+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Корабельные шлюпки. О шлюпках в целом.

Теги: шлюпки, Ancre, 74 gun ship

Баркас Катера Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

 

О гребных судах.

Гребным судам даны разные названия, а именно: Барказы, Баржи, Шлюпки, Катера, Ялы, Гички и Суда для спасения.
Барказы, баржи, шлюпки и ялы строят вообще подобно большим судам с гладкою обшивкою; катера, гички и суда дли спасения делают наборными или обшивают кромку на кромку.
Барказы длиною от 34-х до 39-ти футов (11-13 метров) употребляют для перевоза провизии и воды на корабли, иногда вооружаюсь орудиями для крейсирования около берегов.
Баржи  длиною  от  32-х до 35-ти футов (10-12 метров), употребляемы флагманами и командирами судов; баржи выше банок обшивают внутри филенгами, чтобы можно было смотря по надобности прилично убирать.
Шлюпки длиною от 28-ми до 32-х футов (9-10 метров), строят как баржи, служат для Офицеров, обшиты внутри только в кормовой части.
Ялы  длиною 26,  25,  18 и 16 футов (9, 8,5, 6 и 5,5 метров), употребляют для перевоза малых тяжестей; на суда небольшого ранга, вместо барказов адмиралтейство иногда дает ялы.
Катера, гички и суда для спасения строят наборными, чтоб были легче.
Катера, длиною от 16-ти до 32-х футов (5,5-10 метров), употребляют для различных перевозов, иногда от адмиралтейства дают на корабли вместо барж.
Гички длиною от 16-ти до 27-ми футов (5,5-9 метров), скорость хода их отличает от прочих гребных судов.
Суда для спасения длиною от 16-ти до 22-х футов (5,5-7 метров), употребляемы для приставания в бурунах к судам и спасения людей, упавших за борт, ежели на обыкновенном судне, гребцы подвержены опасности; суда сии строят как возможно легче и снабжают воздушными трубами, для препятствия затоплению и потому на дне сделаны шпигаты, чтобы лишняя вода могла выходить и уравниваться с грузовою ватерлинией.  Воздушные трубы делают так,  чтобы можно оные вынимать.

 

О строении всех выше упомянутых гребных судов.

