+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Устройство галеры. Такелаж и паруса

Теги: галера, такелаж, паруса

Содержание.

Уже говорилось, что на галерах применяли латинское вооружение, использовавшее большие треугольные паруса, распространенные на всем Средиземном море. В отличие от судов с прямыми парусами бросается в глаза и то, что здесь ванты набивали не юферсами, а блоками, и что выбленки на вантах и штаги отсутствовали.

У средневековых галер, имевших только один парус, чтобы лучше использовать ветер, часто требовалось рей (рю) перенести на другую сторону мачты. Так, чтобы лечь на другой галс, сделав поворот оверштаг, вначале необходимо увалиться под ветер. Для этого эрнс-бакштагам (нем. ОЬегЬгаззеп - верхним брасам), галс-брасам - писподам и шкотам давали слабину и немного потравливали ракс-бугель - бастард, чтобы рю отошел от мачты. Матросы опускали нижний конец рю так, чтобы он встал вертикально, и проносили мимо мачты. Когда судно переваливало линию ветра, парус шкотами переносили на подветренную сторону и писподами, эрнс-бакш-тагами и шкотами ставили парус на новый галс.
Практически, однако, это можно было производить только на малых судах. При часто громадных рю галер XVI-XIX вв. этот маневр даже при использовании вспомогательного такелажа был невозможен, поэтому на двухмачтовых галерах один рю ставили справа, а другой - слева мачты, чтобы при ветре, по крайней мере, хотя бы один парус работал хорошо.

 

Клеванты.

Клевант - типичный продукт развития в Средиземноморье. Он служил для быстрого разъединения и соединения тросов, что существенно облегчало работу с большими рю и парусами, поэтому все концы, кроме фалов, ракс-бугелей и галс-талей, были поставлены на клеванты.
Так как рю латинских парусов поднимали под вантами, последние на подветренной стороне должны быть отданы и переброшены через рю. Клеванты позволяли несложным движением руки ванты разделять и одну половину проводить над рю, а вторую - под рю и снова соединять на другой стороне рю1. Также и при снятии паруса клеванты позволяли быстро отсоединить шкоты и гордени от паруса.

 

Ванты.

Ванты, которые на галерах называли сартами, как уже упоминалось, состояли из двух частей. Верхняя часть при помощи тросовой петли была укреплена под топом мачты и оканчивалась огоном с продетым клевантом. Ниже тросовой петли ванты еще были прихвачены шлагами троса для предохранения от скольжения по мачте. Нижняя часть вант состояла из двух блоков и талрепа. Верхний блок крепили на клеванте, нижний - на вант-путенсе, представлявшим собой цепь или железную полосу, или рым, которые в зависимости от страны и даже от судна были различными. Описывать здесь их разнообразные формы, думается, нецелесообразно. Блоки соединяли достаточно длинным талрепом, с помощью которого ванты растравливали и набивали. Лопарь талей свертывали в бухту, которую подвешивали на одном из блоков или вант-путенсе. Количество пар вант на мачтах составляло: на фок-мачте - четыре, на грот-мачте - пять или шесть, на бизань-мачте - две или три. В исключительных случаях ванты набивали юферсами, которые в основном имели угловатую, а не круглую форму (ил. 7).

 

Фалы.

Часто громадные рю требовали соответственно и мощных фалов, толщина которых составляла 1-1,5 толщины вант. Бизань-фал имел толщину приблизительно 0,5 толщины грота-фала, так как вообще весь такелаж бизань-мачты был приблизительно в два раза тоньше соответствующего такелажа грот-мачты. Толщина же такелажа фок-мачты большей частью была одинакова с толщиной грот-мачты и только при очень маленьких фок-мачтах, а также на французских и мальтийских галерах ее толщина уменьшалась до соотношения около 0,8. Эти соотношения, разумеется, относились также и к соответствующим блокам. Фал проходил через шкив-гат в топе мачты и оканчивался талями из двух блоков, из которых нижний крепили на мощном рыме на палубе. В XVII в. в отдельных случаях для этого использовали и кнехты. Блоки фалов были наибольшими из имевшихся на судне и достигали полутора, двух диаметров мачты. Вместо большого нижнего блока иногда применяли два меньших, которые крепили справа и слева куршеи (ил. 6, с. 21); но, как и во многом другом на Средиземноморье, здесь тоже не было твердых правил. Талрепы талей фалов имели толщину 0,4- 0,5 толщины фалов, и их ходовые концы крепили на клампах.

