Продолжаем разговор и переходим к электропитанию. Я не буду вас грузить разными
сложными схемами с ШИМ контролерами и.т.д. Моя задача объяснить как сделать
регулируемый довольно мощный блок питания способный питать коллекторные моторы
постоянного тока напряжением 12 вольт, из блоков которые продаются в обычных
электротоварах. Постараюсь объяснить простым, доступным языком, чтобы человек далёкий
от электроники мог повторить этот девайс.
Вот, что нам понадобится:
Димер для ламп накаливания, он продаётся сразу с вилкой и шнуром, стоит он
около 80 рублей.
Электронный трансформатор марки TOSCHIBRA. Трансформатор берите именно этой
марки. Если возьмёте марки FERON, то он сразу как надо работать не будет. Его надо будет немного переделать. Но не расстраивайтесь, ниже я объясню почему он не будет работать, и
что надо сделать, что бы он заработал. Да единственного чего бояться эти трансформаторы,
так это КЗ (короткого замыкания по выходу), там сразу выгорит всё, что только может
выгореть в этом трансформаторе. Стоит он порядка 150 рублей.
Ещё понадобится галогеновая лампочка на 12 вольт 20 ват, и панелька под неё. Стоит
это рублей 60. Лампочка нужна обязательно, так как в этих трансформаторах сделана
обратная связь по току, а не по напряжению, и без постоянного эквивалента нагрузки
генерации не будет, соответственно силовые ключи ( выходные транзисторы) будут
закрыты, и на выходе трансформатора 0 вольт.
Ещё понадобится диодный мост с радиатором, лучше спаять мост самому из
диодов марки FR307 будут меньше греется, так как они довольно высокочастотные, и
мощные. Дело в том, что рабочая частота электронного трансформатора лежит в пределах
30-60 кГц. Зависит от номиналов схемы. Димер и электронный трансформатор почти не греются.
Ну, а теперь обо всём подробно.
Вот что нужно.
Вот схема подключения.
Вот димер.
Вот схема димера.
Вот как она работает:
При включении выключателя ток проходит через нагрузку, в нашем случи это электронный
трансформатор, через ограничивающий резистор R2,через потонцеометр (переменный
резистор) R1и конденсатор С1, тем самым заряжая его. Как только напряжение на конденсаторе
достигнет 32 вольта, откроется денистр VD1. Конденсатор начнёт быстро разряжаться
через динистр VD1, и симистр VD2, тем самым открывая его. Так как частота промышленной
сети 50 герц (50 полных периодов в секунду) в нашем случи будет величиной постоянной,
а время зарядки конденсатора будет зависеть от величины резистора R1, соответственно
и симистор VD2 будет открываться в разное время тем самым пропуская либо весь
период, либо его части в зависимости от величины резистора R1, как бы удаляя их спереди.
Вот электронный трансформатор марки TASCHIBRA.
Вот его схема.
Схема представляет собой автогенераторный полумост, состоящий из диодного моста VD1-VD4,
силовых ключей VT1,VT2,плечевых конденсаторов С2,С3, токоограничивающего
резистора R3,R4, согласующего трансформатора Т1 через который проходит провод,
образующий один виток, это и есть обратная связь по току, и собственно сам силовой
трансформатор. Работает это следующим образом: Когда открывается транзистор VT2, то
постоянный ток начинает течь через конденсатор С2,силовой трансформатор Т2, токовую
обратную связь состоящую из одного витка и сам транзистор VT2. После прохождения тока
возникает обратная ЭДС(электродвижущая сила) которая закрывает транзистор VT2, и
открывает транзистор VT1. Теперь появляется напряжение на базовой обмотки VT1, тем
самым открывая его. Теперь ток течёт через транзистор VT1, через токовую обмотку, через
трансформатор Т2,и через конденсатор С3. Опять возникает обратная ЭДС и цикл продолжается.
В от по этому и нужна лампочка в качестве эквивалента нагрузки, чтобы была генерация.
Но сам по себе генератор не запустится и для этого нужен узел запуска, состоящий из:
Резистора R2, резистора R1, конденсатора С1, денистора VD5. Иногда в схеме есть ещё
диод марки 1N4007 на схеме обозначен пунктиром. Здесь импульсы как бы синхронизированы
с частотой полупериодов питающей сети. Соответственно будет синхронизация и с
димером . По этому мотор будет плавно менять обороты регулируемые димером.
В трансформаторе марки FERON выходной каскад такой же, а вот узел запуска другой.
Вот схема.
Здесь используется сигнал гашения на обратном ходу генератора, взятый с центральной
точки транзисторов (обозначенной точкой В). Соответственно при включении в месте
с димером сигналы будут конфликтовать друг с другом. Соответственно мотор на выходе
будет просто дергаться, а не плавно менять скорость. Чтобы избавиться от этого недоразумения
нам нужно изменить схему запуска и сделать из неё вышеописанную.
Для этого нам нужно выпаять диод VD5, а нижний по схеме вывод конденсатора отпаять
от минуса, и припаять к плюсу. Вот и вся переделка. Теперь всё будет как надо.
Вот переделка FERON TRA110-60W.
Вот переделка FERON TRA110-105W.
Вот самодельный мостик для выхода. Он сделан из клемника который надо будет рассверлить
по диметру диодов. После спайки клемник прикрепить к радиатору. Диоды лучше
намазать термопастой.