Новгородская сойма

Вопросы как оно было на самом деле. Поиск истины в локальном форуме.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#16 Сообщение Dedal »

Джи-джи писал(а):Изображение
Примерно, вот так я себе ее представляю. :)
А двигатель применяется практически повсеместно.
По "истории северорусского судостроения", там много всего, так что только некоторые моменты:

Мачты имеют наклон вперёд, вторая обязательно.
У корпуса дифферент на нос.
Швертом управляют как индейцы - гуарами, во время рыбного лова спускают сеть с кормы. А опущенный шверт не даёт лодке под парусом сойти с курса.
При этом кормовым рулём не пользуются.

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

#17 Сообщение Alexey Loginov »

Заглянем внутрь.
Обратите внимание на характерное плоское днище, что хорошо видно по форме шпангоутов.
Это одна из разновидностей. Конкретно, вот такие, уже не строят.
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

#18 Сообщение Alexey Loginov »

Изображение
Изображение

Аватара пользователя
Alexey Loginov
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Вс июн 19, 2005 23:55
Откуда: Регион 53
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 201 раз

#19 Сообщение Alexey Loginov »

Александр Аникович писал(а):Доброго времени суток!

Джи-джи, спасибо за фотографии. Не могли бы Вы написать толщину интересующих меня конструктивных элементов на этих соймах. Понимаю, что сейчас до этих лодок не добраться, но примерно по памяти :) Я попробовал прикинуть, но практически нет объектов для сопоставления. Спичечный коробок бы на торец доски обшивки или шпангоута... :roll:
Где то так и есть, как вы написали. Единственное штевни несколько массивнее. Сами видете, какие бревна. 300х300
Но не ищите точных размеров. Это ведь не завод с чертежами. Все плюс-минус лапоть.
Если интерес есть, можно попозже продолжить. Т.к. снимков довольно много.

Фрагмент борта.
Изображение
На заднем плане фрагмент носовой части. Видны два деревянных кнехта.
На одном из снимков было видно (специально снимал), каким образом они крепятся. надо поискать.
Изображение

Аватара пользователя
Александр Аникович
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Вс мар 25, 2007 14:08
Откуда: г. Полярные Зори Мурманской обл..

#20 Сообщение Александр Аникович »

Доброго времени суток!
Джи-джи писал(а): Но не ищите точных размеров. Это ведь не завод с чертежами. Все плюс-минус лапоть.
18в, мастера выбирали дерево, инструмент - пилы, топоры. "Сколько вешать в граммах" думаю здесь не подходит :) Посмотрю соотношение + списался с людьми, строившими реплику интересующей меня соймы. Так что, думаю, будет мне щастье :lol:
Джи-джи писал(а): Если интерес есть, можно попозже продолжить. Т.к. снимков довольно много.
Попозже свжусь через личку, фото очень интересуют. Надо будет подумать о модели и ильменской соймы :) Но пока - ладожская, не распыляться :lol:
Успехов, Александр

Аватара пользователя
Александр Добренко
Сообщения: 544
Зарегистрирован: Чт дек 27, 2007 19:18
Откуда: Санкт Петербург
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

#21 Сообщение Александр Добренко »

А наши севастопольские моделисты сделали пару моделей!

Изображение
Глаза боятся, а руки делают...
Во славу Российского Флота!

Аватара пользователя
Александр Добренко
Сообщения: 544
Зарегистрирован: Чт дек 27, 2007 19:18
Откуда: Санкт Петербург
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

#22 Сообщение Александр Добренко »

А вот есть не обломки, а целое плапсредство!


Изображение

Изображение

Изображение
Глаза боятся, а руки делают...
Во славу Российского Флота!

Аватара пользователя
Александр Аникович
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Вс мар 25, 2007 14:08
Откуда: г. Полярные Зори Мурманской обл..

#23 Сообщение Александр Аникович »

Доброго времени суток!

Модель и фото ильменской соймы :( А по каким чертежам строили модель?

Александр (извините, не знаю отчества), Вы не знаете А(лександра?) Зайцева? Его реконструкция ладожской соймы была в МК и, насколько я знаю, его же модель этого судна выставлялась в 1980г. на I Всесоюзном конкурсе (в статье нет более точной информации) в Ленинграде. Сам Зайцев работал/работает в институте спецпроектреставрация. Было бы очень интересно с ним пообщаться.

