7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Модель шхуны Independence фирмы Artesania Latina или познание себя

Модель шхуны Independence фирмы Artesania Latina или познание себя

Теги: Artesania Latina, AL22414, Шхуна

Модель Independence фирмы Artesania LatinaЭтот краткий отчет написан сразу по завершении двухмесячных работ по постройке модели марсельной шхуны Independence из набора от Artesania Latina.

История

Подаренная мне на Новый год небольшая пластиковая модель эсминца была собрана за два вечера, но вынесла меня в океан увлечений пионерского возраста. Вспомнив пластиковое детство, стал знакомиться с тем, как далеко ушел моделистско-игрушечный прогресс за те 30+ лет, что я был к нему не причастен. Как человек знакомый с Интернетом, много почерпнул из сети и, блуждая на его просторах, набрел на новое для меня направление wooden kits. Все прочел об этом, что мог и после трех месяцев и четырех пластиковых моделей разных видов техники все нарастающей сложности и улучшающегося качества сборки и покраски решился таки на деревянную модель.

 

Набор

Набор выбирал долго, учитывая полную неизвестность, которая передо мной простиралась. Какой я столяр? Какой маляр? Какой краснодеревщик? Что мне понравится? Что у меня не получится? Не понятно было все. Предстояло открыть самого себя заново. И действительно - открытий оказалось немало…

В результате долгих размышлений и сомнений выбрал Artesania Latina - обещали большой запас материала на брак в работе. На Independence выбор пал по нескольким соображениям. Во-первых, модель крупного масштаба - с этим определился еще в пластике. Во-вторых, XVIII век - очень нравится с инженерно-эстетической точки зрения (уже практически современные парусники, но еще целиком из дерева). В-третьих, шхуна имеет не слишком сложный такелаж, а марсельная - с одним, но полностью обвязанным прямым парусом. Цена не имела большого значения, хотя в случае фиаско обидно бы было терять большие деньги.

С фотографиями и описанием набора можно познакомиться на сайте. Там все объективно и без обмана описано. Запас по дереву и по многим металлическим деталям действительно велик (например, 3 запасных фальконета!). Но кое-чего было маловато.

  • Не было двух ореховых реек на привальный брус. Заменено рамином, коего в наборе в избытке.
  • Рымов просто в обрез. В некоторых местах заменил их самодельными конструкциями из проволоки или гвоздиков.
  • Не хватило одношкивных блоков – пришлось сделать из ореховой реечки 10 штук. Получилось, конечно, не в цвет, ну и ладно – зато научился делать блоки (и не хуже Artesania Latina).

Литье в целом посредственное, но поскольку его немного, то не бросается в глаза на модели. Пластинки шпона с деталями из ореха оказались очень разными. Та, что потолще – отличного дерева. Потоньше – пересушенная, да еще и со следами плесени. Вырезанные детали часто ломались, и приходилось их склеивать. Hightech cut – это отдельная песня. Похоже, что оборудование для резки у Artesania Latina изношено на 98%. Рез шпона идет по диагонали в материал. На мелких деталях это создает неприятности, связанные с вынужденным уменьшением их размера по периметру до 1 мм!

Рейки, с упомянутым исключением, неплохого качества, а разнобой в текстуре с лихвой компенсируется их количеством.

В целом же набором остался очень доволен. Надо сказать, что результат работы меня совсем не интересовал, а важен был сам процесс. А с этим все оказалось нормально и даже лучше. Козни Artesania Latina удалось обратить себе на пользу – научиться попутно многим дополнительным приемам и технологиям, а также понять, что мне нравится в моделизме, а чего лучше избегать. В конце концов, это же хобби, и оно должно приносить радость.

 

Инструмент

Заранее обзавелся необходимым инструментом и не прекращал пополнение им мини-мастерской все время строительства. Инструмент – это то, что может превратить работу в праздник или сделать ее каторгой. Я, как мог, стремился устроить себе праздник, поэтому покупал инструмент не скупясь. Особо хочется отметить наборы ножей, пилку и стусло от Excel. Это абсолютный лидер среди моего ручного инструмента. Механизацию работ проводил с помощью фирмы Proxxon. Самый интенсивно используемый агрегат Pen Sander PS12. Покупать набор от Artesania Latina без этого маленького помощника – ссылать себя на наждачные рудники. Полный список инструмента приводить не буду, ибо новички позавидуют, а корифеи посмеются. Из того, что не хватало, отмечу дисковую плоскошлифовальную машинку со столиком. Но купить ее негде, а сам делать не хочу из принципиальных соображений.

 

Материалы

Тут никаких открытий не совершал. На сайте все не раз было рассказано. Клей Момент-Столяр – это один восторг! Все дерево клеил им, а ПВА просто отложил в дальний угол. Момент-профи использовал в качестве цианоакрилата (металл, нитки). Пузырька на модель хватило не скупясь. В конце, правда, появились проблемы с подсыханием на носике, но легко излечимые. Лак для дерева Евротекс – акриловый матовый прозрачный. Шпаклевка Пиноколор. Краска (ее нужно было всего ничего) от Tamiya. Воск из медового магазина. Паял латунь обычным паяльником и припоем из радио магазина, флюс – что-то жидкое (подозреваю, канифоль со спиртом).

