Козацкая чайка.

Здесь вы можете обсудить любую статью с сайта, задать вопрос автору, высказать замечания и дополнения. В начале каждой темы лучше дать ссылку на обсуждаемую статью.

Модератор: FreeLander

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Мельников Николай
Сообщения: 346
Зарегистрирован: Пн авг 21, 2006 13:22
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз

Козацкая чайка.

#1 Сообщение Мельников Николай »

Уж коли принято считать что чайки запорожских казаков-это своего рада наследие древних судов на которых князь Игорь Царьград брал, позволю себе вернуться в эту тему. Вопреки опубликованной мной статьи одна организация в начале 90-х построила судно по мотивам чайки максимально приближаясь к чертежам Боплана.

Изображение

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#2 Сообщение Dedal »

Статья на сайте:

http://www.shipmodeling.ru/chaika_200608.php
Ошибка Гийома Боплана

Щас как раскритикую :)

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#3 Сообщение Dedal »

Значит что мы имеем:

1)Чертёж Боплана - у нас есть другие источники, позволяющие сомневаться в этом чертеже?
2)Современные расчёты остойчивости - есть заковыка, раньше критерии были другие, многие корабли не имеют право на существование не только по остойчивости, но и по прочности :?
"Сомнение вызывает в первую очередь высота судна-12 футов (3,6 м), из которых над водой только 75 см. В таком случае каким же должно быть водоизмещение подобного судна? Не ошибся ли Боплан?"
Почему 75, у меня получается 180.
"Неужели чайка Боплана имеет скорость и жесткость в 4 раза хуже, чем ладья викингов"
Смотря какая ладья, сравнение миделей судна из Нидама и чайки Боплана:
Изображение
Чайка сидит глубже, но она более узкая. Наглядно видно, что снопы заменяют отсутствующие на чайке боковые "наплывы" судов викингов.
"Как видим общая высота чайки (приблизительно 1,3 м) практически втрое меньше, чем на историческом эскизе."
Высота борта судна из Нидама 1,1 м, судно морское, обводы близкие к современной реконструкции чайки - поплавки никогда не применялись :o
"Теперь вычислим высоту надводного борта. Рассмотрев различные типы весельных суден можно увидеть, что высота борта у центрального шпангоута 0,5-0,8 м. Такое правило обусловлено оптимальной длиной весла и углом его вхождения в воду."
Величина очень относительна, высота борта может быть гораздо больше.

P.S.: Я вот думаю, а если фут прусский или дацкий = 0,14 м :wink:

Аватара пользователя
Мельников Николай
Сообщения: 346
Зарегистрирован: Пн авг 21, 2006 13:22
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз

#4 Сообщение Мельников Николай »

Вот-вот, я тоже думаю что как-то занизили сильно высоту. Меня самого немного коробит сравнение чайки с судами викингов, не уверен что корректно, по сравнению с ними чайка-это реальный шаг назад.

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#5 Сообщение Dedal »

Пока ходил, ещё вспомнил:
Мельников Николай писал(а):одна организация в начале 90-х построила судно по мотивам чайки максимально приближаясь к чертежам Боплана.
И не они одни, можно сравнить Pl.XLVI №1 из альбома Чапмана - галера с точно такими же V-образными шпангоутами.
Для парусника они вполне приемлемы.

Аватара пользователя
Мельников Николай
Сообщения: 346
Зарегистрирован: Пн авг 21, 2006 13:22
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз

#6 Сообщение Мельников Николай »

Кстати Дедал, по моей просьбе один хлопец со Львова прислал фотки этапов постройки реплики чайки "Спас". Если интересно могу вам сбросить. Если между нами :D - то мне кажется что парни построили плавсредство как умели, назвали гордо чайкой и под этой темой рванули по странам.

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#7 Сообщение Dedal »

Мельников Николай писал(а):Кстати Дедал, по моей просьбе один хлопец со Львова прислал фотки этапов постройки реплики чайки "Спас". Если интересно могу вам сбросить. Если между нами :D - то мне кажется что парни построили плавсредство как умели, назвали гордо чайкой и под этой темой рванули по странам.
Весьма и весьма интересно!
Высылайте 8)

Аватара пользователя
Мельников Николай
Сообщения: 346
Зарегистрирован: Пн авг 21, 2006 13:22
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз

#8 Сообщение Мельников Николай »

Сбросил в личку.

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#9 Сообщение Dedal »

Мельников Николай писал(а):Сбросил в личку.
Спасибо, скачал 8)

М-да, в общем понятно.
Судно по мотивам: форма штевней похожа, а шпангоуты обычные.

Уговорили :) ,попробую чайку Боплана реконструировать по-своему.

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#10 Сообщение Dedal »

По Боплану чайка выглядела так:

Длина корпуса - 18м
Ширина - 3м
Высота борта - 2,4м
Осадка - 1,03м
Надводный борт - 1,37м
Высота оконечностей - 3м
Диаметр снопов около 0,57м
Ширина корпуса на уровне ВЛ около 2,47м

Длина вёсел около 3,5м.
Для сравнения: высота надводного борта триеры - 1,5м, длина вёсел верхнего яруса - 4-4,5м

Для сравнения:
Карбас - парусно-гребное промысловое и транспортное судно северных славян (поморов) среднего размера. Длина судна колебалась от 8.5 до 12, ширина - 1.5 - 3, осадка - 0.5 - 0.8 м.

Изображение

Аватара пользователя
Мельников Николай
Сообщения: 346
Зарегистрирован: Пн авг 21, 2006 13:22
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз

#11 Сообщение Мельников Николай »

Супер. Походу получается что палуба (слань) там все же была.

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#12 Сообщение Dedal »

Мельников Николай писал(а):Походу получается что палуба (слань) там все же была.
Да, на чертеже Боплана на виде сбоку над снопами показаны бимсы.

По поводу остойчивости, практика - критерий истины :)
Проверил на модели - работает принцип поплавка.
Без баласта лодка действительно лежит на боку. Для того, чтобы она плавала, вес баласта должен быть равен или немного больше веса экипажа.

Для 30 человек - достаточно 3т баласта (всего 6т)
Для 50 - 4т (всего 8т)
Осадка будет в пределах чертежа Боплана.

Аватара пользователя
Мельников Николай
Сообщения: 346
Зарегистрирован: Пн авг 21, 2006 13:22
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз

#13 Сообщение Мельников Николай »

Вы уже и модель изготовили? Или математически?

Аватара пользователя
Dedal
родоначальник
родоначальник
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: Сб дек 30, 2006 18:05
Откуда: С.-Петербург
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 66 раз
Контактная информация:

#14 Сообщение Dedal »

Мельников Николай писал(а):Вы уже и модель изготовили? Или математически?
Секцию из картона на четырёх "гребцов" - для проверки остойчивости этого достаточно, а вместо людей и баласта - десятикопеечные монеты :)

Аватара пользователя
Мельников Николай
Сообщения: 346
Зарегистрирован: Пн авг 21, 2006 13:22
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз

#15 Сообщение Мельников Николай »

Здорово! Вот бы модель сделать, жаль не могу делать больше одной модели, слишком времени мало после работы остается.

Ответить

Вернуться в «Обсуждение статей с сайта»