

#4 Сообщение векло »

ИГОРЬ писал(а):Очень интересный вопрос.Были ли отечественные корабли сходные со средиземноморскими шебеками (со схожим обводами,парусным вооружением)?
Где-то тема уже поднималась,в качестве эксперимента видимо были!

Изображение

Leshko
Сообщения: 111
Зарегистрирован: Чт июн 05, 2008 8:59
Откуда: Ижевск, Россия
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Акат

#5 Сообщение Leshko »

На сайте Российские Парусники - Зона Х http://rpzx.com/ есть такая статья от августа - 23 - 2008


АКАТЫ

Два судна, построенные по проекту С. И. Афанасьева в Николаевском адмиралтействе А. П. Соколовым.

Эти оригинальные по конструкции суда больше никогда не строились ни в русском, ни в других флотах. Они представляли собой одну из разновидностей шебек, развившихся из античных судов, поэтому князь Г. А. Потемкин-Таврический (поклонник античности), по инициативе которого строились эти суда, и назвал их акатами — от лат. «акатион» [Акатионы — древнеримские трехмачтовые парусно-гребные суда.]. Суда предназначались для посыльной и крейсерской службы. Предполагалось построить серию таких судов, но после смерти князя строительство их прекратилось.

29×7,9×3,4×3,1 м; 18 орудий (2 3-пуд. гаубицы и 16 единорогов); 3 мачты с прямым вооружением; имели весла; 100 человек.

Ирина
[Ирина — мир (греч.), название дано в честь заключения мирного договора с Турцией 31.7.1791 в Галаце.] Заложен в 11.1790, спущен 14.8.1791, вошел в состав ЧФ.
В 1791 перешел из Николаева в Севастополь. В 1792 крейсировал между Севастополем и Керчью. В 1794 и 1798 в составе эскадры находился в практических плаваниях в Черном море. В 1797 занимал брандвахтенный пост в Севастополе. Участвовал в войне с Францией 1798–1800. 12.8.1798 в составе эскадры вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вышел из Севастополя к пр-ву Босфор, но 15.8 из-за открывшейся течи отделился от эскадры и вернулся в Севастополь. После исправления прибыл к эскадре, стоявшей в пр-ве Босфор. 30.8 ушел в Севастополь с донесением Ф. Ф. Ушакова Е.И.В. Павлу I. 24.9 вышел из Севастополя и 22.11 прибыл к эскадре, стоявшей у о-ва Корфу, доставив на суда провиант. Участвовал в блокаде крепости. Вечером 25.12 обнаружил французское судно, шедшее в Корфу. Снявшись с якоря, акат преследовал судно, пытаясь не пропустить его в крепость, и, сблизившись на дистанцию выстрела, открыл огонь из погонных пушек. Преследуемое судно и батареи Корфу обстреляли акат. Воспользовавшись безветрием и темнотой, французское судно прорвалось в Корфу, за что командир аката лейтенант А. Е. Влито получил выговор от Ф. Ф. Ушакова. 18.2.1799 акат участвовал в штурме Корфу, находился у старой крепости. 18.3–24.4 перешел из Корфу в Тулон, конвоируя суда с пленными французами. В 8.1799 ушел в Черное море. В 1800–1804 ежегодно находился в плаваниях в Черном море. В 1805 занимал брандвахтенный пост в Севастополе. (?)

Командиры: М. А. Посников (1792), И. И. Фаллет (Фоллет) (до 6.1794), П. Лошаков (1797), А. Е. Влито (Флит) (1798–1800), С. С. Агишев 1-й (в 1–5.1805), С. С. Карачинской (в 6.1805), А. Ф. Хомутов (с 7.1805).
№ 2
Заложен в 11.1790, спущен 30.9.1791, вошел в состав ЧФ.
В 1791 перешел из Николаева в Севастополь. В 1792 ходил между Севастополем и Глубокой Пристанью. В 1794 находился в практическом плавании в Черном море. В 1795–1798 занимал брандвахтенный пост в Севастополе. 24.9.1798 в составе эскадры контр-адмирала И. Т. Овцына вышел в крейсерство у берегов Крыма. 11.10 эскадра была застигнута сильным штормом, во время которого погибли 3 фрегата. Акат был отнесен к пр-ву Босфор, но, несмотря на непогоду, 25.10 вернулся в Севастополь. В 1799–1804 ежегодно находился в плаваниях в Черном море. (?)

