+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Отрывок из книги Frank Howard Sailing Ships of War 1400-1880. Часть 1

Теги: корабли 18 века

перевод с немецкого издания

 Часть1  Часть 2  

 

4. Восемнадцатое столетие. Фрегаты и шлюпы

Развитие судостроения в 17 веке было в основном сконцентрировано на больших боевых кораблях с двумя-тремя батарейными палубами (в дальнейшем двух- трёхдечные корабли; прим. E.R.). Происходило оно такими темпами, что к 1700 г. были преодолены основные трудности, связанные с размещением на палубе большого количества тяжёлых орудий. По крайней мере, накопленные знания и имеющиеся на тот момент технологии позволяли это. Изменения подводной части корабельных корпусов увеличили их прочность. Возросшая площадь парусов улучшила их ходовые качества. Тем не менее, можно сказать, что корпуса английских кораблей в 1700 г., кроме размеров, мало чем отличались от  корпусов 1800 г. Тоже самое можно сказать о большей части такелажа. Треугольный топсель исчез, латинская бизань была постепенно вытеснена гафельным парусом. Все остальные паруса увеличились в размерах или к ним прибавились дополнительные.

В 18 столетии корабли всех стран выросли в размерах. Увеличилась и их огневая мощь. Увеличение в размерах продолжалось до тех пор, пока длина кораблей не достигла предела, после которого провисание или прогибание корпуса становилось просто угрожающим. Трёхдечные корабли в 18 веке образовывали класс самых мощных кораблей. Таковыми они оставались и до конца века (Santisima Trinidad, сражавшаяся в Трафальгарском сражении  (Победа английского флота под командованием адмирала Нельсона (погибшего в этом сражении) над объединённым французско-испанским флотом 21 октября 1805 г. Эта победа окончательно закрепила превосходство английского флота. В сражении участвовали: с английской стороны – 27 линейных кораблей, 4 фрегата; с французской стороны – 33 линейных корабля (из них 15 испанских), 5 фрегатов (примечание нем. переводчика) была номинально четырёхпалубным кораблём, но чтобы образовать четвёртую палубу, на ней пришлось соединить ахтердек и бак).
Построить, содержать и снарядить командой трёхдечный корабль было недёшево. Так как для многих задач флота этот класс кораблей был непригоден, постепенно значение приобрёл новый класс мощных кораблей, так называемые «74-пушечники». Это были многоцелевые корабли, обладавшие сравнительно высокой скоростью и имевшие достаточно огневой мощи для ведения линейного боя. Именно они во второй половине 18 столетия составили ядро флота.
Например, в сражении 1 июня 1794 года  (морское сражение при Ouessant (Британь) между английским  флотом адмирала Хоува  и французской эскадрой контрадмирала Вилларета-Жоёза (по 25-26 линейных кораблей)), 17 из 26 английских и 17 из 25 французских кораблей были «74-пушечниками». В сражении на Ниле в 1798 г. (1-2 августа 1798 г. Более известное под названием « сражение при Абукире». Английская эскадра разбила французскую, поддерживавшую вторжение Наполеона в Египет. В результате Наполеон был практически блокирован в Египте.) 8 из 12 французских и все английские корабли были «74-пушечниками». У британских авторов книг, писавших во второй половине 18-го и в 19 веке о технике судостроения, этот тип корабля вызывал всеобщее восхищение. Наиболее значительный труд, написанный о парусных кораблях этого типа, был издан Жаном Бодрио (Le Vaisseau de 74 Canons, Jean Boudriot, 1973 г.)
Несмотря на всё сказанное выше, всё-таки главной отличительной чертой развития военного судостроения в 18 веке было скорее не медленное улучшение класса линейных кораблей, а постепенно растущее значение вспомогательных кораблей, кораблей поддержки, разведки, сопровождения, а также экспедиционных и исследовательских судов, нёсших на своих парусах заокеанскую экспансию европейских государств. Эти корабли были самых разнообразных типов и размеров: от 10-пушечного шлюпа с водоизмещением немного более 100 т. и до кораблей, почти достигавших размеров линейного корабля. Из всех вспомогательных кораблей наиболее впечатляющее развитие получили фрегаты. Это был абсолютно новый класс корабля, не имевший ничего общего с фрегатами 17 века. Аналогичное развитие получили и другие, менее значительные классы кораблей, такие, например, как шлюпы (с полным или гафельнам парусным вооружением), шнявы („snows“) (Шнява – одно-, двух-, или трёхмачтовый корабль, с особыми шнявмачтами или трисельмачтами позади собственно мачты для постановки шнявселя или триселя.), бриги (Бриг –  двухмачтовый корабль с водоизмещением в 170-500 т.  Прямые паруса на обеих мачтах и косой, гафельный парус на гротмачте) и шхуны. Особенно два последних типа кораблей подверглись значительным улучшениям. Причиной послужили возросшие к ним  требования в длинной веренице войн среди европейских государств.