 

Ракс-бугели.

Ракс-бугель, или бастард, как его называли на галерах, состоял из двух или трех рядов ракс-клотов, один из концов которых был закреплен на рю, затем они огибали мачту и через коуш на рю шли на палубу, где оканчивались талями, позволявшими растравливать ракс-бугель, когда рю требовалось опустить.
На старинных галерах ракс-бугель на рю в основном крепили лишь в одном месте, чтобы не препятствовать передвижению рю по мачте. Ракс-слизы, которые на северных судах отделяли ракс-клоты друг от друга, на галерах не применялись.

 

Галс-тали.

Галс-тали, толщиной 0,6 грота-вант, крепили к нижнему концу нока рю, затем пропускали через одношкивный блок на куршее, а для фока-рю - на шпироне и клали на клампы. Так как на судах с латинским вооружением дирик-фал не применяли, галс-тали служили для придания рю необходимого наклона, задача, которую на малых судах иногда выполняли галс-брасы.

 

Галс-брасы.

Галс-брасы (писподы) служили для собственного движения рю. Шкентели брасов были толщиной 0,4-0,45 грота-вант и их крепили на нижнем ноке рю, иногда выше, но всегда в нижней четверти; они заканчивались огоном, к которому при помощи клеванта присоединяли ходовой конец браса. Оба галс-браса, в отличие от эрнс-бакштагов, всегда были набиты, так как они вместе с галс-талями удерживали рю в нужном положении.

 

Эрнс-бакштаги.

Вторую пару брасов - эрнс-бакштаги, крепили под верхним ноком рю на расстоянии от '/3 до '/4 его длины (реже выше). В основном они служили для удержания громадного рю в определенном положении, а также предотвращения его изгиба вперед. Как и лопари галс-брасов, лопари эрнс-бакштагов клевантами крепили на шкентелях, имевших толщину 0,3 грота-вант, однако при ветре набивали только наветренный эрнс-бакштаг, а подветренный оставляли растравленным, иначе он мешал бы наполнению паруса ветром. Второе назначение эрнс-бакштагов - при убранном парусе служить креплением длинного рю, для чего оба бакштага набивали. В бою паруса всегда снимали, а галс-тали, галс-брасы и эрнс-бакштаги дополнительно укрепляли цепями, чтобы предотвратить падение рю.

 

Шкоты.

В шкотовых углах фока и грота большей частью при помощи клевантов крепили двух-шкивный блок, а на бизани - одношкив-ный. Соответствующие вторые блоки крепили на палубе на рымах. Шкот толщиной 0,7-0,8 грота-вант продергивали через эти блоки, и его ходовой конец крепили на клампе.
На двух- и трехмачтовых галерах всегда использовали только одиночные шкоты. Двойные шкоты применяли исключительно на судах с одной мачтой, так как при перекладке рю на другую сторону мачты необходимо переносить и шкот с его блоками на эту сторону и снова устанавливать, что вследствие узкости куршеи, по которой они передвигались, было тяжелой работой. Такую работу можно было производить на паруснике с латинским вооружением, а на галере - почти невозможно.
В конце XVII и XVIII вв. шкоты иногда не имели клевантов, как, например, на <Вгасёпе>. Тогда при снятии паруса нижний блок просто отсоединяли от рыма и всю комбинацию блоков убирали вместе с парусом.

 

Гордени.

Количество и расположение горденей на парусах от судна к судну значительно различалось и в основном зависело от желания капитана.
Довольно распространенно было устанавливать один гордень на рю вблизи мачты и через блок вести его несколько позади середины нижней шкаторины; второй гордень четырьмя или пятью шпрюйтами крепили к передней трети нижней шкаторины. К задней шкаторине проводили как простые гордени, так и гордени, имевшие шпрюйты. Но на многих галерах, по-видимому, вовсе не было горденей по задней шкаторине. Общим для всех горденей было то, что их проводили через блоки, укрепленные под топом мачты, а затем вели на палубу, где крепили на куршее или просто на релингах. Поскольку галеасы применяли блинд или вообще прямое вооружение, то этот такелаж ничем не отличался от известных форм. В заключение следует сказать, что такелаж судов с латинским вооружением в основном выглядел несколько более тяжелым и громоздким, чем на судах с прямым вооружением. Но надо иметь в виду, что рю и паруса при таком вооружении были значительно больше и тяжелее, и поэтому их такелаж должен был выдерживать значительно большие нагрузки.

