+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское 8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный Осуществляем доставку по всей стране |
|
Хорошо известная и примечательная конструкция набора с одним футоксом, частично перекрывающим флор и топтимберс, является отличительной чертой модели построенной в Адмиралтейском стиле. Неизвестна точная дата появления моделей с наборным корпусом, но наверняка она приходиться на начало 17 века. Самое раннее письменное упоминание о такой модели, оставлено Мастером-корабелом Финеасом Петтом (Phineas Pett) в 1634 году. Эта модель должна была служить в качестве примера для постройки корабля 'Ройал Соверин' (Royal Sovereign) 1637. Современник так описывает эту модель: '...сделана так, что каждую деталь внутри ее можно было видеть, для чего оставлена не обшитой планками; очень точная и радует глаз...'. О схеме продольных и поперечных связей в модели Петта ничего неизвестно, но нет причин, по которым можно было бы считать, что она отличалась от таковой на более поздних моделях.
Благодаря тому, что сохранились самые ранние образцы моделей, можно сделать заключение, что к середине 17 века постройка наборных необшитых планками моделей вошла в традицию. Ставиться под сомнение тот факт, отображала ли схема набора Адмиралтейских моделей реально существовавшую в практике кораблестроения, иными словами 'стилизованную', либо же упрощенную, разработанную модельных дел мастерами для постройки моделей копий. Последнее в какой-то мере соответствует действительности, так как общие принципы кораблестроения второй половинный семнадцатого и восемнадцатого веков оставались неизменными.
Но, скорее всего, нам необходимо будет обратиться к еще более раннему периоду времени, тому времени, когда были построены первые модели. Очень подробное описание набора корпуса корабля того времени можно найти в работе под названием 'Трактат по кораблестроению', который, как считается, относится к 1625 году. В части, которой дается описание набора корпуса, есть три очень интересных абзаца, первый из которых относиться к флорам:
Флортимберсы составляют определенное количество ребер по обе стороны от миделя, плоских по всей ширине днища, скругленных к верней кромке, которые доходят до высоты первого пролета.
Флоры располагались в соответствии с принципом 'тимберс + интервал', со шпациями между ними (следует оговорится, что согласно книги 'Краткое изложение о практическом судостроении' английского корабельного мастера Финчама в переводе капитан-инженера Михельсона (1841г.) термин 'шпация' используется для обозначения промежутков между штуками дерева набора корпуса судна, поэтому здесь и далее термин использован только в таком контексте - Прим.ред.), которые заполнялись нижними частями футоксов, образуя от носа до кормы сплошной пояс тимберсов, ограниченный пятками футоксов и оголовками флоров, как показано на Рис. 1A. Второй абзац из трактата описывает футоксы:
Футоксы или ребра корабля представляют собой скругленные части изогнутого бруса обработанного по шаблону соответствующего сечения корпуса и соединенные вполунахлест своей нижней частью с оголовком соседнего флора, а в верхней с наваль тимберсом. На больших кораблях футоксы разделены на части, которые соответственно называются верхним и нижним футоксами.
Здесь следует отметить что термин 'вполунахлест' (или косой замок) при наборе корпуса означал, что тимберсы соединялись друг с другом боковыми поверхностями, а не торцами как, к примеру, в соединениях при укладке киля. Когда говорится что косой замок футокса и флора или топтимберса равняется 7 футам, это означает, что концы тимберсов перекрывают друг друга на эту величину. Упоминание 'наваль тимберсов' предполагает то, что пятки топтимберсов соединялись с оголовками футоксов встык, а полунахлест обеспечивался именно наваль тимберсами, как показано на Рис 1В.
В Трактате далее говорится:
Наваль тимберсами называются те части набора, которые относятся к верхнему пролету и представляют собой вставки между верхней частью футокса и нижней частью топтимберса, и которые, часто бывало, изготавливались отдельно от шпангоутов и устанавливались в набор после шпангоутов.
Из этого определения становится понятно, что обычно при сборке наваль тимберсы не применялись, а пятки топтимберсов соединялись внахлест с оголовками футоксов, также как и пятки футоксов с флорами, таким образом, данная конструкция и обеспечивала наличие сплошного пояса шпангоутов по линии максимальной ширины корпуса, Рис 1C. Это может означать, что на кораблях с шириной превышающей 30 футов (10 метров), шпангоут состоял из двух футоксов, корабли же меньшего размера имели по одному, что соответствует конструкции набора корпуса моделей, и почти точно можно сказать, что конструкция с одним футоксом была взята мастерами модельного дела за образец. За более чем сотню лет схема набора корпуса Адмиралтейских моделей претерпела незначительные изменения, за исключением некоторых случаев, хотя за тот же период времени конструкция настоящих кораблей подверглась существенным изменениям. Вероятно, однажды выработав определенную методику в строительстве наборов корпусов моделей, которая приняла широкое распространение, мастера неохотно отказывались от принятой практики и продолжали строить модели как раньше, возможно это объясняется тем, что это был самый быстрый и наименее трудоемкий способ.
Спорным остается вопрос об отсутствии интервалов между замками шпангоутов на моделях, которые необходимы были для вентиляции на прототипах, также как и уменьшения ширины шпангоутов по мере подъема от киля. Но вновь необходимо обратится к более раннему периоду, когда в соответствии контрактами, интервалы не допускались; такое положение вещей сохранилось вплоть до конца семнадцатого века, когда единственным исключением стали интервалы между шпангоутами в районе наибольшей ширины корпуса судна, что касается уменьшения толщины шпангоутов то, это касалось только топтимберсов. В отношении нижнего замка можно сказать, что на протяжении всего семнадцатого века, а также восемнадцатого, ширина одного флора плюс одного тимберса равнялась величине тимберс + интервал, с отклонениями, не превышающими один дюйм, т.е. доподлинно известно, что в нижней части корпуса шпации отсутствовали. Что касается среднего замка, то в типичном контракте того времени говорилось - 'обеспечить замок 6 футов 0 дюймов (1,8 метра), интервалы должны быть закрыты брусом'. Под 'интервалами' в данном случае понимаются шпации между верхними кромками футоксов. Остается неясным означает ли это, что нижние части топтимберсов должны были быть достаточной ширины, чтобы заполнить интервалы, либо предусматривалась установка дополнительных вставок. Но важным остается тот факт что, шпангоуты по наибольшей ширине корпуса должны были представлять собой сплошной пояс, так же как это представлено на моделях.
К 1690 году величина замков по наибольшей ширине корпуса определялась как: 'замок в 6 футов 0 дюймов (1,8 метра) со шпацией в 1 1/2 дюйма (37 мм) между каждым тимберсом для воздуха'. Соответственно в масштабе 1:48 этот зазор составляет 1/32' (0,8 мм) и было бы неразумно ожидать отражение таких маленьких шпаций, так как их воплощение на модели является чрезвычайно трудным. Во второй половине семнадцатого века разница в конструкции наборов корпусов моделей и их прототипов была незначительной, за исключением того факта, что реальные корабли имели большее количество футоксов. Наличие двух футоксов, становится стандартной практикой на судах малых размеров, суда более высокого ранга имели по три, четыре футокса. В соответствии с такой практикой строительства, было невозможно соединить футоксы между собой кормовыми и носовыми крепежами как в последующие годы, когда в практику вошло строительство двойных шпангоутов на плазе до их установки. Так как слиперсы, клямсы, спиркетинг и наружные бархоуты проходившие по замкам тимберсов соединялись с ними с помощью болтов или нагелей, в креплениях между самими тимберсами не было необходимости.