Командиры: Д. Юнг (1791), В.И. Языков (1792), Х.И. Клапакис (1794–1797), К. Г. Гайтани (1798–1803), Т. П. Алексеев (1804).

за что авторам низкий поклон

Аватара пользователя
KOT
Сообщения: 175
Зарегистрирован: Вс фев 25, 2007 23:29
Откуда: Odessa

#6 Сообщение KOT »

Leshko:Вот это красавица посудина!!!
Откуда чертеж если не секрет, может есть еще какая инфа, где поискать планировку главной палубы, очень заинтересовался!

Leshko
Сообщения: 111
Зарегистрирован: Чт июн 05, 2008 8:59
Откуда: Ижевск, Россия
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

#7 Сообщение Leshko »

Не помню, самому интересно.
Может быть с http://sailship.flybb.ru/ или с какого-либо сайта одного из российских моделистов

Аватара пользователя
KOT
Сообщения: 175
Зарегистрирован: Вс фев 25, 2007 23:29
Откуда: Odessa

#8 Сообщение KOT »

Да в сети информации нет практически...
единственное что нашел:

...В запасниках Петербургского Военно-морского музея хранятся чертежи акатов. На каждом листе в нижнем правом углу есть надпись: «Копирован при Черноморском корабельной архитектуры училище декабря 14-го дня 1799 года в Херсоне». Все они заверены подписью корабельного мастера, впоследствии инспектора кораблестроительной части Черноморского флота Михаила Суровцева...

интересно они еще там...

antonov_os
Сообщения: 318
Зарегистрирован: Пт окт 17, 2008 0:03
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 25 раз

#9 Сообщение antonov_os »

Статья из судоостроения про акаты

Изображение

antonov_os
Сообщения: 318
Зарегистрирован: Пт окт 17, 2008 0:03
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 25 раз

#10 Сообщение antonov_os »



Изображение

antonov_os
Сообщения: 318
Зарегистрирован: Пт окт 17, 2008 0:03
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 25 раз

#11 Сообщение antonov_os »

последняя

Изображение

Аватара пользователя
FreeLander
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 12031
Зарегистрирован: Пн авг 14, 2006 12:04
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1268 раз
Поблагодарили: 694 раза
Контактная информация:

#12 Сообщение FreeLander »

antonov_os, земной поклон!
Спасибо!
С уважением, Пётр
Мой блог

Аватара пользователя
KOT
Сообщения: 175
Зарегистрирован: Вс фев 25, 2007 23:29
Откуда: Odessa

#13 Сообщение KOT »

antonov_os: Пасиба огромное!

Leshko
Сообщения: 111
Зарегистрирован: Чт июн 05, 2008 8:59
Откуда: Ижевск, Россия
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

#14 Сообщение Leshko »

antonov_os - присоединяюсь к словам благодарности. Собствено так и надеялся, что всем миром что-нибудь да наберётся.

Товарищи, как вы думаете, можно ли на основе этих данных строить модель? Парусное вооружение по аналогии с небольшим фрегатом, уменьшив высоту и площадь в соответствии с легким корпусом.
Непонятно, что тут может быть на палубе, пока видно только погонные орудия и бортовые порты.

Или же то что получится можно будет отнести к творческим фантазиям, вроде класса С1А?

Аватара пользователя
KOT
Сообщения: 175
Зарегистрирован: Вс фев 25, 2007 23:29
Откуда: Odessa

#15 Сообщение KOT »

Строить можно и нужно! Информации уже много, может всплывет еще что-то... Судно очень интересно во всем, а к какому классу - это вопрос к профи по организации данных мероприятий.

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»