Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

Модераторы: FreeLander, Valentin Demin

Сообщение
Автор
odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#61 Сообщение odessit »

векло писал(а):Если бы он ещё по русски излагал! :)
Вы случайно не экстрасенс? :)

Я почти закончил переводить то, что он там пишет, с итальянского.
Если успею отредактировать текст, может быть, сегодня вечером (или уже завтра) выложу.
Денис

векло
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 23:17
Откуда: ЦФО
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 118 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#62 Сообщение векло »

Я только учусь. :)
Лучше не спешить и спокойно всё доделать.

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#63 Сообщение odessit »

Хорошо, так и сделаем.
А пока что, ещё немного интересного от того же автора:

http://www.ump.pg.it/images/stories/tan ... %20gmt.pdf
Денис

векло
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 23:17
Откуда: ЦФО
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 118 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#64 Сообщение векло »

А что за книга поиск её не ищет

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#65 Сообщение odessit »

Это не книга, а статья из журнала:

http://nuke.gmtmodellismo.it/LA%20RIVIS ... fault.aspx

А сама ссылка оттуда же, откуда и ссылка на вашу модель:

http://www.ump.pg.it/index.php?option=c ... &Itemid=77

Т.е. с сайта объединения моделистов итальянского города Перуджи. Там вверху идут вкладки. Та, что выделена - персональные странички членов общества.
Наводите на неё курсор, открывается список фамилий. Переходите на страничку автора. Под его фотографией ссылка на список моделей/статей, которые он выложил на этом сайте. Нажимаете на неё, выбираете нужную модель. На страничке пентеконтера прямо под названием есть ссылка на статью, которую я и привёл. :)
Денис

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#66 Сообщение odessit »

Ну вот и давно обещанный перевод. Хотя текст, вроде бы и небольшой, пришлось повозиться с ним изрядно.Так как я не филолог, и не профессиональный переводчик, любые замечания и исправления от людей, более сведущих, приветствуются.
Денис

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#67 Сообщение odessit »

Этруский корабль: исследование по конструкции модели однорядного грузового и военного судна «тирренов» 5-4 вв. до н.э. (классическо-эллинистическая эпоха)

Джанфранко Танцилли

Исследование по этому кораблю зародилось в 2008 г. из предложения, которое сделал тогдашний президент Объединения Моделистов города Перуджи др. Паоло Аугусто Гуэрри, по случаю выставки организованной нашей ассоциацией при Археологическом Музее Умбрии, а именно, построить модель этруского корабля, отталкиваясь от изображений с археологических находок. Поначалу, я не отнёсся к этому делу с должным вниманием, так как не рассматривал свои навыки в моделизме достаточными, чтобы взяться за такой проект.
Я уже имел опыт постройки разных моделей из дерева, некоторые из них были достаточно сложные по конструкции; на тот момент меня больше всего интересовали галеоны и другие суда 17-18 вв. но всё это были модели из наборов. Для некоторых из них, я изготавливал детали самостоятельно, чтобы придать им красивый внешний вид и сделать их достовернее в историческом плане, но не более того. Но повторять уже существующие исследования и конструкционные схемы это одно, а проектировать модель древнего корабля о котором, в общем-то, мало что известно, это совсем другое. В качестве отправного пункта у меня были только «Большая книга по моделям кораблей» Орацио Курти, «Строим модель парусника» (тт.1-2) Басси и Остана из Ассоциации Судомоделистов Болоньи, и семь томов из серии «Великие мореплаватели» Мондатори, в которых очень мало или совсем ничего не было сказано о кораблях классической эпохи. Дальше дело было так, что пока я искал из любопытства данные, документы и библиографические ссылки относительно кораблей этрусков и древних кораблей в целом, я начал всё больше и больше интересоваться этим вопросом.
Последний раз редактировалось odessit Пт фев 12, 2016 21:41, всего редактировалось 1 раз.
Денис

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#68 Сообщение odessit »

Так я начал поиски специальной литературы по данной тематике. Из этих книг, многие давно уже не переиздавались, поэтому, чтобы ознакомиться с ними, мне пришлось воспользоваться услугой по обмену книг между библиотеками. Я собрал документы с историческими ссылками, и такие, в которых есть изображения по этой теме, древними конструкционными технологиями постройки кораблей и изображениями на предметах, найденных в ходе археологических раскопок. Я познакомился с терминами, которых раньше не знал, такими,как фазедус, эмболон, афластон, акростолион, гомфы, и далее с понятиями также мне не известными, как-то: техника, по которой сначала собирается скорлупа корпуса, а затем в неё вставляется набор, обратная этой техника сборки, т.е. от набора к внешней обшивке корпуса, соединение с помощью штифтов, соединение в накладной замок, коэффициент удлинения, полуширота, и так далее. Так расширилось, я бы даже сказал, было рождено в тот момент, моё историческое образование в том, что касается древнего кораблестроения: корабли, жизнь моряков и навыки, которыми они владели, битвы на море и морские путешествия, как, например, те, которые замечательно описаны в книге П. Янни «Море древних народов», а также сведения, передаваемые историками и писателями той эпохи (Гомер, Гесиод, Геродот, Фукидид, Аполлодор, Диодор Сицилийский, Полибий, Цезарь, Дион Кассиий, евангелист Лука, Иосиф Флавий, Петроний, Лукиан, Афиней, Страбон). Так открылся мне мир захватывающий и ранее неизвестный.
Денис

