7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Изготовление голландского пинаса 1665 года на основе набора Berlin фирмы COREL

Изготовление голландского пинаса 1665 года на основе набора Berlin фирмы COREL

Теги: Corel, пинас

История

Голландское судно семнадцатого столетия - пинас - имело полное парусное вооружение и было больше, чем флейт, но меньше, чем полноразмерные торговые или военные корабли. Прежде всего пинас был средним торговым судном с одной или двумя палубами, которые иногда изменяли, чтобы пинас превратился в военный корабль класса фрегата. Это была обычная практика для голландского торгового флота, когда суда разрабатывались так, чтобы они с минимальными переделками могли быть преобразованы в военные корабли. Таким образом, голландский торговый флот также служил существенным резервом для военно-морского флота. Также важно понять, что в то неспокойное время торговые суда всех наций для отражения нападений пиратов имели вооружение и некоторое сходство с военными кораблями.
Уникальная особенность голландских судов 1600-ых годов была в их большой ширине, они проектировались как плоскодонные, с небольшой осадкой (голландские гавани очень мелководны) и имели довольно высокую корму. Результатом этого стали несколько полноватые и очень очаровательные обводы корпуса, несколько напоминающие известную голландскую деревянную обувь сабо.
Понятно, что никакие чертежи голландских пинасов семнадцатого века не дошли до наших дней, но я нашел в книге 'The Great Age of Sail' гризайль (вид живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого)) Уильяма Ван де Вельда (William Van de Velde), на которой изображен отряд из семи военных кораблей. На этой гравюре нарисованы корабли под различными ракурсами и с исключительной подробностью и разрешением. Вторым источником для работы стала статья ' A Pinnaceship of 134 Feet' в журнале ' Model Shipwright' №60 за июнь 1987 года.
Из-за отсутствия информации о конкретном судне я решил сделать обобщенную модель пинаса приблизительно 1665 года. В честь первой жены Рембрандта я назвал ее Saskia .

 

Корпус

Частично из-за недостатка парка электроинструментов и частично из-за очень привлекательных цен на многие итальянские наборы моделей я решил взять за основу модель Berlin фирмы COREL. Berlin был пинасом голландской постройки, используемый в 1665 году на Бранденбургском (немецком) флоте как однопалубный фрегат.
Моим первым объектом для переделки стала единственная палуба модели, которая, для понижения центра тяжести корабля, была расположена довольно низко и поэтому судно выглядело кряжистым, подобно пустой плавающей ванне. Я решил, что торговое судно с двумя палубами будет иметь более приятный вид.
Набор COREL имеет масштаб 1:40, но с двумя палубами судно будет немного больше и длиннее, так что я высчитал новый масштаб, он получился 1:54.
Поставляемые в наборе фанерные переборки модифицировались, чтобы поместить вторую палубу и были заужены, чтобы придать судну нужную форму. Переборки от носа до кормы были укреплены деревянными вставками. Для одинарной обшивки COREL предлагает использовать ореховые рейки 2х6 мм. Поскольку обшивка одинарная и первая обшивка является конечной, то здесь необходима особая осторожность и аккуратность.

 

Установленные переборки

Рис. 1. Установленные переборки и деревянные вставки между ними.
Обратите внимание, что на вставках отмечены места для пушечных портов.

 

Установленные палубы и начало обшивки

Рис. 2. Установленные палубы и начало обшивки.

 

Для более длинного корпуса было откорректировано расположение пушечных портов, а две кормовых пушки по каждому борту были расположены ниже всех остальных на специальной палубе - это уникальная особенность голландских судов из-за устройства их кормовой части.

 

Врезанные пушечные порты

Рис. 3. Врезанные пушечные порты.

 

Нагели для корпуса были изготовлены из соломинок веника и затем вставлены в предварительно просверленные отверстия. Соломинки достаточно пластичны, чтобы обеспечить их точную пригонку и отсутствие щелей. Палуба двух кормовых пушек крепилась железными болтами, которые проходили транец насквозь. Также железные болты - рымы использовались для крепления пушечных брюков и талей к бортам. Суда семнадцатого века ниже ватерлинии покрывались смесью конского волоса, смолы и свинцовых белил, что давало цвет скорее бежевый, а не совсем белый. Для его получения я использовал аэрозоль с неяркой краской цвета миндаля. Планширы корпуса были окрашены черной акриловой краской. Затем корпус целиком был покрыт слоем матового акрилового лака.
Чтобы соответствовать новому корпусу, поставляемую в наборе фальшпалубу нужно было немного подкорректировать. Когда она была установлена на свое место, по фальшборту были поставлены рейки из ореха для ватервейса (те же самые, что использовались при обшивке корпуса). Палубный настил из реек тополя сечением 0,5х3 мм был врезан в ватервейс как описано Мондфельдом ( Wolfram zu Mondfeld ) в его чудесно иллюстрированной книге Historic Ship Models. Для получения эффекта вымытой солью палубы рейки тополя предварительно отбеливались, а для имитации палубных швов все грани реек перед поклейкой были протерты мягким графитовым грифилем.

 

Палубный настил в районе бака

Рис. 4. Палубный настил в районе бака. Обратите внимание как он врезается в ватервейс.

 

Резной орнамент

Теперь мы подошли к тому элементу конструкции старинных судов, которая отпугивает многих моделистов - декоративной резьбе. Суда семнадцатого столетия были насыщены всевозможными резными и позолоченными фигурами и украшениями на цветочную тему. Некоторые из этих элементов можно купить отдельно, но их немного, в основном плохого качества и обычно не того масштаба, который вам нужен. Доступны некоторые латунные или медные украшения в виде завитков и они могут быть отрезаны, изогнуты и могут принять нужную форму для получения большого многообразия комбинаций.
Литые латунные львы из этого набора COREL были довольно хорошо сделаны и стали единственными декоративными элементами из набора, которые я использовал. Художественное оформление в виде цветка для носовой части модели было сделано из купленных декоративных латунных полосок. Ограждение по фальшборту было сделано из позолоченных миниатюрных элементов, выпускаемых американской фирмой Northeastern Scale Models.

