+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Коллекция английских адмиралтейских моделей семьи Кригштайн. Часть 1

Теги: адмиралтейская модель

 Часть 1  Часть 2

 

В настоящей статье мы рассмотрим самую большую частную коллекцию английских адмиралтейских моделей. Коллекция была собрана совместными усилиями Романа Кригштайна и его сыновей-близнецов Арнольда и Генри.

 

Генри, Роман и Арнольд Кригштайны с моделью Lion

Фото 1. Генри, Роман и Арнольд Кригштайны с моделью Lion

(Фото: NRG)

 

По их словам, изначальным намерением было собрать коллекцию моделей кораблей из кости, относящихся ко времени наполеоновских войн. И первая такая модель была приобретена в 1974 году. В том же году на аукционе Сотбис, проходившем в имении Глен Коув, (штат Нью-Йорк), продавалась коллекция адмиралтейских моделей, собранная Д. Морганом. На данном аукционе семья Кригштайн приобрела модель Coronation и после этого времени больше ни одной модели из кости в коллекции не появилось. С годами им удалось приобрести более дюжины других адмиралтейских моделей, включая три другие из упомянутой уже коллекции Д. Моргана (модели 3, 9 и 13). При сборе коллекции Кригшатйнами было принято решение сконцентрироваться на первом столетии (1650-1750 гг.), когда строительство моделей в Англии начало развиваться бурными темпами. Коллекция расширялась не только за счет адмиралтейских моделей, но также пополнялась картинами, корабельными чертежами, книгами, рукописями и т.д. В рамках же настоящей статьи мы ограничимся рассмотрением ядра коллекции, а именно адмиралтейских моделей. По крайней мере одна из которых относится ко времени Реставрации Карла II. Причины появления так называемых адмиралтейских моделей до сих пор остаются под вопросом. Наиболее распространенная точка зрения основывается на том, что модели являлись частью кораблестроительного процесса на королевских верфях семнадцатого-восемнадцатого веков. Счи-тается, что модели строились как прототипы и предоставлялись лордам адмиралтейства для одобрения проекта постройки самого корабля. Однако такое толкование не до конца обоснованно, поскольку не учитываются те моменты, что модели строились по традиционным методикам, которые в большинстве своем не совпадали с технологиями истинного кораблестроения, также не учитывается факт того, что постройка модели требовала значительного времени, а записи того времени, касающиеся графика постройки кораблей, не могли позволить таких вольностей, также нет никаких свидетельств того, что модели хранились на верфях в качестве эталонов для содействия в постройке реального корабля, ну и, наконец, нет записей о модельных мастерских и модельных дел мастеров при верфях. Что нам доподлинно известно, так это то, что эти модели строились корабельными мастерами и передавались членам адмиралтейств-совета. По внешнему виду нескольких сохранившихся витрин для таких моделей можно сказать, что декоративная ценность и точность выполнения масштабной модели военного корабля имели большое значение для людей того времени. В тех случаях, когда нам удается проследить судьбу модели вплоть до ее первого владельца на момент постройки модели, им оказывается действительный член адмиралтейств-совета. Вполне возможно, что модели изготовлялись и передавались высокопоставленным функционерам флота в ожидании ответной услуги или благодарности.

Какова бы ни была первопричина постройки моделей, которые сохранились до наших дней, они не только «радуют глаз», но благодаря тщательному исследованию, позволяют выяснить большое количество неизвестных ранее аспектов кораблестроения того времени.

 

Модели

Рассматриваемые ниже пятнадцать моделей относятся типу адмиралтейских, если не указанно иное. Они представлены в хронологическом порядке, дабы легче было прослеживать эволюцию корабельного декора и других элементов. Происхождение и судьба модели приводится лишь в тех случаях, если она доподлинно известна до двадцатого века.

 

МОДЕЛЬ №1. Не атрибутированная модель 34-пушечного корабля пятого ранга, примерно 1670 г. Масштаб 1:48.

 