И еще вопрос: Что значит "шпангоуты лекальные"? Обшивка клинкерная.
Успехов, Александр

Аватара пользователя
Александр Добренко
Сообщения: 544
Зарегистрирован: Чт дек 27, 2007 19:18
Откуда: Санкт Петербург
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

#24 Сообщение Александр Добренко »

Телефон Зайцева - в личке!
Глаза боятся, а руки делают...
Во славу Российского Флота!

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#25 Сообщение Dedal »

Александр Аникович писал(а): И еще вопрос: Что значит "шпангоуты лекальные"? Обшивка клинкерная.
Шпангоуты образованные плавными кривыми.

Обшивка внакрой.

Аватара пользователя
Александр Аникович
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Вс мар 25, 2007 14:08
Откуда: г. Полярные Зори Мурманской обл..

#26 Сообщение Александр Аникович »

Доброго времени суток!
Александр Добренко писал(а):Телефон Зайцева - в личке!
Огромное спасибо!
Успехов, Александр

Аватара пользователя
Александр Аникович
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Вс мар 25, 2007 14:08
Откуда: г. Полярные Зори Мурманской обл..

#27 Сообщение Александр Аникович »

Доброго времени суток!
Dedal писал(а):
Александр Аникович писал(а): И еще вопрос: Что значит "шпангоуты лекальные"?
Шпангоуты образованные плавными кривыми.
Указал, что обшивка клинкерная, поскольку обычно при такой обшивке шпангоут имеет ступени и врезается уже после обшивки. А лекальных шпангоутов клинкерная обшивка касается не всей плоскостью. Я правильно понял? Но лекальные шпангоуты при клинкерной обшивке - скорее исключение?
Успехов, Александр

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#28 Сообщение Dedal »

Александр Аникович писал(а): Но лекальные шпангоуты при клинкерной обшивке - скорее исключение?
Зависит от метода крепления шпангоута к обшивке:
для викингов - типичный случай, вязали за "клампы".
При креплении нагелями или гвоздями - чем плотнее обшивка прилегает к шпангоуту, тем лучше.

Аватара пользователя
Александр Аникович
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Вс мар 25, 2007 14:08
Откуда: г. Полярные Зори Мурманской обл..

#29 Сообщение Александр Аникович »

Доброго времени суток!
Dedal писал(а):
Александр Аникович писал(а): Но лекальные шпангоуты при клинкерной обшивке - скорее исключение?
Зависит от метода крепления шпангоута к обшивке:
для викингов - типичный случай, вязали за "клампы".
При креплении нагелями или гвоздями - чем плотнее обшивка прилегает к шпангоуту, тем лучше.
На сойме доски обшивки вяжутся между собой и нагелями крепятся к шпангоуту. Если шпангоут лекальный, то нагель скорее всего один на шпангоуте (для каждой доски обшивки) и при этом в верхней половине доски (в точке контакта доски со шпангоутом).
А. П. Андреев в своей работе "Ладожское озеро" СПб 1875г. пишет: "шпангоуты лекальные... шпангоуты крепятся как к килю, так и к обшивке деревянными нагелями... обшивные доски кладутся кромка на кромку, в набор, и сшиваются корнем; концы тоже сшиваются вичиной". В подчеркнутой части текста имеется в виду, что торцы досок обшивки пришиваются к штевням?
Успехов, Александр

Аватара пользователя
Александр Аникович
Сообщения: 231
Зарегистрирован: Вс мар 25, 2007 14:08
Откуда: г. Полярные Зори Мурманской обл..

#30 Сообщение Александр Аникович »

Доброго времени суток!
Джи-джи писал(а): На борту видны скобки которыми крепится конопатка. (Об этом позже)
Изображение
Прочитал в "Истории северорусского судостроения" про ластовое уплотнение - и вот оно "живьем" :) Спасибо. Иллюстративный материал в книге на некоторые вещи/разделы скудноват, увы.
Успехов, Александр

Ответить

Вернуться в «Исторические вопросы»