+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

74-х пушечный корабль HMS Bellona фирмы COREL

Теги: Corel, SM54, 74-пушечник

 

Парусный корабль HMS Bellona

Парусный корабль HMS Bellona был спущен на воду и введен в строй в 1760 году, а уже год спустя сразился с французским 74-х пушечным кораблем Coumgeux, который был захвачен после достаточно интенсивного сражения. В течение семи лет, начиная с 1764 года, корабль Bellona служил в качестве защитного судна в Портсмуте (Portsmouth), после чего был переведен в Четхем (Chatham), для ремонта и переоборудования под службу в Ла Манше. Это было достаточно серьезное переоборудование корабля, в результате которого он, кроме всего прочего, впервые получил медную обшивку днища.
В течение последующих двадцати лет карьера HMS Bellona сложилась весьма насыщенно. Так, корабль дважды принимал участие в сражениях за Гибралтар под командованием адмирала Howe и адмирала Danby, снова служил охранным судном в Портсмуте. После следующей модификации корабль нес службу на Ла Манше в составе флота под командованием адмирала Howe, а также сделал вояж в Вест-Индию.
После ремонта в 1805 году, вызванного необходимостью усиления и замены креплений и связей корпуса, корабль находился в активном строю до 1814 года, когда и был разобран в Четхеме.

 

Набор

Хорошо оформленная коробка с материалами и чертежами, с массой предварительно вырезанных частей и деталей. Наряду с тем, что заготовки каркаса корпуса модели, в соответствии с общепринятой практикой, выполнены из обычной фанеры, деревянные полоски, рейки и профили набора имеют превосходное качество. Хорошо выполненные чертежи представляют изображения главных этапов сборки модели. В набор входят отличные фототравленные листы, прежде всего - орнаментальных резьб кормовых галерей. В то же время, в инструкции, представленной на нескольких языках, некоторые номерные ссылки не соответствуют маркировке на чертежах.
Инженерная проработка проекта представляемой модели проведена на очень хорошем уровне, что обеспечивает - при точном следовании предлагаемым инструкциям - беспроблемную сборку отличной модели. И, конечно же, COREL в этот набор вложил заготовки очень удобной подставки.
Комплект представляет модель как до, так и после ремонта 1780 года.
Некоторые, необязательные для выполнения, но весьма эффектные для повышения уровня зрелищности модели детали представлены в списке частей под индексом 'f'. Некоторые из этих деталей достаточно сложны, однако рекомендуется их выполнить, хотя бы даже и в упрощенном виде.
Предлагаемый разноцветный 'путеводитель' требует внимательного изучения еще и потому, что некоторые элементы должны быть окрашены до их окончательной установки. Эта схема составлена с учетом приоритетной последовательности нанесения колеров. Если, с целью сохранения оригинала, вы предпочитаете работать с рабочей копией чертежей и схем, сканировать схему окраски следует с большим разрешением для обеспечения хорошей читаемости деталировки.

 

Инструменты

Для постройки модели не требуется никаких сверхсложных инструментов. Однако дополнение базового набора инструментов, состоящего из ножа, пилочки и легкого молоточка, электродрелью и минишлифовалкой сделает работу намного проще и приятнее. Для изгиба деревянных полос можно использовать механический метод ('надкусывание', надрезание одной грани - прим.) в то время, как заготовки для бархоутов из ореховой древесины потребуют более серьезного подхода с использованием пропаривания. Конечно же, потребуются и шлифовальные шкурки различной зернистости, и соответствующий клей. Изготовление модели предполагает значительный объем окрасочных работ (хотя качественную модель можно выполнить и без окраски, с натуральными деревянными и латунными деталями). Наконец, следует постоянно помнить о необходимости поддерживать весь режущий инструмент в максимально остром состоянии, что обеспечит высокое качество и безопасность работы.