 

Корпус корабля

Прежде чем 17 столетие закончилось, у английских кораблей появилось важное изменение формы корпуса. Старый метод вычерчивания мидельшпангоута, при котором его очертания получали  путём объединения трёх и более радиусов, был заменён другим методом, при котором за основу бралась максимальная ширина будущего корабля. В результате, основой миделя был, как правило, полукруг (The Ship-Builderassistant, William Sutherland, 1711). Этот новый метод, как и старый, хотя всё ещё и основывался на геометрическом принципе, а не на понимании важности плоскостей, образованных ватерлиниями, тем не менее, привёл к созданию более полных обводов подводной части корабля и соответственно к повышению плавучести и остойчивости. Всё реже упоминалась «стройность» - как требование к форме корабля. Дополнительные пояса обшивки в районе ватерлинии и удвоение обшивки на бортах (furring) употреблялись всё реже. Изменения форм корпусов кораблей происходило так же в других европейских странах. Особо стоит выделить Францию, где основы судостроения стали отраслью науки. Хотя превосходство французских проектов над английскими часто преувеличивают, тем не менее, справедливости ради следует сказать, что некоторые французские корабли тех времён были просто великолепны. Англичане уделяли внимание двум, как им тогда казалось, более важным свойствам кораблей: огневой мощи (при этом по привычке перегружая конструкцию чрезмерным количеством орудий) и прочности корпуса. Хотя при этом корабли и становились тяжеловесными, они в то же время проявляли выносливость в сражениях на коротких дистанциях. Т.е. более слабо построенные французские и голландские корабли в бою на коротких дистанциях быстрее выходили из строя. Следует так же добавить, что размеры кораблей диктовались ещё и предписаниями, основанных на текущих государственных бюджетах. От всего вышесказанного следует, что для английских кораблей требуемое количество орудий (мощность залпа) достигалось меньшим водоизмещением, чем у их французских и испанских противников.

 

Классический линейный корабль 18 столетия

Рис. 273. Классический линейный корабль 18 столетия – 74-пушечник. Модель одного из первых английских кораблей данного класса, Egmont (1768), выполненная в 18 веке. Egmont был построен сэром Томасом Слейдом (так же разработавшим знаменитую Victory) и имел следующее вооружение:28 32-фунтовых орудий на нижней батарейной палубе, 28 18-фунтовых на верхней, 14 9-фунтовых на ахтердеке и 4 на баке. Носовая фигура – это Earl  Egmont, изображённый в своей знаменитой робе (Pair-Robe). 74-пушечники составляли на протяжении более 50 лет основу английского флота. Они были достаточно большими, что бы вести линейный бой и не слишком дорогими в постройке и содержании по сравнению с линейными кораблями 1 ранга. Заслуживают внимания характерные для них невысокий реллинг и сравнительно низкий фальшборт. Вдоль шкафута находились поперечные деревья, на которых находились запасные части рангоута и шлюпки.

 

 

Рис. 274. Сравнительные боковые профили кораблей  3 ранга:

Revenge – английский 70-пушечный корабль водоизмещением 1065 т

(а) Revenge – английский 70-пушечный корабль водоизмещением 1065 т. Спущен в 1699 г в Дептфорде. Длина по гондеку – 150 футов (45,72м), имел 24-фунтовые и 9-фунтовые орудия.

 

Terrible – английский 74-пушечный корабль водоизмещением 1644 т

(b) Terrible – английский 74-пушечный корабль водоизмещением 1644 т.  Спущен в 1739 г в Тулоне (захвачен англичанами  14.10.1747 у мыса Финстер (прим. нем. переводчика)). На гондеке длинной в 164 фута (49,99 м) стояли 32-фунтовые орудия (у французов 36-фунтовые).

 

Чертёж 70-пушечного английского корабля, разработанного по судостроительной программе бюджета 1745 года

(c) Чертёж 70-пушечного английского корабля, разработанного по судостроительной программе бюджета 1745 года. Длинна по гондеку – 160 футов (48,77 м), водоизмещение – 1450 т. Для 32-фунтовых орудий считались слишком маленькими, кроме того, по другим показателям были так же неудовлетворительными. Некоторые достроили как 64-пушечники. С середины 1750 годов их заменили новым типом 74-пушечного корабля.

 

Temeraire – французский 74-пушечник водоизмещением 1685 т

(d) Temeraire – французский 74-пушечник водоизмещением 1685 т. Спущен в 1749 г в Тулоне. Гондек – 169 фт (51,51 м), имел 32-фунтовые орудия.

 

Dragon - один из самых удачливых английских 74-пушечников

(e) Dragon - один из самых удачливых английских 74-пушечников. Разработан сэром Томасом Слейдом (создавший так же Egmont), имел водоизмещение 1614 т, спущен 04.03.1760 в Дептфорде. Длина по гондеку – 168 футов (51,21 м). Имел 32- и 18-фунтовые орудия.