 

Паруса.

Традиционно галеры несли большие треугольные латинские паруса, которые, например, царь Петр I применил и на галерах русского флота. По всей вероятности, они происходят от трапециевидного паруса дау арабов, который находился на старинных галерах и прежде всего на галеасах. Галера (слева) и галеас (справа) на акварели Монлеона (ил. 22) имеют такие формы паруса, а также большой галеас Пинтуриккьо (рис. 5). На последнем видно, что на грот-мачте несли нормальный прямой парус, а на фок-и бизань-мачтах трапециевидные паруса дау. С середины XVI в., наверное, многие галеасы начали нести на бушприте прямоугольный блинд, в то время как фок-, грот- и бизань-мачты были вооружены латинскими парусами (ил. 23) - еще одно доказательство того, что галеасы представляли собой странное смешение гребных и парусных судов. Уже подчеркивалось, что галеры были гребными судами, парус которых служил лишь для помощи гребцам во время похода. Ставили его исключительно при хорошей погоде и относительно слабом ветре; при сильном ветре его парусность сокращали путем взятия рифов или, как поступали в средние века, снимали большой парус и заменяли его малым. При сильном ветре или в бою паруса снимали принципиально, и суда приводились в движение исключительно силой гребцов, иначе паруса препятствовали бы маневренности судна. Паруса по верхней шкаторине были несколько короче рю и соответственно ему слегка изогнуты.
Паруса сшивали из длинных полос парусины шириной от 26 до 30 дюймов. Полосы и их швы всегда шли параллельно ахтер-лику и никогда параллельно рю; задняя полоса поэтому была наидлиннейшей, кратчайшей полосой - только маленький треугольник у нижнего нока рю. Подгибали кромку паруса всегда в корму, т. е. на сторону паруса, обращенного к мачте. Обычно паруса были желто-белыми, но встречались от светло-красного до темно-красного цвета. Иногда применяли чередование белых и красных или белых и синих полос, для чего попеременно сшивались полосы из двух материалов.
Парадные паруса и паруса командных судов были украшены гербами их стран (ил. 9), реже - личными гербами капитанов или фигурами святых. Так как эти паруса только в редких случаях были вышиты, а в основном просто раскрашены, то соответственно чувствительны к непогоде, поэтому их ставили только в особо торжественных случаях. В остальное время их хранили в <таверне>, рядом с резервными парусами и большим брезентом.
Лисели и стаксели на галерах и галеасах были неизвестны; там и не было возможности их ставить.
Все паруса были обшиты ликтросом, толщина которого составляла 0,75 толщины вант соответствующей мачты. В шкотовых углах паруса из ликтроса были образованы огоны, в которые продевали клеванты шкотов. Но-ковые огоны были сплеснены из более слабого троса или там применяли такие же огоны, как и в шкотовых углах. В ликтрос были вплетены и огоны для шпрюйтов горденей. Наличие рифов на парусах северных судов доказано уже для XIII в., однако до настоящего времени не выяснено, почему они вдруг исчезли на несколько веков и появились снова только в 1655 г. Для районов же судов с латинским вооружением наличие рифов подтверждается вплоть до XIV в. (рис. 14), но нигде нет сведений, что когда-либо применялась добавочная парусина - бонеты. Важной частью снабжения галеры был большой брезент, хранившийся во время плавания в <таверне>. При плохой погоде, в гаванях и особенно с октября по апрель, когда галеры не могли выходить в море, брезентом покрывали все судно. Для этого грота-реи опускали так, чтобы своими концами он опирался на палубу бака и крышу кормовой надстройки и служил продольной опорой брезента. По бокам судна при помощи весел или специально для этой цели возимых штоков брезент был несколько приподнят и закреплен на релингах. На зимние месяцы корму и нос дополнительно прикрывали навесами - маленькими брезентами, очень нужное мероприятие для таких открытых судов, как галеры, особенно подверженных влиянию непогоды.

Следующая статья >>


Статьи на тему:
02.07.2014Гаки своими руками
10.07.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging Period Fore-and-Aft Craft "
05.04.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging period ship models"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
24.02.2010Рисуем по ткани и не только...
11.11.2007Нанесение гербов и картинок на паруса
23.12.2006Приспособление для обвязки блоков
10.07.2006Опять об изготовлении парусов для судомодели
05.05.2005Навивка канатов для такелажа
27.06.2004Один из способов изготовления парусов для модели
Мы работаем по субботам
?>