 

Корпус

Вот и первые шаги, первые страхи, первые ошибки. Если бы писал отчет в этот момент, то назвал бы его «Работа над ошибками». Но как же приятно исправлять свои ошибки с деревом! Оно действительно живое. С пластиком ошибся – в мусор. Дерево же в сочетании с клеем Момент-столяр и маленьким утюжком дает просто невероятные возможности по исправлению косяков и подгонке. А главное - это почти не отражается на конечном результате.

 

Начало изготовления корпуса модели

Фото 1. Начало изготовления корпуса модели.

 

В работе над корпусом поджидало и первое открытие – 'мне это очень нравится и у меня это получается'. Честно сказать, когда примеривался к деревянному судомоделизму, больше всего опасался, что не смогу сделать корпус. Технологии обшивки рейками столь разнообразны, им столько посвящено книг и статей, что невольно приходила мысль о том, что пройти через это сможет только небожитель. Действительность приятно удивила.

 

Каркас Independence почти готов

Фото 2. Каркас Independence почти готов.


Выбрал самую, на мой взгляд, безопасную, экологичную и быструю – приваривание утюжком. К тому же такая технология позволяет исправлять ошибки, что немаловажно для новичка. Кроме того, не было возни с гвоздями и запас гвоздей у меня теперь лет на 5 вперед. На гвозди ставил только транец и фальшборта. Гвоздарь от той же Artesania Latina в этом здорово помог.

Конечно, у меня не получилось точь-в-точь, как описано на сайте, но я выработал свой вариант, который не требовал 4-5 рук, которые у меня к тому времени еще не выросли. Вообще начинал модель с двумя руками, а к концу строительства их было примерно три с половиной. Продвинутые же технологии судомоделизма, на мой непросвещенный взгляд, требуют не менее четырех - пяти рук.

Для выгибания реек комбинировал способы. Для черновой обшивки – щипцы от Amati, чистовую вообще специально не гнул. Утюжок помогал при точной доводке изгиба. Привальный брус и перила из ореха гнул утюгом, предварительно подержав планку минут 10 в теплой воде. Замечательно гнется, хотя в сухом виде и щипцами орех не согнуть.

 

Корпус в процессе первой обшивки

Фото 3. Корпус в процессе первой обшивки.

 

Первая обшивка завершена

Фото 4. Первая обшивка завершена.

 

Чистовая обшивка сделана

Фото 5. Чистовая обшивка сделана.


Палубу сделал по-простому. Посчитал, что если с масштабом не обманули, то продольных стыков в досках быть не должно совсем (маленькая шхуна, разделенная по длине на 4 части). Чернить стыки пытался маркером в трюме – растеклось. Чернил копиркой на палубе. Выглядит лучше, но ужасно грязная работа – надо поискать другой метод.

 

Чернение стыков на палубе

Фото 6. Чернение стыков на палубе. В трюме видно, как растекся маркер.


Гвозди не имитировал, потому, как медные выглядят просто ужасно и не реалистично, а с деревянными лень было возиться. Ватервейс в наборе не предусмотрен, а сам не решился его делать – опыта было еще маловато.

 

Готовый корпус

Фото 7. Готовый корпус.

 

Мелочевка

Не знаю, как правильно назвать все, что есть на палубе и по бортам. Люки, надстройки, дельные вещи… Здесь было много работы по изготовлению деталей из реек и обработке так плохо вырезанных Artesania Latina заготовок из шпона. Именно в этой части работы остро почувствовал необходимость в шлифовальном станке со столиком. Трудно выводить прямые углы ручной шлифмашинкой. Работа была разнообразная, но удобная к выполнению (ведь каждая вещь изготавливается и собирается отдельно). Впервые на этом этапе позволил себе некоторую импровизацию – обшил фанерную дверь тамбура, лафеты изготовил сужающиеся спереди. Трапы пришлось сделать самому - у правых и левых щек трапов из набора оказался разный шаг ступеней!

Набор предусматривает хорошую деталировку палубы, так что работать было интересно, но под занавес уже поднадоело. Здесь я сделал еще одно открытие – я никогда не буду собирать набор с большим числом одинаковых деталей. Представить себе без нервного тика, как собираю 100 пушек, я оказался не в состоянии. Что ж, это тоже полезное знание.

 

Полностью оснащенная палуба

Фото 8. Полностью оснащенная палуба.

 

Рангоут и такелаж

Еще до покупки набора проштудировал Марквардта, так как наиболее притягательным для меня в парусниках всегда казались хитросплетения такелажа, этот 'двигатель' парусного корабля. Подступался к этой книге не один раз в жизни, но не мог ее охватить умом. А тут вдруг все стало на свои места. Очень помогли и чертежи с сайта. В парусно-ветровом деле все понятно, логично и целесообразно. Не зря люди веками отрабатывали схему построения парусного вооружения.