 

San Damsco – испанский  74-пушечник

(f) San Damsco – испанский  74-пушечник. Захвачен 14.02.1797 в сражении при St. Vincent англичанами. Длина по гондеку – 176 футов (53,65 м), имел 32-фунтовые орудия.

 

Bulwark – английский 74-пушечник, 1925 т

(g) Bulwark – английский 74-пушечник, 1925 т. Спланирован в 1796 г, построен однако лишь в 1807. Длина по гондеку – 183 фута (55,78 м). Вооружение – 32 фунтовые орудия. (бывший Scipio, переименован в 1806 г спущен 23.04.1807 (прим. нем. переводчика)).

 

Hoche – французский 74-пушечник, 1901 т

(h) Hoche – французский 74-пушечник, 1901 т. Спущен в 1794 в Тулоне. Гондек – 182 фута (55,47 м), имел 32-фунтовые орудия.

 

Эти профили демонстрируют не только постоянное увеличение размеров на протяжении всего столетия, но и сравнительные размеры английских, французских и испанских кораблей. Теперь становится очевидным, что размеры английских кораблей не всегда были меньше, чем их современники.  Хотя в период кораблестроительных программ до 1750 года английские корабли 3-го ранга были заметно меньших размеров, первые же 74-пушечники были уже ничем не хуже французских проектов, хотя всё ещё и уступали им немного в водоизмещении. Это неравенство увеличилось опять в 1780-х - начале 1790-х годов, но с 1800 года королевский флот начал строить новый тип 74-пушечника, который ни в чём не уступал аналогичным континентальным кораблям.

(Эскизы выполнил Джон Робертс по оригиналам из National Maritime Museum)

 

Мидельшпангоут, наклон палуб и их формы

Рис. 275. Мидельшпангоут, наклон палуб и их формы, построенные из окружностей по методу Вильяма Сьюзерленда (William Sutherland).

 

Полностью сконструированные проекции бок и корпус

Рис. 276.  Полностью сконструированные проекции бок и корпус из книги Сьюзерленда Shipbuilder’s Assistant.  При сравнении с методом 17-го столетия становится заметной возросшая полнота подводной части корпуса.

 

Разумеется, были и другие, «профессиональные» отличия между английским и другими европейскими флотами. Корпуса голландских кораблей имели более плоское днище и меньшую осадку, чем английские. То же самое относится к шведским и датским кораблям. Причиной было мелководье на голландском побережье, а также в Балтийском море. Улучшения проектов корпусов кораблей сопровождалось увеличением их размеров. Например, водоизмещение 100-пушечной Victory (1737 г.) было  на 400 т больше, чем у 100-пушечного Sovereign of the Seas, построенного на сто лет раньше. В 1790-е годы строились 100-пушечники водоизмещением около 2300 т. Ещё больше возросли сравнительные размеры вспомогательных кораблей. 20-пушечный корабль в 1745 г. был почти такого же размера, как и 40-пушечный, построенный на 40-50 лет раньше, а фрегаты, построенные в 1800 годы, были с водоизмещением в 1500 т. больше, чем 70-пушечный корабль 17 века.

Причиной увеличения размеров кораблей практически всех рангов являлось постоянная потребность в более сильном вооружении, чем у противника, а так же желании иметь военные корабли с мореходными качествами, позволяющими проводить операции на большом удалении от мест базирования, например, при конвоировании. Англии приходилось ещё учитывать возможность блокады и её прорыва. Тем не менее, английские кораблестроители были долгое время ограничены в этой гонке увеличения размеров. Причиной тому были ограничения бюджета адмиралтейства, которые, в свою очередь, были вызваны желанием стандартизировать отдельные классы кораблей по рангам. В 18 столетии, в 1706, 1719, 1733, 1741 и 1745 годах выходили соответственно новые предписания. Хотя идея и была понятной, с другой стороны, при таком количестве предписаний некоторые оставались годами без изменения, пока не были отменены, как полностью устаревшие. В результате английские кораблестроители постоянно должны были строить корабли, по огневой мощи не уступавшие своим противникам, но с меньшими размерами корпусов. Изменения в надводной части были, разумеется, более заметными, чем в подводной. На протяжении 18 столетия гальюн стал короче и вытянулся вверх, перепад в высоте оконечностей уменьшился, корма и сидящие на ней галереи претерпели во многих отношениях изменения. Тем самым корабль, построенный по предписаниям 1733 года, отличался как от построенных по более ранним предписаниям, так и от построенных позже.

 Часть 1  Часть 2  

Перевод с немецкого Eduard Reicher, 2006


Статьи на тему:
25.04.0006Отрывок из книги Frank Howard Sailing Ships of War 1400-1880
30.09.0004Развитие рангоута русских кораблей
Мы работаем по субботам