7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Корабельные шлюпки. Разное.

Теги: шлюпки, Ancre, 74 gun ship

 

Баркас Катера  Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

В этом разделе мы изучим шлюпочные команды, а также работу со шлюпками и управление ими.

Шлюпочные команды
У матросов нет определённой униформы, так что теоретически они могут одеваться кто во что горазд. Лишь шлюпочные команды носят униформу, если так распорядится капитан, так как в противном случае разношёрстная одежда матросов не позволит похвастаться «элегантностью корабельных шлюпок». При желании капитан может одеть свои шлюпочные команды в коричневые суконные штаны, камзол и рабочую куртку, чтобы матросы на шлюпках выглядели презентабельнее. На голове они при этом носят круглые кожаные шапки.

Старшины корабельных шлюпок
Каждый старшина отвечает за свою собственную шлюпку и все её принадлежности, причём вооружённым баркасом в военное время командует лейтенант, а в мир­ное время – энсин. Старшина не может загружать или выгружать пассажиров или вещи без соответствующих распоряжений.




 

 









Члены шлюпочной команды

 

Рисунок 17. Члены шлюпочных команд.

1 фигура: Член шлюпочной команды в небольшой чёрной фетровой шляпе, украшенной пером, и с белым шейным платком. Он одет в двубортную куртку из красно-коричневой ткани, подпоясан кушаком, на нём длинные штаны тоже из красно-коричневой ткани, чулки и башмаки.
2 фигура: Член шлюпочной команды, одетый в рабочую куртку из коричневого сукна, короткие штаны из коричневой ткани и суконный камзол. Чёрная фетровая шляпа, белый шейный платок, белые чулки, башмаки





Использование баркаса для постановки второго якоря. Баркас подводят к носу и кре­пят под бушпритом так, чтобы его корма стояла чуть впереди кат-балки. Затем травят рустов, пока якорь не повиснет на кат-балке, после чего рустов снимают. Кат-блок заводят гаком за якорный рым и, постепенно травя пертулинь, опускают якорь, пока нижний край его штока не окажется чуть выше транца баркаса. Из толстого куска троса делают строп, который попеременно обносят вокруг якорного веретена под штоком и распорного бруса баркаса (см. рис. 3) под роульсовыми тимберсами. Затем найтовят полученные шлаги. Стоящие на гон-деке люди подают канат через клюз наружу, в то время как другие члены команды укладывают его в большую бухту на баркасе. Конец каната отвязывают от якоря, чтобы ряды бухты, которые первыми уйдут на дно с якорем, находились наверху. На воду спу­скают и две другие шлюпки. Одна из них берёт баркас на буксир, а на второй под­держивают канат между кораблём и баркасом при помощи стопоров, которые стоят вдоль планширя, готовые к отдаче. Пока баркас буксируют в нужном направлении, канат снова привязывают к якорю, а буйреп крепят вокруг баркасного стема. Когда шлюпка достигнет требуемого места, строп отвязывают, так что якорь теперь висит на своём буйрепе, кото­рый затем отдают. Баркас возвращается к кораблю, выкладывая по мере хода канат, чтобы тот лежал ровно, а коренной конец каната проводят обратно на борт через клюз. Иногда к этому концу каната привязывают более тонкий перлинь, чтобы облегчить эту работу. Затем якорный канат обтягивают шпилем, и корабль занимает предназначенное ему место.

В другом варианте постановки второго якоря позади того места, где планируется устано­вить второй якорь, сперва ставят стоп-анкер или даже дрек, а затем тянут баркас вдоль перлиня* малого якоря. При этом нет необходимости буксировать баркас, что может представлять собой сложную задачу в плохую погоду или при наличии течения. После того как на баркасе поставили второй якорь, на нём поднимают дрек или стоп-анкер.



* Перлинь при этом идёт по роульсу и тянется вруч­ную. Такое протягивание используется или для пере­мещения шлюпки, или для проверки состояния каната. Для последнего требуется хорошая погода. Если ко­рабль стоит на двух якорях, то проверяют тот канат, ко­торый не натянут.


Подъем и взятие на кат якоря с помощью баркаса. Сперва баркас экипируется своей обыч­ной командой и несколькими дополнительными людьми. Также на борт шлюпки берут гини и несколько сезней. На шпиль заводят кабаляринг. Баркас доходит до томбуя**, мо­ряки берут буйреп и проводят его над роульсом, вытягивая его вручную***. Верхние блоки гиней крепят к тросу, а нижние блоки к рымам на носу. Затем моряки тянут за лопари, пока якорь не отделится от дна. Затем буйреп стопорят и снимают тали.


