+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра. Часть 2

Теги: рангоут

 Часть1  Часть 2  Часть 3  

 

Шпрюйты риф-талей делались из короткой веревки, которая вплеснивалась в риф-тальный кренгельс расположенный ниже четвертого рифа. Нижний блок риф-талей был ввязан в одинарный строп с коушем, в этот коуш продевали шпрюйт и крепили штыком за верхний кренгельс булинь шпрюйта (Рис.10). Риф-тали служили для подтягивания к рею боковой шкаторины марселя при взятии или отдавании рифов. Они основывались следующим образом: лопарь с палубы проходил в верхний шкив комель блока между стень вант, затем продевался в шкив, врезанный в ноке марса рея снаружи такелажа. После этого риф тали проходили в толстоходный блок на боковой шкаторине марселя, и коренной конец крепился удавкой на ноке марса рея снаружи огонов такелажа.

 

Рис 10

 

Рис. 10.

 

Лапку для марса-рубашечного горденя изготавливали следующим образом: в середину троса около 2 саженей длиной ввязывали бензелем коуш. Концы троса распускали на каболки и плели 5 свитней. Затем свитни раскладывали на парусе с лицевой стороны так, чтобы коуш пришелся у 1 рифа и концы свитней пробивали в лик-трос. Затем свитни прошивали с парусом, сверху накладывали квадратный кусок парусины и прошивали все вместе еще раз. Чтобы шейка лапки не выдиралась из паруса, под ней у самого коуша пробивали два люверса и через них вокруг шейки ложили бензель (Рис.11). У марселей и нижних парусов лапки делали одинаково, а у брамселей свитней плели обычно не 5, а 3. Иногда на марселях делали по две лапки – одну между первым и вторым рифом для крепления паруса с одним, а вторую между вторым и третьим для крепления паруса с двумя взятыми рифами.

 

Рис 11

Рис. 11. Лапка для горденя.

 

Марса-рубашечный гордень обычно основывался следующим образом: с марса лопарь проходил в одношкивный блок, взятый бензелем за лапку стень штага ниже салинга. Потом рубашечный гордень спускался по передней стороне марселя, обходил нижнюю шкаторину и ввязывался в коуш лапки. У нижних парусов для подобных целей служила снасть, называемая анапуть: при креплении паруса она подбирала середину паруса, подтягивала лапку и образовывала рубашку, в которую укладывали всю мякоть паруса. Основывалась анапуть следующим образом: с палубы она проходила в одношкивный блок, взятый за борговый талреп ниже марса, обходила спереди паруса вокруг нижней шкаторины и ввязывалась в коуш соответствующей лапки.

Обносные сезни, или рейные шлейки ткались из белого шкимушгара подобно матам. На одном конце делалось очко, другой оплетался. Ширина обносных сезней составляла 2,5 дюйма и более. Эти сезни пришивались к верхней шкаторине паруса на лицевой стороне, расстояние между ними составляло 3 фута, ближе к нокам это расстояние увеличивалось (Рис. 12). При креплении паруса его закатывали, взваливая на рей, конец обносного сезня продевали в свое очко, затягивали и обносили два-три раза вокруг себя или обносили один раз, а оставшийся конец складывали петлей и подсовывали под себя. При этом парус должен не висеть на сезнях, а только придерживаться ими.  Крестовые сезни служили для крепления рубашки у прямых парусов, их ширина была вдвое больше, чем у обносных.

 

Обносные сезни

Рис. 12. Обносные сезни.

 

Нок-бензеля и штык-болты марселей, фока и грота вырубали из троса от 1-го до 1 1/2 дюймов толщиной и от 4 до 6 сажень длиной, смотря по величине паруса. На одном конце делался длинный огон, другой конец утоньшался и заделывался. Вершина огона продевалась в соответствующий кренгельс, одинарный конец продевали в огон и затягивали. Такой способ объяснялся тем, что если закладывать в кренгельс в качестве штык-болта одинарную веревку, то при взятии рифов ей пришлось бы класть много шлагов вокруг рея, продергивая каждый раз через кренгельс весь длинный конец штык-болта, что делать на ноке весьма неудобно, особенно в свежий ветер. Иногда для уменьшения количества шлагов петлю делали двойной, как показано на Рис. 13. У отданного рифа конец штык-болта должен быть уложен в бухточку и прихвачен к кренгельсу предыдущего рифа (Рис.14). Штык-болт 4 рифа — к кренгельсу 3-го, штык болт 3-го рифа — к кренгельсу 2-го и т. д.; штык-болт 1-го рифа прихватывался к шейке топенант блока на рее.

 

13

 

Рис. 13.

 

14

Рис. 14.

 

Нок-бензеля вязали следующим образом: прежде всего клали внешние шлаги. От кренгельса нок-бензель проводили сзади шейки топенант-блока и брали под рей спереди назад снаружи такелажа. Потом нок бензель через рей продевали в свой кренгельс снизу вверх. Затем таким же образом клали еще один внешний шлаг. Остальным концом нок-бензеля клали поперечные шлаги, обнося их вокруг рея спереди назад и продевая в кренгельс паруса снизу вверх. Поперечных шлагов рекомендовалось ложить не меньше 6-ти. Конец нок бензеля вязали штыком за шейку топенант блока (Рис. 15).

 

Нок-бензеля

Рис. 15. Нок-бензеля.

 

Огон штык-болта был такой длины, чтобы у всех четырех рифов внешние шлаги и первый поперечный были двойные. При взятии рифов штык-болты брали подобно нок-бензелям, для первого и второго рифов рекомендовалось класть поперечных шлагов по три, для третьего – четыре, штык-болты четвертого рифа брали прямо под рей снаружи топенанта, делая не менее шести шлагов. Это связано с тем, что четвертый штык-болт нельзя взять плотно к рею спереди, так как уже взято три рифа и на ноке толстая масса кренгельсов и паруса. Помимо этого марсель в районе четвертого рифа значительно шире, чем в верху и кренгельсы четвертого рифа приходятся снаружи топенантов. При другом способе для штык-болта четвертого рифа на ноке рея закладывали каболочный строп и шлаги продевали как показано на Рис. 16.  Иногда для двух первых рифов штык болт закладывали не в кренгельс, а на ноках реев сам в себя петлей. При взятии рифов его сперва продевали в кренгельс спереди, потом ложили шлаг за планку на ноке рея и после три поперечных шлага в кренгельс вокруг рея (Рис. 17). Для первого рифа такой штык-болт закладывался во время выхода судна в плавание, а для второго – после взятия первого рифа.

 

Штык-болты

Рис. 16. Штык-болты.

 

Штык-болты

Рис. 17. Штык-болты.

 

Во избежание путаницы следует отметить, что на Рис. 15 показан вид сверху рея, а на Рис.16 и 17 – спереди.

 

Владислав Бабкин, 2006

 

 Часть1  Часть 2  Часть 3  


Статьи на тему:
25.11.2013Чертежи рангоута H.M.A.V. "Bounty"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
15.10.0006Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра
30.09.0004Развитие рангоута русских кораблей
11.03.0003Последовательность вооружения парусных судов русского флота первой половины XIX века
06.11.0002Таблица размеров мачт, стеньг, реев, парусов
Мы работаем по субботам