 

Каркас корпуса

Каркас корпуса модели выполнен по обычной схеме из килевой и шпангоутных рамок. Многие пазы этих элементов были несколько увеличенного размера, что требует дополнительного уплотнения. Следует отметить, что ситуация с этими пазами была не настолько удручающей, чтобы невозможно было соединить детали набора в прочную устойчивую конструкцию (Рис. 1). Для установки фальшпалуб необходимо совместить прорези в них с проушинами (топтимберсами) в верхней части шпангоутных рамок. Для упрощения процесса сборки каркаса рекомендуется деталь 13 устанавливать на место после установки палубы (Рис. 2).

 

Каркас корпуса

Рис. 1. Каркас модели.

 

Установка фальшпалуб

Рис. 2. Установка фальшпалуб.

 

Важно подчеркнуть, что перед каждым последующим этапом постройки модели необходимо внимательно прочитать инструкцию в части, относящейся к данному этапу, проверить и подобрать по списку детали и элементы соответствующих номеров, а также сверить их описание. В противном случае возможна установка неправильной детали или неправильный порядок сборки. Например, накладные панельки для задней стенки бака (Рис. 3) и кормовой стенки главной палубы очень похожи по форме и размеру, а сама только инструкция без учета списка деталей не дает четкого указания что и куда.

 

Задняя стенка фордека

Рис. 3. Задняя стенка фордека.

 

Кронштейны и опоры кормовой части модели обрабатываются, подгоняются и - обязательно - предварительно собираются насухо. После полного высыхания склеенного набора производится малковка (снятие кромок) шпангоутных рамок и заполняющих шпацию брусков в местах изгиба линии обшивки. Вариант выполнения этой процедуры, отображенный на чертежах, более чем достаточен, однако использование более специализированного инструмента, например, от PermaGrit (www.permagrit.com - прим.) может значительно облегчить эту работу. Особое внимание должно быть уделено сборке заполняющих брусков в кормовой части модели ниже орудийных портов. Планки обшивки корпуса в этой зоне изгибаются достаточно круто, поэтому исключительно важно обработать эти, поддерживающие обшивку заполняющие бруски очень точно, в соответствии с естественной линией изгиба, дабы в последующем избежать поломки планок при их установке.

 

Первый слой обшивки

Явно видно, что фирма COREL очень тщательно продумала порядок работы с данным набором. Поэтому видится весьма благоразумным неукоснительное следование рекомендациям по обшивке корпуса, данным в инструкции, что поможет без особых затруднений отразить правильную линию пушечных портов. В наборе имеется два типоразмера П-образных деревянных профилей, предназначенных для имитации пушечных портов закрытых палуб модели. Эти профиля необходимо порезать на куски-вкладыши. Для увеличения площади поверхностей, на которые будет наноситься клей, т.е. обеспечения прочности склейки, рекомендуется длинна этих вкладышей 19мм (в инструкции указано 17 мм для большего и 15 мм для меньшего типоразмеров - прим.). Настоятельно рекомендуется изготовить простейший кондуктор для удержания и предохранения от поломок слишком гибких и непрочных профилей. Такой кондуктор совсем несложно изготовить из подходящих отходов дерева. Необходимо только подобрать реечку, ширина которой равна расстоянию между стенками П-образного профиля и не забыть об упорной планке, в которую будет опираться профиль и которая будет принимать на себя все нагрузки во время его распиловки (Рис. 4). Также необходимо подготовить несколько проставок для обшивки, представляющих из себя склейку шириной 10 мм из двух 35 мм длинны обрезков планки первой обшивки.

 

Приспособление для распиловки П-образных профилей

Рис. 4. Приспособление для распиловки П-образных профилей.

 

Исключительно важным моментом, от которого зависит вся последующая работа по изготовлению корпуса модели, является установка первых планок по обеим бортам точно по нижней линии нижних пушечных портов. После подгонки эти планки фиксируются гвоздиками и клеем. В последующем использование 10 мм проставок, описанных выше, позволит установить остальные планки первой обшивки точно по верхним и нижним линиям пушечных портов (Рис. 5).

 

Ключевые планки

Рис. 5. Ключевые планки.