Как только якорь выдернут из грунта, на корабле начинают вращать шпиль, подтаскивая якорный канат вместе с баркасом, пока тот не подойдёт к носу. Затем канат натягивают и стопорят, а на баркасе отвязывают стопора на буйрепе. Это позволяет отпустить якорь на оставшуюся длину каната, чтобы тот стал вертикально. Затем, немного поработав шпи­лем, якорь можно будет взять на кат.

** Иногда якорь ставят без томбуя. По-французски это называется «borgne», что можно перевести как «од­ноглазый»

*** Подъём якоря посредст­вом буйрепа по-французски называется довольно кра­сочно - «вытягивание якоря за волосы»



Корабельная шлюпка, перевёрнутая швартовым канатом


Рисунок 18. Корабельная шлюпка, перевёр­нутая швартовым канатом.



Спасение упавших за борт. Когда за борт падает человек, корабль кладут в дрейф. Под крышей боковых галерей находится буй, который прикреплён к длинному линю, свёрнутому в бухту в кадке. На кораблях с хорошей организацией один или два рулевых отвечают за метание этого буя в море и за взятие пеленга по компасу. Команда малого катера должна быть наготове для оказания помощи, а сама шлюпка может быть снаряжена лишь вёслами и рулём. Давайте представим, что корабль идёт бейдевинд под марселями и брамселями, когда вдруг раздаётся возглас: «Человек за бортом!» Вахтенный начальник командует: «Руль под ветер! Обстенить грот-марсель и крюйсель!» Свернуть брамселя!» Если стоят нижние паруса, то он добавит: «Взять нижние паруса на гитовы и гордени! Отдать шкоты и галсы!» и т.д., а матросы должны быстро отдать одни снасти и выбрать другие.

Если корабль находится на курсе, на котором можно нести лисели, то их галсы и внешние фалы отдают, а так как лисель нельзя нести в бейдевинде, как при попутном ветре, то отдают шкоты верхних парусов и спускают их фалы. Вахтенный начальник командует: «Руль под ветер! Отдать лисель-галсы! Убрать брамселя! Поднять галсы и шкоты!» Грот-марсель и крюйсель обстенивают, матросы стоят наготове у марса-фалов, чтобы убрать марсели, если ветер покрепчает и поднимутся волны. После спуска малого катера на воду корабль снова набирает ход, следуя какому-нибудь курсу. Если во время падения человека за борт корабль шёл фордевинд, то рулём приводят корабль к ветру на том или ином галсе, после чего выполняют все те операции, которые были описаны для положения судна в дрейф.

В море бросают спасательный плотик, и вся команда пытается определить, где именно находится упавший человек. Немедленно берут пеленг на кильватерный след. Малый катер спускают на воду как можно быстрее*, а старшине катера дают направление, куда он должен направить свою шлюпку.

Слишком часто при падении человека за борт возникает сумятица, что уменьшает шансы на его спасение.

Если судно идёт в составе дивизиона или эскадры, то адмирала о факте падения человека за борт обычно извещают условным сигналом, поднимая наполовину кормовой флаг. Если человека спасли, то кормовой флаг после этого поднимают полностью, а если спасти его не удалось, то кормовой флаг спускают.

Адмирал отдаст приказ другим кораблям лечь в дрейф или привестись к ветру. Известен ряд случаев, когда упавших за борт людей спасал корабль, идущий следом. Люди падают за борт довольно часто, однако шансы на их спасение на самом деле не очень велики, особенно если на море большое волнение или туман или опустились сумерки.


* На некоторых кораблях на шлюпбалках, выступаю­щих за подзор, висит ялик. Это очень полезная лёгкая шлюпка, которую можно быстро спустить на воду. Но до её повсеместного использования ещё дале­ко. Если человек падает за борт, то вслед за ним можно метнуть в море всё, что мо­жет плавать.

 


Рисунок 19. Перевернувшаяся корабельная шлюпка.


Подъем баркаса. Все три корабельные шлюпки поднимаются одинаково, за исключением того, что под конкретный вес могут подбирать различные сочетания талей. Таким обра­зом, для катеров достаточно рей-нок-талей и штаг-талей, тогда как для баркаса нижние реи нужно вооружать гинями.