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#69 Сообщение odessit »

Вот так у меня и возникло большое желание построить модель корабля «тирренов» классической эпохи (эпохи, в которую объединились большей степенью конструкционные характеристики кораблей этрусков периода архаико-геометрического с греческими), оставляя в стороне и время, которое предшествовало ей, и конечный результат этого процесса, будучи осведомлён, что предстояло построить только одну модель, гипотетическую, которая бы, тем не менее, позволила принять во внимание насколько это возможно, характеристики судов этой эпохи, редкие археологические находки изображений этрусско-италийских кораблей, исследования и предположения, высказанные известными кораблестроителями, археологами и историками, и наконец, изображения на стелах или на греческих и этрусских керамических изделиях (ситулы, гидрии, килики и т.д.) которых, в действительности, немного. Следует поблагодарить моих друзей из Объединения Моделистов Перуджи и экспертов из федерации Навимодель за поддержку, и за то, что помогли мне информацией и поделились практическим опытом, и, в особенности, Луку Тарпани, Лучиано Биньями и Леонардо Петроли. Также я искренне признателен проф. Марко Бонино. который помог мне, уже на завершающей стадии работы над моделью, ценными сведениями, которые позволили мне оценить мою работу со значительной долей критики и с более точным соотнесением её с данной исторической эпохой.
Денис

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#70 Сообщение odessit »

Источники и литература

Среди тех публикаций, которые я нашёл, наиболее значимыми и основными для моего исследования оказались следующие: «Этруски и море» подводного археолога Джулии Паттена, «Вопросы корабелестроения в античную эпоху» Марко Бонино, уже упомянутое мною «Море древних народов» Пьетро Янни, и, наконец, давно исчезнувшую из продажи книгу «Конструкция древних судов» Пьетро Делль Амико, а так же «Этруски-мореплаватели» Марко Кристофани, ученика Паллоттино, и исследование С. Пальери «Происхождение и распространение кораблей этрусско-италийского типа», из сборника «Исследования по этрускологии». Из пизанской Высшей Школы мне удалось достать копию эссе за авторством Дж. У. Хэги «800 лет этрусского кораблестроения» опубликованного в «Международном журнале корабельной археологии» и книгу «О находках древних судов» Анджелины ди Лауренци. Из государственного института Печатных Изданий я раздобыл 2 и 3-й тома «Подводной археологии» написанных коллективом авторов. Завершая сбор материалов, мне ещё удалось заглянуть в 3-ий том Актов «2-го Международного Конгресса по этрускологии» 1985 г. в котором опубликован доклад профессора Бонино. Благодаря содействию Флавио Энеи из государственного музея Санта Маринеллы я смог получить копию книги «Этруски и финикийцы на море. От Пирги до Карфагена». Ценные ссылки на литературу я нашёл в нескольких выпусках «Морского Обозрения» («Древнее происхождение и эволюция корабля», «Корабли и археология», «Полиремы: нулевой год», «Такелаж парусных судов в древности»). Лука Тарпани любезно одолжил мне книгу «Древние мореходы» за авторством Колина Туброна. Из документов, посвящённых археологическим находкам, самыми полезными оказались следующие: изображение этрусского корабля на вейентийском оссуарии, изображение, помещённое на обложке этой монографии, ещё одно, на килике за росписью мастера Эксехия, рассказывающее, предположительно, миф о Дионисе и тирренских пиратах, также изображёние на фельсинейской стеле из музея в Болонье (этрусский корабль со стелы Вель Каикна), изображение на кратере Аристонофоса и на гидрии, расписанной художником из Микале (этрусские корабли), на мраморном барельефе из музея Аквилеи (структура кормы многорядного корабля эллинистической эпохи). Другие изображения, послужившие для меня источниками, созданные уже в наше время: рисунки военного корабля этрусков 5-4 вв. до н.э. (эпоха классики), из журнала «Архео» издаваемого Географическим Институтом Де Агостини, и из флорентийского журнала Инк Линк археологического парка Баратти и Популонии.
Денис

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#71 Сообщение odessit »