 

Некоторые из этих планок формируют фальшборт главной палубы. В этом случае, проушины (топтимберсы) шпангоутных рамок выше палубы будут срезаны после высыхания клея, который, поэтому, наносится только на грани соприкасающихся планок. К проушинам же планки крепятся только гвоздиками без клея.
После этого устанавливаются предварительно вырезанные вкладыши имитации пушечных портов. Некоторые из них остаются - как и отрезаны - П-образной формы, у некоторых одна из стенок удаляется. Внимательно, постоянно сверяясь с чертежами, где пунктирными линиями указаны удаляемые части этих вкладышей, необходимо их установить на свои места. Есть по меньше мере несколько мест, где установленные вкладыши вместо П-образного должны иметь Г-образный профиль.
Первоначально каждый из этих вкладышей фиксируется на месте цианокрилатным клеем. При этом их боковые стороны должны быть строго вертикальными. Выбор клея обусловлен все таки недостаточной площадью соприкосновения элементов. После еще одной проверки правильности установки вкладышей имитации пушечных портов все линии их соприкосновения с другими элементами корпуса с внутренней его стороны обильно заливаются клеем ПВА. Позже в этих вкладышах должны быть просверлены отверстия для установки имитаций корабельных орудий и недостаточно прочно приклеенный вкладыш, упавший вовнутрь корпуса, ни достать, ни, тем более установить на место будет просто невозможно.
После высыхания клея и проверки корпуса встряхиванием на предмет отсутствия каких-либо дополнительных (дребезжащих, стучащих) звуков, внутренняя поверхность имитаторов пушечных портов окрашивается матовым черным цветом. Это несколько удобнее, чем более поздняя окраска этих мест, как рекомендовано в инструкции.
Теперь можно устанавливать остальные планки первой обшивки любым привычным способом. Для укладки планок, даже в таком круто искривленном месте, как переход от днища под транцем до линии под портами кормовых орудий, вполне достаточно механической подготовки этих планок 'надкусыванием' их с внутренней стороны (Рис 6). Вообще-то, это, достаточно сложное место, должно было бы быть отображено на чертежах немного лучше. Однако, чертежи 9B и 9E, отображающие кормовую часть модели на этапе ее первой обшивки, недостаточно полные. С другой стороны, на этих же чертежах четко показана линия пересечения обшивки и килевой планки (кривая, соединяющая нижние оконечности шпангоутных рамок).

 

Первый слой обшивки

Рис. 6. Первый слой обшивки. Обратите внимание на изгиб планок в кормовой части.

 

На последующих этапах работы с моделью возникает интересный момент. Если ваша модель представляет судно до ремонта 1780 года то в этом случае днище должно быть только окрашено грязно-белым колером и видится целесообразным снятие малки с фальшкиля таким образом, чтобы суммарная его толщина вместе с планками вторичной, чистовой обшивки корпуса была равна толщине руля. При этом установленная чистовая обшивка с ахтерштевня срезается, а для имитации последнего наклеиваются накладки с двух сторон, изготовленные из планок первой обшивки, после чего все это зашкуривается по месту. В случае же, если модель будет иметь 'омедненное' днище, сужение фальшкиля не нужно, т.к. и днище и руль будут покрываться листами меди, что даст одинаковую их толщину. В завершение первичной обшивки корпуса модели следует наклеить планки на палубу и заднюю стенку гальюна.

 