В гавани шлюпки обычно поднимают по левому борту, а в море их всегда поднимают на подветренной стороне, так как с этой стороны морские волны бьют с меньшей силой. Кроме того, из-за необходимости при подъеме шлюпок ложиться в дрейф нижние реи ставят как раз требуемым для этого образом.

Баркас подводят к подветренному борту и швартуют носом и кормой, причём на борту баркаса остаётся несколько человек из его команды.

Все орудия, которые могут помешать, вкатывают внутрь судна, а вдоль корабельного бор­та располагают вымбовки, которые служат в качестве фендерсов. Вооружают штаг-тали. Фор-гини и грота-гини ставят на соответствующие реи, а их шкентели крепят как можно дальше наружу, чтобы после подъёма баркаса из воды он висел достаточно далеко от борта корабля.

Фока-рей брасопят, пока его подветренный нок не встанет примерно над задним концом фор-русленей. Затем грота-рей брасопят, пока расстояние между ноками фока-рея и грота- рея не станет примерно равным длине баркаса.

Такелаж на этих реях обтягивают и укладывают, а левые превентер-топенанты натягива­ют, пока реи не оттопятся на правый борт, чтобы реи не провисли под тяжестью баркаса.

Нижние блоки гиней спускают к баркасу, где матросы из шлюпочной команды заводят их гаками за распорные брусья. Штаг-тали спускают вниз и крепят аналогичным образом. Большое число людей ставят на лопари гиней, чуть меньшее количество матросов отправ­ляют на лопари штаг-талей и оттяжки, которые предназначены для ограничения продоль­ного раскачивания баркаса.

Шлюпку поднимают из воды как можно быстрее, выбирая гини и травя штаг-тали. При этом оттяжки держат натянутыми, чтобы баркас не раскачивался вдоль судна. После подъ­ёма баркаса выше уровня переходных мостков матросы начинают выбирать штаг-тали, чтобы затянуть шлюпку на борт, следя за тем, чтобы она не задела фор-ванты, для чего её отодвигают, натягивая оттяжки, прикреплённые к её корме.

Травят гини и выбирают штаг-тали, пока шлюпка полностью не зайдёт на борт, повиснув на штаг-талях. Затем их травят, а баркас вручную направляют на его кильблоки, где и най­товят. Затем тали травят и выводят гаки их блоков.

С баркаса снимают банки, и аналогичным образом поднимают на борт большой катер, но в этом случае используются только рей-нок-тали. После установки большого катера внутри баркаса так же поднимают и малый катер. Далее все три шлюпки крепят грунтовами, о чём я уже рассказывал. По окончании работ разоружают рей-нок-тали и штаг-тали, отвя­зывают гини и брасопят грот-марса-рей.

При спуске шлюпок делают всё то же самое, но в обратном порядке.



Лечь в дрейф: расположить «паруса таким образом, чтобы они противодейст­вовали друг другу в равной мере и делали б корабль неподвижным относ-итель­но его курсовой скорости» [Фалконер, op.cit.]









Расписание для подъёма баркаса при выбирании якорного каната на шпиле.

152 человека на квартердеке 165 человек на баке
14 Контролирующие10 Контролирующие
3 Рулевые60 Передние гини
60 Задние гини 40 Передние рей-нок-тали
40 Задние рей-нок-тали40 Передние штаг-тали
40 Задние штаг-тали6 Подъём томбуя
41 человек на юте
(8 на талях) 24 человека на марсах

                         260 человек на шпиле и якорных канатах

Корабль, стоящий на якоре в шторм

Рисунок 20. Корабль, стоящий на якоре в шторм.

Мы смотрим на правый борт. Стеньги приспущены, однако брам-стеньги не сняты, хотя и стоят без реев. Марса-реи опущены на эзельгофты, а марсели убраны на рей с рубашкой в виде столбика, прижатого под реем к мачте. Нижние реи спущены вниз, а опущенный бизань-рю поставлен горизонтально вдоль судна. Одну из шлюпок вывесили за борт на талях. Корабль стоит на обоих становых якорях, а бухт готов к отдаче.

 




Рисунок 21. Лежащий в дрейфе фрегат, с ко­торого спускают шлюпку.