Модель 34-пушечного корабля пятого ранга, примерно 1670 г

Фото 2. Модель 34-пушечного корабля пятого ранга, примерно 1670 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Эта необычно ранняя модель относится к тому периоду, когда Самуэль Пипс был секретарем адмиралтейств-совета. Модель может представлять один из крупных кораблей пятого ранга построенных в период Реставрации в 1670-1675 гг. Их главным отличием являлось отсутствие орудийных портов на втором гон-деке в районе шкафута. Размерения модели наиболее близки к таковым самого крупного корабля из серии, а именно Phoenix 1671 г. Как вариант можно принять версию, что модель представляет корабль, построенный на частной верфи. Верх боковых галерей венчают розы с коронами, а наверху гакаборта расположен коронованный герб, окруженный фигурками голов херувимов. На корме также прослеживается монограмма Карла II. На модели установлен, возможно наиболее ранний из известных, гардель-шпиль барабанного типа. Держатели модели того же времени изготовления, что и сама модель, вырезаны в форме крылатых херувимов и покрыты позолотой. Тонкие шесты установленные в степсы мачт представляют собой флагштоки, которые использовались при спуске корабля на воду. На модели установлено вооружение, и что удивительно, имеются не только неподвижные станки орудий, что являлось общепринятым способом изображения вооружения на адмиралтейских моделях, но и сами орудия, стволы которых выточены из дерева. Данная модель уникальна тем, что она хранится в витрине, которая является самой ранней из сохранившихся до наших дней витрин для модели. Интересна история модели и ее витрины, которые были разделены в 1969 году американским продавцом антикварной мебели. Семья Кригштайн приобрела в 1979 году пустую витрину в надежде когда-нибудь выйти на след самой модели. После четырех лет поиска это им удалось, и модель была куплена в 1983 году. К тому времени многие резные украшения отвалились от модели, к счастью, они не были утеряны и хранились с моделью в коробке из под сигар. Модель тщательнейшим образом отреставрировали и установили обратно в витрину.

Рангоут и такелаж на данной модели отсутствует, наружная обшивка борта выполнена из цельного листа шпона орехового дерева. Кормовые окна остеклены слюдой, на которой нанесена гравировка, обозначающая оконные переплеты. Витрина выполнена из дуба, покрытого черным лаком и с отделкой в виде вырезанного лиственного орнамента на вертикальных стойках, который сначала был покрыт серебряной фольгой, а затем позолочен. Изнутри короб витрины покрыт красным сургучом.

История модели: Модель вплоть до 1968 года находилась в поместье потомков вице-адмирала Роберта Фэйрфакса (1666-1725) в Акоме, Йоркшир.

 

МОДЕЛЬ №2. Coronation, 90-пушечный корабль второго ранга, 1685 г. Масштаб 1:48.

 

Coronation, 90-пушечный корабль второго ранга, 1685 г.

Фото 3. Coronation, 90-пушечный корабль второго ранга, 1685 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Вид на боковую галерею модели Coronation, обратите внимание на королевский вензель «GR», расположенный между нижним и средним ярусами галереи

Фото 4. Вид на боковую галерею модели Coronation, обратите внимание на королевский вензель «GR», расположенный между нижним и средним ярусами галереи.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Coronation был 90-пушечным линейным кораблем второго ранга, построенным Исааком Беттсом на верфи Портсмута и спущенным на воду в 1685 году. Этот корабль был одним из тридцати кораблей, постройка которых предусматривалась кораблестроительной программой 1677 года и был последним из построенных кораблей второго ранга. Эта программа стала самым большим достижением Самуэля Пипса по модернизации королевского флота. В своей книге Memories Relating to the State of the Royal Navy of England, for Ten Years, Determined December 1688, на странице 68 мы читаем, что на Coronation потребовалось «более пяти [лет на постройку], а также более сотни фунтов, запрошенных корабельным мастером на ремонт частей его киля, прогнивших за время нахождения на верфи.» Несмотря на такое бесславное начало, Coronation стал самым крупным кораблем, построенным за время правления Карла II и служил в качестве флагманского корабля сэра Ральфа Делевала, вице-адмирала красной эскадры в битве при Бичи Хэд, 30 июня 1690 года. В сентябре 1691 года корабль потерпел крушение у Рамхэда, в крушении погибли две роты морской пехоты, 647 человек экипажа и капитан корабля.

Место крушения Coronation было обнаружено у Пенли Поинт в 1976 году и с разрешения правительства оно было обследовано. В 1978 году Генри Кригштайна пригласили совершить погружение к останкам корабля, в процессе которого было обнаружено одно из пушечных ядер, на котором было клеймо адмиралтейства в виде широкой стрелы.

Модель этого корабля выполнена в характерном адмиралтейском стиле. Монограмму короля Карла II можно увидеть на гакаборте, боковых галереях, а также вписанную в резной орнамент на срезе квартердека. Имеющийся на модели рангоут был установлен в 1920 году Р. Ч. Андерсеном, автором книги Rigging in the Days of the Spritsail Topmast. На свои средства он потратил более года, реставрируя модель, пока она находилась в экспозиции Лондонском музее   в Кенсингтонском дворце. Позже он рассказывал, как некрасиво с ним поступили после того, как только что отреставрированную модель быстро продали одному торговцу, который перевез модель в Америку.

Модель Coronation является наилучшей демонстрацией девяти кораблей второго ранга, построенных по программе 1677 года. Модель обладает несколькими уникальными чертами. Это наиболее ранняя из моделей английских трехдечных кораблей, оснащенная рабочим колдерштоком и рулевым устройством. Уникальными также являются позолоченные орнаменты, выполненные в виде львиных голов и расположенные между орудийными портами второго гон-дека. Предположительно эти головы выполняли роль крышек на горловинах шпигатов.