Кормовая галерея

Перед окраской внутренних поверхностей кормовой галереи и медных фототравленных деталей, устанавливаются планки ее палубы. Важно отметить, что (фототравленные) пилястры хотя и пронумерованы одинаково, реально представляют из себя набор из трех лево- и трех правосторонних деталей. При этом каждая деталь соответствующей тройки немного отлична от других, поэтому необходимо очень внимательно их рассортировать для правильной установки на накладную панель. После этого тщательно приклеивается транцевая плита.
Следующий этап достаточно хлопотливый. Инструкция предлагает собрать каркас кормовой галереи насухо для определения мест и степени необходимой подгонки всех деталей. Однако некоторые части просто невозможно подогнать насухо. Логика предложенного в инструкции способа, безусловно, понятна, но рекомендуется окончательную подгонку производить по другой схеме. Прежде всего, необходимо отформировать внутренние, опорные части, устанавливаемые на обратную сторону транцевой плиты, и приклеить их на место (Рис. 7). Затем подгоняются остальные горизонтальные детали одновременно по поверхностям бортов и транцевой плиты. Между прочем, эти горизонтальные детали даны сильно переразмеренными со стороны изогнутой наружной поверхности, поэтому рекомендуется предварительная грубая обработка этих элементов с последующей небольшой доводкой по месту после их вклеивания (Рис. 8). После этого планками обшиваются галерея (Рис. 9) и кормовая оконечность (Рис. 10).

 

Транец с опорами каркаса галереи

Рис. 7. Транец с опорами каркаса галереи.

 

Каркас галереи

Рис. 8. Каркас галереи.

 

Первая обшивка галереи

Рис. 9. Первая обшивка галереи.

 

Стенка галереи

Рис. 10. Стенка галереи.

 

Чистовая обшивка

Как всегда, очень важно неукоснительно следовать предложенному в инструкции порядку работы, постоянно сверяясь при этом со списком прилагаемых в наборе деталей и заготовок для правильного выбора требуемых элементов. Ключевым моментом правильного выполнения чистовой обшивки является точная установка Г-образных профилей (деталь набора №56 - прим.) по обоим бортам, т.к. все остальные элементы обшивки будут устанавливаться в привязке к этим деталям. После этого процесс чистовой обшивки идет достаточно легко, особенно с учетом выполнения шлифовки каждого последующего пояса обшивки одной толщины после его приклейки, сушки и перед установкой следующего, с отличающейся толщиной, пояса.
Предварительный изгиб реек 4x2 мм для бархоутов только механическим способом не может привести к удовлетворительному результату: изгиб бархоутов в носовой части слишком серьезен. Верхний бархоут - составной, из пары реек на сторону. Каждая из этих реек распилена на две части, которые обработаны для соединения между собой в полунахлест сразу же за подушками якорных клюзов. Те части, которые подлиннее, могут быть установлены на место, начиная от кормовой галереи и с небольшим заходом на носовой изгиб, без какой-либо дополнительной подготовки. А вот по внутренней грани коротких частей в задней их части (со стороны соединения) тоненькой пилочкой делаются надрезы глубиной 1 мм через каждые 3 мм. Затем эти части необходимо прокипятить, оставить на час для размягчения и вклеить на место прижав булавками. Не самый простой путь, но он весьма эффективен. Главный бархоут, состоящий из трех реек 4x2 мм, монтируется по такому же методу.
Рекомендуется немного отойти от рекомендаций инструкции и после установки исходного Г-образного профиля (дет. №56) сначала выполнить чистовую обшивку вверх от этого элемента. Дело в том, что одна только первая обшивка, особенно в кормовой части корпуса, слишком слаба, чтобы гарантированно выдержать нагрузки на нее при работе, например, по чистовой обшивке днища корпуса.
Необходимо безусловно придерживаться чертежей при чистовой обшивке надводной части корпуса, т.к. между инструкцией и списком деталей и элементов есть некоторые разночтения, например, путаница между реечками 2х1 мм и Г-образными двухмиллиметровыми профилями.
Здесь наступает 'момент принятия решения': какая модель будет построена? Периода до модификации 1780 года или после? Одним из главных отличий будет наличие или отсутствие медной обшивки днища. Если выбран ранний вариант, то чистовая обшивка должна быть продолжена, согласно инструкции, ниже ватерлинии до киля. Модель более позднего варианта корабля может быть выполнена одним из двух способов в границах прилагаемых в наборе материалов: выполнить чистовую обшивку как для раннего варианта, а затем покрасить корпус ниже ватерлинии краской 'под медь', или, если вы гурман от моделирования, днище может быть выложено медными пластинками.
В последнем случае по первой обшивке первоначально должна быть отбита ватерлиния. Чистовая обшивка выполняется сверху вниз до уровня чуть ниже ватерлинии. После высыхания ватерлиния отбивается по новой - с подрезкой по чистовой обшивке и часть последней ниже ватерлинии удаляется (Рис. 11). Листы медной обшивки реального судна того времени имели размер 48х15 дюймов. Для модели масштаба 1/100 медные полосы из набора шириной 4 мм, разрезанные на куски длинной 12 мм, будут достаточно точно отображать масштабный размер листов.