С траверза фрегата хорошо видно, как поставлены паруса. Дует свежий бриз, а на море видны волны. Обра­тите внимание на то, как легко по­ложить судно в дрейф, забрасопив нижние реи на противоположные борта, и при этом нижние реи будут идеально стоять для спуска шлю­пок на воду. Заметьте, как парусина грот-марселя прижалась к грот-стень-эзельгофту.




УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЕЛЬНЫМИ ШЛЮПКАМИ

Полагаю, будет вполне уместно рассказать немного о работе с вё­слами на корабельных шлюпках. О плавании шлюпок под парусами я расскажу чуть попозже.

Предположим, что вёсла ставят в уключины на французский манер, другими словами, к уключине крепят кренгельс-строп. Это отличается от английского варианта, в котором ис­пользуются изогнутые металлические уключины, не требующие использования кренгельс-стропов. При вооружении вёсел на французский манер очень важно, чтобы кренгельс-строп не слишком сильно перекручивался вокруг уключины, а также не делать уключину чересчур жёсткой, так как это мешает гребле.

Когда шлюпку готовят к приёму пассажиров, вёсла укладывают вдоль шлюпки, оставляя кренгельс-стропы на уключинах. Матросы шлюпочной команды стоят каждый перед своей банкой. Если офицер спускается на нос шлюпки или планирует сойти где-то в ином месте шлюпки, то есть не с кормовых сидений, сперва должна быть выполнена команда «Построиться в линию». Как и остальные команды, её могут прокричать или просвистеть.

Построиться в линию! Матросы вытягивают руки со стороны, обращённой к борту, поднимают другие руки на высоту плеча, согнув их в локте горизонтально, и крепко сжимают их ладонями вытянутые руки. Подпираемые сжатыми кулаками согнутых рук, руки со стороны борта образуют своего рода поручень, на который можно опереться при спуске в шлюпку.

Отваливай! Выкинуть вёсла! Баковый гребец и члены шлюпочной команды, сидящие с пришвартованной стороны шлюпки, отталкиваются багром, вёслами или руками, в за­висимости от того, насколько близко они находятся к корабельному борту. Затем они как можно быстрее садятся и готовят вёсла к гребле, чтобы грести вперёд или назад в зависи­мости от отданной команды. Вёсла в уключины ставят очень аккуратно, чтобы их лопасти не шлёпнулись в воду и не забрызгали пассажиров на кормовых сидениях.

Греби вперёд! Матросы садятся за вёсла. Те из них, что сидят по правой стороне, кладут правые руки в дюйме от конца рукоятки, а левые в десяти дюймах от правых. Те матросы, что сидят слева, кладут левые руки на конец рукоятки, а правые в десяти дюймах дальше наружу. Они следят за двумя матросами, сидящими на самой задней банке*, и начинают грести одновременно, причём все матросы погружают свои вёсла одновременно. При каждом гребке рукоять весла описывает полукруг диаметром примерно два с половиной фута. Матросы гребут все вместе в одном ритме, постоянно поддерживая его.

Удвоить темп! При отдаче данной команды матросы с удвоенным темпом налегают на вёсла, практически вставая при гребке, прилагая таким образом больше усилий и увеличивая скорость шлюпки. Два человека на каждой банке находятся примерно в десяти дюймах друг от друга.

Табань! Правая (левая), задний ход! По команде «табань!» все матросы (или только те, чьей стороне приказано табанить) опускают свои вёсла ребром на глубину примерно 18 дюймов. Вёсла они больше не двигают, только прочно держат их, чтобы повернуть шлюпку. Но если добавляется команда «задний ход!», то люди налегают на вёсла и гребут в направлении, обратном предыдущему . Если одна сторона даст задний ход, а другая про­должит грести в исходном направлении, то шлюпка повернётся очень быстро.

Суши вёсла! Все матросы укладывают свои вёсла вдоль шлюпки, оставляя кренгельс- строп на уключине.

Вёсла на воду! Это команда тем матросам, которым не нужно отталкиваться от корабель­ного борта, приготовить свои вёсла для гребли.

Греби, не брызгай! Это скорее предупреждение, а не команда. Это произносят, когда один из матросов не смог вынести своё весло плашмя из воды в результате чего наклон лопасти привёл к появлению брызг от весла.