Но к делу! Рангоут вытачивал на токарном станочке по дереву от Proxxon. Очень удобно и позволяет выполнить необходимые утолщения и узости. Не понял, к чему был спор о точном выполнении конусности рангоута. Выполненное от руки резцом и шкуркой заужение, как оказалось, автоматически принимает бочкообразную форму. Точишь конус, а промеришь – бочонок получается. Может быть мои очки с нужной сферичностью? С круглым деревом работать тоже весьма понравилось. Восьмигранники и квадраты в сечениях делал ножом и доводил все той же незаменимой Proxxon PS12. Хотя шлифовальный станочек и здесь бы помог сделать это лучше.

 

Готовый рангоут

Фото 9. Готовый рангоут.

 

Установка мачт проблем не составила, ничего не подгонял, мачты встали ровно по чертежу с нужными углами наклона.

Теперь вынимаем из коробки нитки. Вот мы и в 'Хопре'! Сразу скажу, что ниток хватило. Коричневых ниток разных толщин даже почти половина осталась. Ворсятся они конечно сильно, даже не помогает протягивание через воск. Точнее оно помогает, но потом в процессе протягивания через блоки ворс расправляется. Наверно надо использовать ядреные смеси на основе воска, предложенные мастерами на сайте или же покупать синтетические нитки. Но для первой любительской модели сгодится, а лаборатории с вытяжками в квартире устраивать не хочется.

Последнее большое и единственное неприятное открытие поджидало меня на такелаже. Делать его было совершенно неинтересно, а потому и трудно. Видимо, вязать узелки, заливать их клеем – это совсем не моя сильная сторона, даже несмотря на отсутствие тремора конечностей. Еще раз порадовался, что выбрал в качестве пробной модели шхуну.

Возможно, здесь сказалась и нехватка адекватного инструмента. К сожалению, набор инструмента для такелажа в продаже временно отсутствовал, и пришлось обходиться тремя пинцетами (очень приличными) и маленькими бокорезами. Как и в любой другой работе, пришел с тренировкой и навык, но следующая модель у меня будет точно не парусник.

Посмотрев на паруса и обвязав такелажем прямой парус, я также решил для себя, что если вернусь когда-либо к парусникам, то буду их выполнять без парусов. Ну никак в моем понимании не масштабируется тряпка. Хотя издали смотрится неплохо.

Несмотря на субъективные трудности, я позволил себе импровизацию в такелаже. Не стал ставить редкий на шхунах и переразмеренный в наборе грот-стень-стаксель, а вместо этого установил почему-то не предусмотренный Artesania Latina грота-штаг. И часть штагов поставил на талях. Полагаю, за эти вольности меня никто не накажет.

 

Итого

Главное впечатление от набора – хорошее отношение цена-качество. Набор настоятельно рекомендую в качестве первого для определения своих пристрастий и получения необходимого опыта. Кроме того, если у вас все будет получаться, то и модель выйдет весьма выразительная и не примитивная.

 

Модель Independence фирмы Artesania Latina

Фото 10. Модель Independence фирмы Artesania Latina.

 

Главное впечатление от процесса строительства – дерево. Не устану повторять, что хорошее дерево при хорошем инструменте доставляет истинное наслаждение. Кроме этого, не могу не упомянуть экологичность процесса – дерево, ПВА, нитки, латунь, воск. Звучит как песня, пахнет как розы... но пылесос должен стоять всегда рядом.

Понравилось ли мне? Очень. Все ли нужно бросить ради этого? Однозначно - нет. (Уже купил себе пластик для отдыха и разнообразия.) Буду ли я еще строить деревянные модели? Конечно (если будем живы).

PS. Для знакомых с астрологией – я солнечно-меркурианский близнец, так что прошу отнестись к отчету с должной долей иронии и учесть, что все эмоции и оценки – мое в высшей степени субъективное 'ИМХО' :)

 

PPS. Дополнительные фотографии можно посмотреть в Галерее

 

© www.shipmodeling.ru, 2006


Статьи на тему:
15.08.2014Обзор постройки китайской джонки "Red Dragon". Советы опытного судомоделиста.
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
16.09.2009Обзор постройки модели учебной артиллерийской шхуны "Marseille" от фирмы Mamoli
19.09.2008Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina
14.03.2008Обзор постройки модели парусника San Juan Nepomuceno (Artesania Latina)
14.03.2008Обзор модели Newport фимы Mamoli
16.08.2007Обзор модели куттера Bremen фирмы Artesania Latina
29.05.2007Обзор шхуны Scottish Maid фирмы Artesania Latina
23.12.2006Постройка модели галеона San Francisco II от фирмы Artesania Latina
23.12.2006Whaleboat (набор от Artesania Latina). Обзор по постройке/модификации набора