Корпус модели сделан из самшита, для такелажа использована льняная нить, орудия выточены из дерева. Для остекления окон была использована слюда, которая размечена таким образом, что представляет окно, набранное из небольших ромбовидных панелей. Новые держатели довольно высоко поднимают модель над основанием, что дает хороший обзор на нижнюю часть корпуса. Плинтусы основания, окружающие средину из вязового капа, отделаны шпоном орехового дерева.

История модели: Существует мнение, что модель принадлежала королю Кралу II, однако самым первым ее доподлинно известным владельцем был Джон Воун, граф Керберийский, лорд Адмиралтейства в 1683-1684 и 1689-1690 годах. После его смерти в 1713 году модель была приобретена сэром Ричардом Гоу Кентом и оставалась в Гоу Хаузе, в Кенте, вплоть до 1911 года, когда она была передана в экспозицию Лондонского музея в Кенсингтонском дворце, где экспонирова-лась до 1924 года.

 

МОДЕЛЬ №3. Не атрибутированная модель 44-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1690 г. Масштаб 1:48.

 

Общий вид модели 44-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1690 г

Фото 5. Общий вид модели 44-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1690 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Вид на корму модели 44-пушечного корабля четвертого ранга, кормовые фонари сферической формы были характерны для кораблей конца семнадцатого века

Фото 6. Вид на корму модели 44-пушечного корабля четвертого ранга, кормовые фонари сферической формы были характерны для кораблей конца семнадцатого века.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Эта, не имеющая рангоута и такелажа модель, кроме того, что несет на корме монограмму Уильяма и Мэри, также имеет ряд необычных черт. Вместо боковых галерей установлены фальшивые, а под ними с каждого борта располагается резной орнамент в виде рога изобилия, начинающегося в районе кормы. Модель имеет прямую корму, на гакаборте располагается резная поясная фигура льва, держащего щит, окруженного с боков полулежащими женскими фигурами, трубящими в трубы. Квартописы выполнены в виде римских воинов. К сожалению, большая часть подлинного декора в носовой части модели утрачена, за исключением сапортуса кат-балки и фриза между чиксами, однако недавно на место недостающих частей декора были установлены вновь изготовленные.

Конструкция корпуса модели наборная, верхняя часть борта обшита широкими планками из древесины груши или яблони, некоторые элементы вырезаны из слоновой кости, а окна остеклены слюдой. Держатели модели в виде резных дельфинов с острыми зубами и плинтусы основания изготовлены недавно. Модель располагается в своей подлинной витрине семнадцатого века, выполненной из орехового шпона. Данная витрина очень схожа с витриной из коллекции Сергисона, в настоящее время находящейся в музее морской академии в Аннаполисе. Каркас витрины выполнен из дуба.

 

МОДЕЛЬ №4. Не атрибутированная модель 48-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1695 г. Масштаб 1:48.

 

Общий вид модели 48-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1695 г

Фото 7. Общий вид модели 48-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1695 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Носовая часть модели 48-пушечного корабля четвертого ранга

Фото 8. Носовая часть модели 48-пушечного корабля четвертого ранга.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Данная модель, несущая рангоут и такелаж, представляет собой не атрибутированную модель двухдечного корабля, построенного около 1690 года. На модели имеется монограмма Уильяма III «RWR», однако отсутствие монограммы «М», указывающей на королеву Мэри, а также резной элемент декора на корме с правого борта, относящийся к Уильяму и отсутствие аналогичного с левого для Мэри, позволяет сделать предположение, что модель была построена после смерти королевы Мэри в 1694 году. В убранстве модели присутствуют и другие символы королевской власти, а именно: на боковых галереях имеются росписи в виде чертополохов, а в резной лиственный орнамент на корме включены розы. Кормовая резьба чересчур помпезна и содержит навигационные приборы, львиные маски, королевский герб, поддерживаемый единорогом и львом, а на гакаборте имеется резная голова лошади с расположившимися по бокам от нее путти и дельфинами. Возможно, эта деталь имеет отношение к названию корабля. Необычно выглядит открытая кормовая галерея, глубина которой в пересчете составит около 8 футов (2,5 метра) на реальном корабле. Изящные держатели модели в виде дельфинов являются подлинными.

Изначально на модели имелся каркас для натягивания тента над квартердеком и, если пиллерсы, удерживавшие наклонные балки, остались на месте, верхняя часть конструкции исчезла где-то между 1936 и 1952 годом. В сентябре 1988 года были изготовленные точные копии недостающих элементов по фотографиям модели по состоянию на 1926 год.