 

Вид спереди показывает носовую фигуру в виде льва

Рис. 5. Вид спереди показывает носовую фигуру в виде льва.

 

Пиллерсы для ограждения были масштабно вырезаны каждая индивидуально из купленной латунной полоски.
Декоративные арочные дверные проемы в баке и переборках квартердека - уникальная голландская особенность. Округленная арка сначала выпиливается из соснового блока. Затем из бумаги были вырезаны полоски разной длины и ширины и склеены по арке, это сформировало верхнюю рамку двери. Боковые рамки двери были сделаны из реек груши. Далее боковые рамки были оклеены прилагаемой в наборе нитью для такелажа, которая, для усиления эффекта, покрылась модельной мастикой и по ней ножом №11 был нанесен узор. Нижние элементы боковых рамок дверей были сделаны из рейки, на торце которой из мастики с помощью ножа создавались декоративные выступы. Фигурки рыцарей на баке стали единственными позолоченными декоративными частями, полностью вырезанными с нуля из груши. На большом судне галс-клампы имели бы резные украшения, обычно в виде головы льва, но я думаю, что маленькое торговое судно экономит на интерьере, так что я оставил их плоскими.

 

Изготовление голландской арочной двери

Рис. 6. Изготовление голландской арочной двери.

 

Богато украшенный арочный дверной проем

Рис. 7. Богато украшенный арочный дверной проем.

 

Детали бака

Рис. 8. Детали бака.

 

Вырезание квартер-галереи на судне семнадцатого века приводит в панику любого моделиста. Хитрость состоит в том, чтобы суметь посмотреть сквозь все блестящие резные детали и увидеть простые основные формы галерей, которые легко сделать из блоков сосны, липы и другого дерева. Кормовая квартер-галерея имела в середине изящный изгиб вверх, далее уклон и затем вновь небольшой подъем к бортам.

 

Этапы изготовления квартер-галереи

Рис. 9. Этапы изготовления квартер-галереи.

 

Рис. 10. Квартер-галерея.

 

Кормовая галерея

Рис. 11. Кормовая галерея.

 

Можно легко сделать окна, используя отдельные рейки, модельную мастику или вырезать. Оконный переплет был сделан из полосок бумаги.
Фигурки были сделаны из шариков акриловой модельной шпаклевки с помощью ножа, всевозможных штырьков, анатомического зонда, крюков дантиста, зубочистки и т.д. Фигурки потребовали некоторого старания.
Шпаклевку нельзя трогать до момента полного затвердевания, когда она может быть обработана мягкой шкуркой, довырезана и т.д., но при грубой обработке она раскрошится. Я также использовал двухкомпонентную эпоксидную модельную глину, которая в течение первых 15-20 минут имеет свойства обычной глины. Только убедитесь, что хорошо смешали оба ее компонента, иначе некоторые участки никогда не затвердеют. Детали из эпоксидной шпаклевки лучше обрабатывать влажным инструментом.
Все резные детали нужно позолотить, кроме льва на носу судна, который почти всегда на голландских судах был красный. Также не нужно золотить кормовую эмблему, которая была окрашена в различные цвета.

 

Фитинги (мелкие детали)

Некоторые из деталей набора COREL были весьма хорошего качества и я их использовал. Хорошо подошли литые якоря и точеные латунные фальшпушки. Я только добавил красные затычки для пушечных стволов, которые вырезал из некоторых очень толстых нагелей. Крышки пушечных портов были сделаны с использованием фототравленных латунных петель из набора. Шпиль был уменьшен и изменен. Решетки для люков были слишком большие, так что пришлось их заменить купленными отдельно решетками меньшего сечения. Писсуары были сделаны из пластмассовых пипеток и вставлены в носовые шпигаты у фальшборта. Эти элементы, с одной стороны редко встречающиеся на моделях, с другой стороны четко видны на некоторых исторических моделях в Морском музее Гринвича, Англия и Rogers Collection в Аннаполисе, США. Был куплен и кормовой фонарь, его красные пластмассовые вставки были заменены слюдой и верхняя часть была сделана из модельной мастики.
Судовая шлюпка была приобретена как отдельный небольшой комплект. Однако качество дерева было очень плохое и прилагаемая инструкция дала больше вреда, чем пользы, поскольку переборки были в неправильной последовательности и располагались на стапеле неверно. В конце концов я сумел найти приемлемую форму, напоминающую шлюпки с изображения Ван де Вельда. Весла были сделаны из оставшейся заготовки, но чтобы придать им форму согласно Мондфельду, пришлось сточить примерно 60% материала.

 

Рис. 12. Шлюпка.

 

По материалам журнала 'Ship in Scale'

 

продолжение


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
24.11.2010Обзор постройки модели MIRAGE из набора COREL
26.08.2004HMS Victory. Модель фирмы COREL
25.03.2004Корабль Prins Willem. Модель фирмы COREL
29.01.200474-х пушечный корабль HMS Bellona фирмы COREL
08.01.2004HMS Victory Сечение. Модель фирмы COREL.Постройка модели мидель-шпангоута
01.01.1970Wasa сечение
01.01.1970HMS Greyhound
01.01.1970HMS Victory (Виктори)
01.01.1970HMS Endeavour (Corel)