 

Чистовая обшивка до ватерлинии

Рис. 11. Чистовая обшивка до ватерлинии.

 

Практически, медные пластины укладываются следуя линиям стыков планок первой обшивки и подрезаются в необходимых местах. Для изготовления пластин обшивки днища из медных полос набора, первоначально по двум длинным сторонам полос необходимо снять фаски 0,25мм х 45°. Установлено, что фасок такого размера достаточно для требуемого в данном масштабе перекрытия пластин даже с учетом того, что некоторые их фасок исчезнут в процессе финального обжатия медной обшивки. После этого полоса разрубается на 12 мм куски. И хотя для этого рекомендуется использовать простейшее приспособление для резки деталей одинаковой длинны, следует учесть, что иногда могут быть востребованы пластины чуть подлиннее или покороче для компенсации разбега длинны в местах повышенной кривизны днища. Перед установкой на место на коротких торцах пластин также снимается фаска. Фактически, 'омеднение' днища модели требует почти столько же времени, сколько и обычная, чистовая обшивка.
Начало процесса установки медных пластин днища представлено на Рис. 12. Для повышения качества медной обшивки и улучшения ее вида, перед финальной обработкой днища рекомендуется пальцем втереть во все стыки между пластинами и заполнить их модельным заполнителем (Model Lite filler, www.deluxematerials.co.uk - прим.), а также слегка обжать руками все днище. После этого прорезаются и доводятся до нужного размера пушечные порты и гельм-порт (Рис.13 и 14). Далее изготавливается подставка для обеспечения устойчивой фиксации корпуса при дальнейшей работе с моделью. Сборка подставки из предварительно вырезанных деталей, прилагаемых к набору, не требует никакой подгонки ни ее элементов друг к другу, ни по форме днища модели. Каждый стык элементов подставки зафиксирован с использованием шурупов и клея, что обеспечило ее высокую жесткость.

 

Процесс обшивки днища медными листами

Рис. 12. Процесс обшивки днища медными 'листами'.

 

Обшивка подводной части корпуса

Рис. 13. Обшивка подводной части корпуса.

 

Обшивка медью по килю и форштевню

Рис. 14. Обшивка медью по килю и форштевню. Обратите внимание на отверстие для бушприта.

 

Палубы и их деталировка

И опять, необходимо напомнить о необходимости строгого следования инструкции, чтобы не оказаться в ситуации, когда доступ к какой-то детали или месту ее установки заблокирован другой, уже установленной деталью.
Срезаются топтимберсы трех шпангоутных рамок, на которые опирается главная палуба, выравниваются фальшборта и открываются пушечные порты главной палубы. Рекомендуется полностью собрать одну пушку для выверки положения пушечных портов. Перед началом работы с главной палубой необходимо покрасить фальшборт красным колером.
Обшивка палубы производится полосками 3x0,6 мм начиная с точно выверенной по центру палубы 'королевской доски'. Использование клея ПВА для работы со столь тонкими элементами, как полоски, приводит к деформации последних и делает практически невозможным нормальное их прижатие к фальшпалубе. Цианокрилотные клеи слишком быстро схватываются, не оставляя времени для позиционирование склеиваемых элементов. Обычный клей компании UHU (www.uhu.de - прим.) или их же клей для бальзы решают обе проблемы. Во всех случаях необходимо наносить не слишком много клея и размазывать его по всей соприкасающейся поверхности склеиваемых деталей (желательно всегда наносить клей на более толстую, массивную деталь - прим.).
Для имитации конопатки стыков палубных досок перед установкой палубного настила при помощи черного маркера следует зачернить по одной продольной кромке каждой подготовленной полоски палубы. Зачернение обеих торцов полосок для модели этого масштаба сделает палубу слишком пестрой и 'грязной'.
Перед установкой квардека необходимо выполнить определенный объем работы. Палубные решетки и лафеты орудий (без пушек) собираются, окрашиваются и устанавливаются на место. Подгоняются и устанавливаются на место бимсы квардека. Кроме того, квардек опирается на оба кнехта, установленные в нос и корму от гротмачты, поэтому эти кнехты следует подогнать по высоте. Эту высоту можно определить, прикладывая ровную рейку или линейку к установленным бимсам (Рис. 15).