Вёсла поднять! Когда отдана эта команда, матросы подтягивают свои вёсла и опускают рукоять, пока она не упрётся под планширь на противоположной стороне шлюпки. Что касается расположения лопасти весла - вертикально или плашмя - то тут они следуют примеру загребного. И это зависит от ветра. При попутном ветре лопасти вёсел ставят вертикально, чтобы ни одно весло не закрывало стоящее впереди, причём каждое весло приподнимают чуточку выше над водой, располагая подобным образом вёсла от кормы к носу.

Положить сходню! Этот приказ отдаётся только в тех случаях, когда нужно использовать сходню, чтобы выгрузиться на берег, не замочив ног. Сходню живо вытаскивают к тому или иному борту и надёжно крепят строп на её внутреннем конце. Гребец с носовой банки противоположного борта первым сходит на берег, чтобы проверить её и убедиться, что она лежит абсолютно ровно и не наклонена в ту или иную сторону. Он принимает конец багра, который протягивает ему баковый гребец. Они крепко держат багор параллельно сходне на соответствующей высоте, чтобы он мог служить в качестве поручня.

Приготовиться к отдаче якоря! Отдать якорь! Когда наступает отлив, нужно предпри­нять меры, чтобы шлюпка могла сняться с места. Баковый гребец и один из гребцов но­совой банки отдают шлюпочный дрек, а как только пассажиры сошли на берег и сходню обратно убрали на шлюпку, баковый гребец отталкивается своим багром, выбирая при необходимости фалинь.



* Одного из этих людей зовут загребным. Он за­даёт ритм гребков для всех остальных.






18-весельный баркас с фрегата.


Рисунок 22. 18-весельный баркас с фрегата.



РАБОТА С КОРАБЕЛЬНЫМИ ШЛЮПКАМИ

Пока корабль стоит на якоре на рейде, на судне упражняются со шлюпками*, поэтому я скажу об этом пару слов, взяв в качестве примера баркас.

Подготовка: Баркас подводят к борту корабля, который развёрнут к ветру, а паруса при­вязывают так, чтобы они оказались с подветренной стороны мачт, когда шлюпка отчалит. Но если баркасу в дальнейшем придётся лавировать, то лучше поднять один рей с наве­тренной стороны, а другой с подветренной, чтобы не пришлось переменять паруса при каждом повороте оверштаг.

Крепят фалы, поднимают джиггер, растягивая его на гике, матрос встаёт на фалинь, ко­торый закреплён на носу шлюпки и на корабельном бархоуте, старшина держит фалреп. По команде «Отваливай!» отвязывают фалинь, а носовой гребец отталкивает нос шлюпки от корабельного борта. Старшина держит фалреп чуть дольше, и как только нос шлюп­ки достаточно увалится под ветер, приказывает поднять фок и кливер. Когда эти паруса наполнятся ветром, старшина командует: «Поднимай грот!», отдаёт фалреп и выбирает шкот джиггера. Все эти этапы я описал для ситуации, когда шлюпка пойдёт в бейдевинд, но если на ней будут править в бакштаг или фордевинд, то носу нужно будет дать уйти под ветер ещё дальше. Этому помогают, осаживая наветренные шкоты, причём грот или штормовой грот поднимают только после того, как шлюпка выйдет на курс.

 Если ветер дует по траверзу так, что шлюпку прижимает к борту корабля, а корабль пово­рачивается под действием прилива, то лучше всего отвалить на вёслах, а паруса поднять после того, как нос шлюпки увалят под ветер и направят в требуемую сторону.

Если шлюпка стоит на своём дреке, то сперва нужно выбрать трос, пока дрек не станет апанер. Затем поднимают фок и кливер и выбирают шкоты так, чтобы нос шлюпки ушёл под ветер в противоположном направлении, вытаскивают дрек и кладут руль на требу­емый борт (что зависит от того, получила шлюпка задний ход или нет, когда вытащили дрек).


* Очевидно, что, когда корабль стоит на якоре, шлюпки ис­пользуются постоянно.

Разворачиваться к ветру: на­ходиться под ветром от якоря под действием ветра, то есть когда якорь стоит впереди по ветру. По аналогии корабль может разворачиваться к при­ливу, когда сила прилива пре­вышает влияние ветра.

Переменять паруса: на не­большой шлюпке перемещать рей с одной стороны мачты на другую, чтобы парус не прижимало к мачте при смене галса. На люгерах и шасс-маре это называется «перекидывать парус».

Осаживать наветренные шкоты: натягивать их.