На момент, когда модель была приобретена в коллекцию в 1977 году, все декоративные элементы были покрыты толстым слоем золотой краски, а многие другие поверхности, включая слюдяные окна, были покрашены в черный цвет. В 1988 году в ходе работ по реставрации и очистке все лишние слои краски были сняты, что позволило показать изначальную позолоту и лакировку. Мачты, реи и нижние ванты подлинные, большая же часть остального такелажа изготовлена значительно позднее. Наборный корпус модели выполнен из древесины самшита.

Выставки: Музей Мистик Сипорт, Мистик, Коннектикут, 1956-1980 годы.

 

МОДЕЛЬ №5. Не атрибутированная модель 70-пушечного корабля третьего ранга, примерно 1700 г. Масштаб 1:48.

 

Модель 70-пушечного корабля третьего ранга, примерно 1700 г

Фото 9. Модель 70-пушечного корабля третьего ранга, примерно 1700 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Настоящая модель представляет собой линейный корабль третьего ранга примерно 1702 года постройки, который являлся предшественником класса 74-пушечных кораблей, которые на целую сотню лет составили костяк британского флота. На модели можно наблюдать несколько инноваций, к примеру, скругленные боковые галереи с небольшими балкончиками на верхнем ярусе, на модели также предусмотрены крепления для установки съемных мостков, соединявших полубак и квартердек. Носовая фигура все еще представлена львом, который, однако, впервые «виляет» хвостом. Данная деталь была впервые подмечена Дж.Франклином во время его приезда в США в 1987 году. Резной декор включает в себя девиз Semper Eadem (всегда одинаков), изображенный под скульптурным портретом женщины в античных одеждах. Скорее всего этот бюст изображает королеву Анну, тем более, что бюст окружен ее личными символами: розой и чертополохом. Модель, вероятно, относится к раннему периоду правлениия Анны, поскольку ей присущи большое количеств черт, характерных для семнадцатого века.

В 1983 году модель была очищена до слоя изначальной позолоты, краски и лакового покрытия. Карандашные отметки, оставленные модельных дел мастером, можно наблюдать на многих внутренних частях модели, особого внимания заслуживают боковые поверхности футоксов, каждый из которых помечен буквой «R» для тимберсов правого борта, и, соответственно, буквой «L» для левого. Наборный корпус модели выполнен из самшита. Модель установлена на подставках из позолоченного металла, сами подставки являются подлинными, а основание было изготовлены уже в наши годы.

История модели: Изначально модель находилась во владении Томаса Херберта, графа Пембрукского. Граф занимал должность лорда-адмирала в 1701 году и в течение короткого периода времени в 1707 году, после смерти принца Джорджа. Модель оставалась в его семье на протяжении 250 лет до тех пор, пока в 1975 году она не была продана на аукционе сэром Джоном Молесуортом.

Выставки: Национальный морской музей, Гринвич, Великобритания, 1983-1984 годы.

 

МОДЕЛЬ №6. Прогулочная барка, примерно 1700 г. Масштаб 1:24.

 

Модель прогулочной барки, примерно 1700 г

Фото 10. Модель прогулочной барки, примерно 1700 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Данная адмиралтейская модель является очень редким образцом прогулочной барки. На транце находится резная корона, поддерживаемая с обеих сторон парой херувимов. Фигурка в красном камзоле на корме, повидимому, представляет собой высокопоставленного чиновника адмиралтейства. Сидящий за ним боцман управляет баркой, которая приводится в движение десятью гребцами, каждый из которых располагается на собственной банке. Просто сработанные держатели стилизованы под змей и являются подлинными. Корпус изготовлен из самшита.

 

МОДЕЛЬ №7. Прогулочная барка королевы Анны, примерно 1704 г. Масштаб 1:24.

 

Модель королевской прогулочной барки, примерно 1704 г

Фото 11. Модель королевской прогулочной барки, примерно 1704 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Это единственная модель прогулочной барки, которая имеет королевскую монограмму. На данной модели вензель «AR» нанесен на внутренней стороне транца. Многие черты указывают на то, что позолоченный резной декор относится к семнадцатому веку, включая миниатюрный скульптурный портрет королевы Анны на транце. В барке предусмотрены банки на десять гребцов. Весла закреплены на держателях. Верхние поясья обшивки установлены внакрой, нижние не были установлены, дабы показать шпангоуты корпуса. Вся модель изготовлена из древесины самшита.

 

 Часть 1  Часть 2

По материалам журнала Nautical Research Guild.

© Дмитрий Сидоров, 2007

© www.shipmodeling.ru


Статьи на тему:
21.01.2013Перевод книги Джона Франклина "Адмиралтейские модели кораблей 1650-1750"
19.09.2008Изготовление шпиля для модели парусника
20.06.2008Постройка адмиралтейской модели корабля Royal Caroline
14.03.2008Изготовление корпуса адмиралтейской модели Salamander по чертежам издательства Ancre
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 2
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 5
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 4
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 3
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 6
Мы работаем по субботам