Строение сих судов производят различными образом, смотря по предназначению и роду судна. Большие гребные суда с гладкою обшивкою разбивают на плазе, делают для оных лекала и назначают малки; потом начинают вязать шпангоуты, которые подымают на место и утверждают в надлежащем положении до приделания обшивки. В наборных судах приделывают сначала обшивку к штевням, транцу и двум или трем лекалам шпангоутов, постановленным на средине для определения образования судна и потом уже оные обшивают.
При начале строения, для удобнейшего производства работ, ставят ребром на блоках достаточной вышины доску, называемую стапелем, на доску кладут киль и укрепляют оный планками, прибитыми по бокам.
Киль правят и обделывают по лекалу, согласно размерениям, показанным на чертеже и вынимают шпунт, отступя от 3/4 и до 1,5 дюйма (20-40 мм) от верхней кромки.
Форштевень обделывают по лекалу и с боков вынимают шпунт для обшивки; форштевень приделывают к килю боковым замком, которого губы около 1/4 дюйма (6 мм) толще обшивки. Таковые замки на барказах и больших гребных судах крепят 4-мя небольшими закаленными болтами и несколькими гвоздями. На меньших гребных судах, крепят только гвоздями, которые заколачивают с разных сторон и заклепывают.
Ахтерштевень по длине судна обделывают точно так, как означено на чертеже и правят по размерениям. С боков ахтерштевня вынимают для обшивки шпунт, который вверху на расстоянии от задней стороны транца около одного дюйма (25 мм), внизу от передней стороны ахтерштевня около 1,5 дюйма (40 мм). Ахтерштевень ставят на киль шипом, длиною 1/3 глубины киля, на расстоянии 2-х дюймов (50 мм) от задней кромки и скрепляют обыкновенно двумя болтиками через киль и шип. На барказах и прочих
судах с корабельным набором, ахтерштевень делают при передней стороне транца, на баржах и ялах при задней стороне.
Транец на барказах и на наборных судах делают при задней стороне гладко, по направлению задней кромки ахтерштевня; на баржах составляют из двух частей и верхнюю часть толще нижней, чтобы можно было на равной вышине с верхними бортовыми поясами, отобрать карнизами.
Транец на барказах и наборных судах, приделывают всегда под лицо с задней стороной ахтерштевня; на баржах, шлюпках и ялах под лицо с передней стороной и скрепляют сверх рулевой петли и рыма, еще несколькими гвоздями.
Когда фор- и ахтерштевни скреплены с килем и утверждены в надлежащем положении , тогда при оконечностях оных кладут по одной штуке дейдвуда, называемого кноп (исключая барказов, на которых кноп кладут только в передней части) для лучшего укрепления нижних концов поворотных шпангоутов. На барказах передний дейдвуд (кноп), скрепляют тремя сквозными болтами впереди замка форштевня; сзади замка заколачивают три остроконечных болта. На прочих судах, передний кноп скрепляют остроконечными болтами или гвоздями; задний кноп, одним закаленным болтом сквозь ахтерштевень и тремя или четырьмя остроконечными болтами в киль. На барказах задний дейдвуд образуют килем и крепят одним болтом с ахтерштевнем.
Шпангоуты на больших судах вяжут подобно корабельным и составляют каждый из трех штук: одного флортимберса и двух футоксов, которые приделывают сбоку, в перевязку к флортимберсу. При оконечностях судна ставят поворотные шпангоуты или стойки сбоку к кнопам.
Прежде сего весь набор правили из погибистых штук подходящих к кривизне шпангоутов; ныне только одни кормовые и носовые шпангоуты делают из таких дерев, прочие выгибают из прямых штук.
Флортимберсы крепят на барказах остроконечным болтом, на прочих судах одним гвоздем каждый. Футоксы приделывают сбоку к флортимберсам, в перевязку замком, который скрепляют двумя или тремя гвоздями. Поворотные стойки впускают нижними концами в дейдвуды и крепят гвоздями. Футоксы и флортимберсы правят и окладывают по лекалу и сбавляют по малкам назначенным на плазе. Когда подняты на места, тогда обносят рыбинами, помещая одну рыбину при концах флортимберсов, другую при брейтлейне и чтобы сохранить настоящую ширину, приделывают к рыбинам шергеня.
При обшивании сих судов прежде всего кладут на место бархоут и шпунтовые поясы и пришивают к набору; прочее между оными поясы, пришивают на планах фальшиво, для лучшей просушки и оставляют в таком положении до спуска, тогда обшивку перебирают вновь, сколачивают плотно и крепят окончательно.
Шпунтовые поясы впускают в шпунт киля и крепят двумя гвоздями в каждый шпангоут, в широких же местах помещают иногда три гвоздя. После сего, приделывают бархоут и верхний бортовой пояс такой ширины, как показано на чертеже. Сии поясы делают кромку на кромку, один на другой, и остающуюся под оными на наборе пустоту наполняют небольшими прокладками и крепят двумя гвоздями в каждый шпангоут; верхнюю кромку бортового пояса пришивают к привальному брусу.
Привальный брус, составляющий верхнюю связь всего судна, делают из двух или более штук, связанных боковым замком около 9-ти и 12-тм дюймов (22 и 30 см) длиною, верхнею кромкою вровень с бортовым поясом. Вершины шпангоутов врезают в привальный брус, на внутренней оного кромке.
Сверх привального бруса приделывают фальшборт, иногда наглухо, иногда съемный. Когда фальшборт приделан наглухо, тогда впускают дубовые стойки чрез привальный брус до бархоута и располагают по сторонам уключины, по всему борту. Фальшборты делают внакладку на наружную кромку бортового пояса. При верхней кромке флортимберсов внутри, кладут тонкий брусок, иногда зашивают обшивкою наглухо. С наружи под нижнюю кромку фальшборта кладут тонкий брусок, обделанный в виде карниза и такой же брусок приделывают к нижней кромке бархоута.
Внутри судна на потребной вышине, на наборе для помещения банок, приделывают брусок, называемый подлегерс и врубают в оный банки.
Банки на гребных  судах делают иногда выемные, иногда прикрепляют наглухо.
Три банки, переднюю, среднюю и заднюю, закрепляют при каждом конце кницами. На барказах делают при средней банке у каждого конца по две железные кницы, которые скрепляют двумя болтами на чеках сквозь банку и одним болтом с гайкою сквозь привальный брус. На передней и задней банке делают обыкновенно при концах по одной книце. Деревянные кницы крепят гвоздями, которые заклепывают на планках.
Для лучшего укрепления носовой части приделывают к фальшборту и привальному брусу два брештука. На больших гребных судах скрепляют оные с привальным брусом двумя закаленными болтами на каждой стороне, на прочих судах обыкновенно гвоздями; в деревянные брештуки гвозди вколачивают снаружи и заклепывают внутри на планках. К транцу против привального бруса приделывают кницу.
Внутренняя отделка гребных судов весьма различна, смотря по назначению оных. На барказах внутренняя обшивка обыкновенно доходит от кильсона до подлегерса, иногда только до концов флортимберсов; на других судах делают одни съемные решетки. Носовые и кормовые оконечности отделывают также весьма разнообразно, с платформами и решеточными люками, согласно с желанием командиров.
На наборных гребных судах киль, штевни и транец приделывают как на больших судах. Для положения обшивки ставят два, три и более лекала шпангоутов и укрепляют оныя на места. Иногда на среднем лекале назначают ширину обшивочных поясов и серп досок, который кладут примерно, смотря по тому, как
нужно. Обшивку начинают  класть с шпунтового пояса, к которому приделывают в накладку следующий пояс, продолжал таким образом до верхнего. Поясы состоят из двух или нескольких досок , соединяемых в накладку и передние доски накладывают на задние; в сих накладках помещают смоленую бумагу и потом крепят оныя плоскошляпными гвоздями. При концах штевней, обшивные доски врезают одну в другую т. е. от 9-ти и 12-ти дюймов от концов; при кромке доски вынимают четверть, чтобы наружные стороны досок при шпунте были гладки.
Для крепления обшивки назначают на оной места шпангоутам, иногда располагают флортимберсы на средине между футоксами, иногда под оными. Ежели флортимберсы размещены между футоксами, тогда заколачивают между оными в кромку обшивки один ряд гвоздей, но когда флортимберсы и футоксы соединены, тогда помещают в обшивку между набором два ряда гвоздей. Все сии гвозди заколачивают с наружной стороны и заклепывают на планках на внутренней. Когда вся обшивка на месте, тогда приделывают набор; футоксы притыкают к средине киля, флортимберсы кладу поперек оного и все крепят закаленными гвоздями на планках.


 

Обсуждение статьи на форуме

 

Баркас Катера Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

Небольшая выдержка о корабельных шлюпках и сочинения английского корабельного мастера Финчама

'Краткое изложение о практическом кораблестроении' в переводе Михельсона. СПб 1841 год.

© www.shipmodeling.ru, 2014


Статьи на тему:
22.10.2013Отрывок из книги 74-х пушечный корабль, том 1: крепёж и конопачение
26.06.0005Корабельные шлюпки
Мы работаем по субботам