Поворот оверштаг: Шлюпка должна идти бейдевинд и иметь пространство для манёвра впереди. По команде «К повороту оверштаг!» матросы, сидящие на задних банках, гото­вятся тянуть ликтрос грота к середине шлюпки, матросы на носу тем временем готовят­ся отодвигать нижнюю шкаторину фока в подветренную сторону, растягивать боковую шкаторину на наветренной стороне и травить кливер-шкот. В подходящий момент (а если на море волны, то когда шлюпка поднимается на волну), старшина командует: «Руль под ветер!», и аккуратно поворачивает руль так, чтобы привести баркас к ветру. Затем он тут же командует: «Переменяй грот!» Парус спускают на середину мачты, переднюю часть рея отопливают, пока его не получится провести позади мачты на другую сторону, выни­мают галс, проводят на подветренную сторону, где и заводят гаком снова. И наконец, рей поднимают обратно наверх и обтягивают парус**. Старшина следит за шлюпкой, и как только та начнёт пятиться назад, он перекладывает руль на другой борт. Как только грот начнёт наполняться ветром, старшина командует: «Переменяй фок!» В то же время выби­рают кливер-шкот на другом борту (когда корабельные шлюпки идут под парусами, шкоты всегда держат в руках).

Если шлюпка не смогла повернуть оверштаг, и при этом она находится рядом с сушей или кораблём, то, возможно, придётся выдвинуть два или три весла на подветренной стороне.




** Предполагается, что хо­довая часть фала находится впереди мачты. В против­ном случае парус нужно спускать полностью и снова ставить на другой стороне, так как в ином случае фал будет тереться так сильно, что его не получится вы­брать.

Поворот через фордевинд: Старшина командует: «К повороту фордевинд!», а затем: «Спускай грот!» Он кладёт руль на ветер и приказывает взять джиггер на гитовы. На шлюпке, идущей на передних парусах, матросы постепенно травят шкоты по мере пово­рота носа, и как только ветер начнёт дуть почти прямо в корму, старшина отдаёт команду: «Спускай и переменяй фок!» Как только ветер начинает дуть с другого бакштага, старшина командует: «Поднимай грот, выбирай шкоты на джиггере!» Паруса поднимают и выби­рают шкоты, а старшина ставит румпель прямо. При повороте через фордевинд шлюпку сносит довольно далеко под ветер.

Плавание в бейдевинд и бакштаг при шквалах: Как я только что объяснял, шкоты всег­да держат в руках, в готовности отдать их, как только угол крена шлюпки станет опасным. При каждом порыве старшина правит к ветру, пока наветренные шкотовые углы парусов не начнёт полоскать, и если у шлюпки слишком сильный крен, то по мере крепчания ветра старшина травит фока-шкот и правит к ветру, следя однако за тем, чтобы не зайти к ветру слишком круто, что может привести к опрокидыванию шлюпки. Если кажется, что шква­листый ветер будет сильным и продолжительным, то нужно спустить грот, чтобы шлюпка плыла на одном только фоке, который поднимают на полную высоту или на середину мач­ты. В качестве альтернативы можно спустить все паруса и идти на вёслах.

Если шлюпка идёт крутым бакштагом, то поворачивание к ветру лишь увеличивает угол крена по мере того, как ветер отходит от траверза. Правильно будет положить румпель на наветренную сторону и уменьшить заднюю парусность. Грот спускают, и шлюпка идёт под одним только фоком. Если порывы ветра достигают значительной силы, то единствен­ный выход – преодолевать штормовой ветер под уменьшенным фоком.

Взятие рифов на парусах: Если паруса оснащены риф-бантами, то рифы обычно берут перед тем, как привязывают паруса.




Швартовка к борту корабля: При выборе, к какому борту приставать, следует учитывать приказы капитана. Если баркас находится с наветренной стороны корабля, а само судно развёрнуто к ветру, то старшина правит, пока шлюпка не окажется недалеко от корабля или чуть позади подъемного трапа, после чего забирает постепенно к ветру, убирая фок и кливер, пока шлюпка ещё не достигла борта корабля. Затем он кладёт румпель под ветер и командует «Тяни джиггер-шкот до места!» и «Выноси грота-шкот на ветер!», шварту­ется борт о борт и привязывает шлюпку около подъемного трапа.