 

Главная палуба перед установкой квардека

Рис. 15. Главная палуба перед установкой квардека.

 

Обшивка фор-, квар- и ахтердека, имитирующая дощатую палубу, производится аналогично обшивке главной палубы.
Необходимо постоянно помнить о порядке выполнения работы и планировать каждое следующее свое действие. Так в наборе имеются две детали для пояса стенки кают, которые COREL называет 'накладками' (filler), которые перед установкой безусловно необходимо подогнать в размер, используя соответствующую фототравленную деталь, т.к. в последующем это будет сделать практически невозможно. Аналогично, очень много нервов можно сохранить, предварительно окрасив красным выравнивающую полоску по низу фальшборта - ватервейс, обеспечив этим четкую и чистую линию раздела деталей.
Планширь по верху фальшборта фордека должен быть изготовлен из реечки несколько шире рекомендованных 5 мм в связи со значительным его проектным изгибом. Для этого можно использовать буковую реечку 10х1 мм из набора. Того же результата можно достигнуть, соединив в полунахлест по длине две реечки 5х1 мм. Аккуратная подгонка таких реечек между собой, заполнение стыка заполнителем, последующая шлифовка и окраска скроет все следы такой склейки.
Остальные дельные вещи, в т.ч. световые люки, решетки и т.д., выполняются и устанавливаются в обычном порядке и сложности это не представляет. Неприятным, однако, является то, что выполнение некоторых деталей в масштабе модели 1/100 из предлагаемой набором древесины бука является довольно затруднительным. Мелкие детали лучше вырезать из более твердой и мелкослойной древесины. Опять же, при обработке мелких деталей необходимо работать только хорошо заточенным инструментом и не прилагать чрезмерные усилия в процессе обработки, чтобы не наделать сколов или даже поломать деталь. Да и при шлифовке можно 'завалить' острые грани, что неприемлемо.
На Рис. 16 и 17 показаны палубы с установленными на них главными элементами, а на Рис. 18 показана модель на подставке.

 

Ахтердек со световым люком

Рис. 16. Ахтердек со световым люком.

 

Квартердек с нактоузом в выгородке под ахтердеком

Рис. 17. Квартердек с нактоузом в выгородке под ахтердеком.

 

Готовый корпус на подставке

Рис. 18. Готовый корпус на подставке.

 

Последовательность изготовления крыши судового колокола согласно инструкции сначала смотрится немного переусложненной, особенно принимая во внимание необходимость обработки буковых заготовок. Однако следует отметить, что реально ничего сложного в этом процессе нет. Правда, COREL мог дать эту деталь набора и в виде отливки.

 

<продолжение>

 

По материалам книги The Period Ship Handbook


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
24.11.2010Обзор постройки модели MIRAGE из набора COREL
14.03.2008Обзор постройки модели парусника San Juan Nepomuceno (Artesania Latina)
25.02.2005Изготовление голландского пинаса 1665 года на основе набора Berlin фирмы COREL
26.08.2004HMS Victory. Модель фирмы COREL
25.03.2004Корабль Prins Willem. Модель фирмы COREL
08.01.2004HMS Victory Сечение. Модель фирмы COREL.Постройка модели мидель-шпангоута
21.01.2003Парусник San Juan Nepomuceno. Модель корабля фирмы Artesania Latina
Мы работаем по субботам