Проектировочные критерии

На этапе проектирования я попробовал соединить концепции, высказанные, прежде всего, Серджио Пальери в его работе «Происхождение и распространение кораблей этрусско-италийского типа», в которой этот автор утверждает, что «этрусско-италийский корабль был рождён сочетанием наступательных средств эллинского корабля и крепкого, вместительного корпуса восточного круглого корабля». Согласно Палиери, именно таковы «характерные черты, обнаруживаемые у всех этрусских судов: так, мы видим высокую корму с сильно загнутым завитком, типичную для всех этрусских кораблей, передняя часть носа практически вертикальная. … и остроконечный таран … ростр которого занимает приподнятое положение относительно ватерлинии». Тот же автор утверждает, что греческие кораблестроительные традиции (халкидские) и италийско-этрусские оставались одними и теми же на протяжении неопределённого времени. И ещё, всегда относительно италийско-этрусских судов упоминается, с 5 в. до н.э. что: «развитие военных судов эллинистической эпохи значительно способствовало конструкционной технологии … корабль приобретает новый облик … который получается, если наложить на крепкую и стройную нижнюю часть греческого корабля округлый корпус корабля в восточном стиле». Цитируя Бегна: «на самом деле корабли этрусков не были оригинальными, и являют рабское подражание другим народам, более развитым в морском деле», как греки и народы обитавшие восточнее их.
Денис

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#72 Сообщение odessit »

Согласно проф. Бонино, «на рубеже 5-4 вв. до н.э и далее к 3-му веку, появляется приведение местных типов кораблей к соответствию с наиболее распространёнными образцами, которые использовались в судоходстве на Средиземном море, и ««этрусский» вид судна заменяется, с 5-го века, типами военных и торговых судов, более близких к общей эволюции средиземноморского кораблестроения (стела Вель Каикна, ваза из Микале).

В моей модели, которая воспроизводит судно классическо-эллинистической эпохи 5-4 вв. до н.э., вдохновленной в значительной степени изображением на килике Эксехия корабля «тирренов», я постарался найти соответствие, в общем, между Палиери и прочими авторами, полагая должным воспроизвести тирренский корабль классической эпохи, и пытаясь, таким образом, соединить, характерные конструкционные черты греческих судов, в особенности, конечно, военных, наступательные, т.е. таран, и черты, характерные для кораблей восточных, более округлых и приземистых. Исходя из этого, я выбрал индекс удлинения корпуса, пропорции среднего бимса и высоту, на которой он расположен, угол изгиба киля и, затем, обводы теоретических шпангоутов в отношении их округлости. Нос и корма, в общем, вдохновлены греко-римскими типами, включая и строение такелажа, в меньшей степени внутренний изгиб форштевня, который затем плавно выступает наружу, вследствие симметрической формы основания судна, которое заканчивается верхней частью форштевня (акростолион) почти вертикальной формы, в отличие от изгиба кормы (более объёмной и более загнутой по сравнению с кормой греко-римского типа). Носовая и кормовая фигуры (протомы) были выбраны после изучения работ Пьетро Дель Амико, и основаны на изображениях с килика Эксехия и из журнала «Архео» издательства Де Агостини. В частности, носовая фигура, которая изображает голову вепря, скопирована с римской, найденной в Генуе в 1597 г.

По мнению проф. Бонино, предложенная мною модель в том, что касается иконографии, ближе всего к болонской стеле Вель Каикна, и сопоставима, гипотетически, с наибольшей вероятностью, с историческим периодом классическо-эллинистическим, что и определило мой выбор с самого начала, даже если, по мнению Бонино, передняя часть носового штевня в эту эпоху не была, в целом, так сильно загнута вовнутрь и оканчивалась акростолионом выдающимся вперёд. В конечном итоге, ватерлиния должна была быть более длинной, чем собственно киль, и изгиб кормы, и включать в себя среднюю часть основания тарана (шпирон), выполняя таким образом главную функцию в принятии на себя удара, получаемого самим тараном (ростр).

Для периода архаики, или в более узком смысле собственно «этруского», существует один чертёж в 3-м томе «Актов 2-го Международного конгресса по этрускологии» 1985 г., автором реконструкции которого является сам Бонино. Этот чертёж относится к иконографическим свидетельствам о тирренских кораблях 7-6 вв. до н.э. (пиксида из Панина ди Кьюзи, динос из Черверти). Интересная модель этрусского корабля эпохи архаики находится в государственном музее Санта Маринеллы и изготовлена в Лаборатории Корабельной Археологии морского Музея.
Денис

Вальтероне
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#73 Сообщение Вальтероне »

А что, нормальный перевод :) В стилистике и грамматике есть огрехи, но это обычное дело, а так на первый взгляд все отлично.

odessit
Сообщения: 99
Зарегистрирован: Пн июл 28, 2014 17:22
Откуда: Одесса
Благодарил (а): 18 раз
Поблагодарили: 5 раз

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#74 Сообщение odessit »

Спасибо!
А что, с грамматикой сильно налажал?
Денис

Вальтероне
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 10:12
Откуда: Москва
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 262 раза

Re: Римские биремы и либурны I-III вв н.э.

#75 Сообщение Вальтероне »

Я про русскую грамматику :) Да не, по мелочи - типа "этрусский" с одной С, запятые... Ну и иногда не совсем корректно по-русски выражено. Вопрос редактуры, в общем.

Ответить

Вернуться в «Общие вопросы»