Если шлюпка находится с подветренного борта корабля, то нужно сманеврировать, что­бы оказаться с наветренной стороны. Если корабль разворачивает к ветру и приливу, то забирать к ветру на шлюпке нужно раньше, а все работы с парусами производить ближе к судну.

Если корабль разворачивает приливом, а ветер дует в корму или по траверзу, то в первом случае старшина приказывает спустить паруса, когда решает, что у шлюпки достаточно хода, чтобы дойти до подъемного трапа, а если ветер по траверзу, то гораздо чаще шлюпке приходится идти к подветренному борту и швартоваться к борту на вёслах.

Если на море сильное волнение, то на шлюпку необходимо будет бросить линь, когда она подойдёт к борту корабля, а если ветер и прилив таковы, что шлюпка не может подойти к борту корабля, то линь спускают к ней при помощи буя или небольшой лодки, после чего и шлюпку, и средство доставки линя подтягивают к борту.

Если на рейде стоит на якоре несколько кораблей, то появляется возможность познако­мить гардемаринов и даже некоторых из младших офицеров с основами тактики, дав им в командование маленькие эскадры, каждая из которых может состоять где-то из двадцати корабельных шлюпок.

Натянуть шкот до ме­ста: натянуть заднюю шкаторину паруса как мож­но сильнее при плавании в бейдевинд.

Вынести шкот на ветер: вытянуть задний шкотовый угол паруса к середине суд­на, увеличив, таким обра­зом, поворачивающую силу паруса.









 


Шлюпка


Рисунок 23. Шлюпка.





Высадка десанта

Как правило, десант высаживают в заливах, на рейдах или в других местах, в которых нет сильного волнения, не считая сложностей открытой высадки десанта, когда береговая линия хорошо укреплена (если на море слишком большое волнение или берег слишком крутой, то высадить хоть сколько-нибудь значимый десант не получится). Используемые для десантирования войск шлюпки должны идти под прикрытием огня фрегатов и линей­ных кораблей как до высадки, так и во время оной. После согласования планов и выбора мест для настоящего десанта и отвлекающего, адмирал собирает все десантные шлюпки в одном месте.

Если обнаруживают, что береговая линия вокруг того места, в которое планируют выса­дить главные десантные силы, защищена укреплениями и батареями, достаточно сильны­ми, чтобы помешать высадке на берег, то к этому месту посылают корабли, фрегаты и бом­бардирские суда, где они швартуются на шпрингах и очищают берег своим огнём, пока все эти малые крепости не замолкнут. Как только будет замечено, что огонь защитников в одном из этих атакуемых мест ослаб, баркасы и остальные шлюпки, которые не использу­ются для главного направления атаки, отправляются совершать отвлекающий манёвр, в то время как четверть шлюпок главной атаки, за которыми следует на расстоянии мушкетно­го выстрела вторая волна из такого же количества шлюпок, идут на вёслах и парусах, пока не подойдут к судам, прикрывающим высадку десанта. Они располагаются строем фрон­та в двух длинах весла друг от друга, выстраиваясь по траверзу друг друга параллельно берегу. В центре и на флангах строй усиливают корветами, канонерками и баркасами с линейных кораблей, вооружённых 18-фунтовыми пушками, снятыми с лафетов. Все они прикрывают своим огнём высадку десанта, но сами на берег не сходят. После формиро­вания линии этого строя вторая волна шлюпок выстраивается позади первой так, чтобы все шлюпки второй волны стояли в шахматном порядке относительно шлюпок первой волны на расстоянии пистолетного выстрела, чтобы не мешать гребле шлюпок передней линии. По окончании построения все десантные шлюпки начинают быстро идти на вёслах в сторону берега, сохраняя строй. Если появятся войска, которые могут помешать высад­ке десанта, то шлюпки открывают огонь из своих фальконетов, а канонерки на флангах максимально поддерживают их, поливая берег продольным огнём картечи. Шлюпки при­тыкаются к берегу, как только враг отступит, и войска бросаются на сушу, располагаясь на берегу как получится.

Прикрывающие высадку суда прекращают огонь, пока враг не отойдет на небольшое рас­стояние от десантных войск и не расположится выше них. Если первой волне шлюпок удалось успешно приткнуться к берегу, то оставшиеся шлюпки второй волны тоже вы­саживаются на берег, а за ними следуют резервы, десантируясь как можно быстрее для установления плацдарма.

Если первая атака была отбита, то проводят отвлекающий манёвр, имитируя вторую по­пытку. Атакуют одновременно шлюпками первой и второй волн и всеми остальными шлюпками флота, чтобы вынудить противника ослабить оборону в других уязвимых ме­стах, где новую высадку будет осуществлять резерв.

С началом проведения отвлекающего манёвра резерв, составленный из отборных войск, направляется на берег двумя параллельными волнами в новом месте для высадки под при­крытием огня кораблей и фрегатов. Без помех от вражеских орудий, которые были остав­лены для переброски сил для защиты от отвлекающего манёвра, первая волна шлюпок высаживается на берег, после которой идёт вторая волна, притыкаясь к берегу в проме­жутках между шлюпками первой волны, чтобы войска могли рассредоточиться по берегу и поддерживать друг друга. Как только первый десант будет высажен, участвующие в отвлекающем манёвре войска перебрасываются в то же место, если командующий не счи­тает, что более выгодно будет высадиться сразу в нескольких местах.

Как только десант будет высажен, шлюпки стаскивают с берега на воду, чтобы быть го­товыми к обратной загрузке войск, если атака будет отбита. Те шлюпки, что вооружены пушками, оставляют лежать носом на берегу, а прикрывающие высадку корабли и фре­гаты остаются стоять на шпрингах, пока снова не будут отозваны в море. Если первая высадка десанта проводится неожиданно, то время играет большую роль, поэтому никто особо не заботится о шлюпках, то есть никто не обращает внимания на риск повреждения шлюпок при высадке на берег. Очень важно не оставить войскам времени на раздумья и не дать остыть их пылу.
















Закончить этот раздел я бы хотел несколькими сло­вами о флагах. Только командующий флотом или эскадрой имеет право поднять на носу своего катера белый флаг, у всех остальных офицеров он должен реять на корме. Катер офицера в адмиральском чине, командующего флотом или эскадрой, несёт командирский флаг на верхушке своей грот-мачты, и у командующих другими эскадрами в том же месте тоже реет командирский флаг соответствующего их эскадрам цвета. Шлюпки офицеров меньшего ранга имеют право на брейд-вымпел или корнет-вымпел соответствующего их эскадрам цвета.



Катер офицера в адмиральском звании

Рисунок 24. Катер офицера в адмиральском звании.

Эту шлюпку можно идентифицировать по флагу, реющему на носу и говорящему о том, что перед нами офицер, командующий флотом или эскадрой. Сам офицер сидит на кормовых сидениях со съемной спинкой, которая отделяет его от того места, где располагается шлюпочный старшина. Кормовые сидения накрыты красным сукном с белой оторочкой, с подкладкой из грубой ткани. Это так называемая шлюпочная ткань. Если офицер в чине ниже адмиральского, то используется шлюпочная ткань зелёного цвета, а не красного. Гребцы подняли лопасти своих вёсел для приветствия проплывающей мимо шлюпки. Обратите внимание на шлюпочный тент с кисточками. Шлюпка по левому борту салютует, подняв свои вёсла кверху. Гребцы будут держать их так какое-то время, чтобы дать пройти катеру офицера более высокого ранга. Матросы отдают честь, касаясь рукой лба. Обратите внимание на длинный вымпел, реющий на топе фок-мачты. Это рисунок Пьера Озанна, и аналогично другим, показанным ранее, он датируется временем Французской Рево­люции, но если не обращать внимания на трёхцветный флаг, то в них очень хорошо показан военно-морской флот 1780годов.



Обсуждение статьи на форуме

 

Баркас Катера  Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

Перевод книги J.Boudriot 'Le vaisseau de 74 canons'.

Информация по полному переводу приведена тут

© www.shipmodeling.ru, 2014

©  Андрей Баитов


Статьи на тему:
22.10.2013Отрывок из книги 74-х пушечный корабль, том 1: крепёж и конопачение
26.06.0005Корабельные шлюпки
01.01.1970Longboat armed for war, 1834 + чертежи
01.01.1970Дополнительные чертежи шпангоутов 74 gun ship
01.01.1970Historic ship models
01.01.1970S. Caterina, 1759 + чертежи
01.01.1970The 74 gun ship. Том 2. Оснастка корпуса.
01.01.1970La Machine а curer les ports + чертежи (fr)
01.01.1970The history of the French frigates 1650-1850
01.01.1970The Ship’s Longboat 1680-1780 + чертежи