+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Постройка адмиралтейской модели корабля Royal Caroline

Теги: Royal Caroline, Яхта, адмиралтейская модель

В какой-то момент, зимой, закончил первоочередные дела по приведению в порядок новой квартиры. И снова зачесались руки по поводу новой модели. Посмотрел по сайту. Прослезился… Понял, что отстал от 'передовиков производства' навсегда. Поднял руку, махнул и сказал себе: 'Наплевать, я для собственного удовольствия этим занимаюсь'. И вкладывать 'годы кропотливого труда, чтобы стать Мастером', не планирую. Я - Любитель, деньги зарабатываю другим, за славой не гонюсь.

Давно заглядывался на Royal Caroline, которая королевская яхта. Хотелось попробовать адмиралтейскую модель. А по ходу работы еще и вышел обзор Чингиса Баязитова, который во многом помог (спасибо, Чингиз, навел меня на много дельных мыслей). Вот с ним и попробую сравнить свои решения. Оговорюсь сразу же: мой метод оказался не самым экономичным по трудозатратам. Но для меня оказался крайне удобным. Минимум инструмента и оборудования. Минимум пыли и отходов.

Распечатал на домашнем принтере шпангоуты. Решил, что их количества на чертеже мне достаточно. Масштаб перевел в 1:50. Проверил на искажения печати. Провел от руки карандашом линии параллельно изгибу шпангоута на расстоянии 5 мм внутрь корпуса, постоянно замеряя линейкой. Сразу же приношу извинения за неэффективность тем, кто умеет это делать в Рино, Автокаде, Компасе одним мизинцем левой руки. Но я однажды уже говорил по поводу лопаты и экскаватора.

Наклеил эти плазы (не побоюсь этого слова) на обычную фанеру 5 мм. И выпилил шаблоны, которые на 5 мм меньше внешнего сечения  со всех сторон. Склеил пакеты из шпона сечением 5х5 мм. Обогнул вокруг шаблонов. Закрепил биндерами и дал высохнуть/остыть. Попробовал огибать разными вариантами.

1 вариант. Склеил пакет, сразу же прогрел его утюгом, пока ПВА еще не высох. Гнется все изумительно: еще бы – сырое и горячее. Только сохнет дольше второго варианта.

2 вариант. Склеил под грузом пакет. Нагрел и обогнул по шаблону. Конечно, не так гибко и мягко гнется, жать надо намного сильнее, зато через 2-3 минуты все остывает и становиться жестким. Потом остается плоские стороны шпангоутов зачистить.

Делать решил из ореха. Так как после нескольких лет чтения на форуме дискуссий об историчности, решил, что светлые породы как-то не отражают то, что шпангоуты, киль и штевни уж наверняка были из дуба, а не из сосны. 'Полные' шпангоуты обогнул целиком из одного пакета.

'Пакет' – склеенные из нескольких слоев тонкого шпона (0,6 мм) листы или полосы. Типа фанеры, только волокна у всех слоев идут в одном направлении. Клеить обязательно ПВА, т.к. в дальнейшем при нагревании утюгом клей размягчается, что и позволяет такому 'пакету' легко гнуться.

Модель корабля Royal Caroline. Полные шпангоуты

Модель корабля Royal Caroline. Полные шпангоуты.

 

'Острые' шпангоуты состоят из двух ветвей, склеенных внизу. В середине вклеена вставка.

 

Модель корабля Royal Caroline. Острые шпангоуты

Модель корабля Royal Caroline. Острые шпангоуты.

 

Соединение ветвей внизу доведено до сечения шпангоута снаружи наждачкой. Пробовал сначала делать флор и тимберсы. Потом решил, что проще ветви и вставку. Там, где получилось 'некрасиво', после зачистки заклеил плоские стороны шпоном.

Надо было сразу же вклеивать бимсы. А то со временем обнаружились отклонения от формы шпангоутов. Но исправляется легко. Снова подогрел шпангоуты и обогнул вокруг шаблонов. Потом из таких же пакетов выгнул бимсы. Вклеил вместе с кницами. Все стало жестким и крепким.

 

Модель корабля Royal Caroline. Шпангоут с бимсами

Модель корабля Royal Caroline. Шпангоут с бимсами.

 

Один шпангоут оказался просто заколдованным. Сделал весь набор и обнаружил, что есть два практически одинаковых шпангоута, хотя номера проставлены разные. Пока между другими делами неспешно перегибал – оказалось, что переделал два. Потом переделал один, но через день опять обнаружил, что сделал не то. В общем, пока жена не сказала: 'А чего ты хочешь, это же 13…'. До того момента я как-то не задумывался об этом, а тут в голове все встало на свои места и наконец-то получилось.

Что сильно упрощает дело, так это то, что очень легко наносить разметку высоты палуб на шпангоут. Прямо после высыхания/остывания делаешь отметки палуб и нужных сечений на ветвях шпангоута. Благо бумажная распечатка здесь же, на шаблоне. А поскольку она отпечатана с единого теоретического чертежа, то все должно совпадать достаточно точно.

 

Модель корабля Royal Caroline. Возможность разметки палубы

Модель корабля Royal Caroline. Возможность разметки палубы.

 

Киль и штевни это просто. Так все делают. Только выбрать шпунтовый паз фрезой при помощи дрели, закрепленной в вертикальной стойке, не получилось. Слишком все гуляет, и волокно вполне подталкивает тонкую фрезу не туда, куда надо. Тут, наверное, действительно нужен сверлильный станок – он сильно жестче. Теперь думаю, пока набор не склеен, не переделать ли все заново?

 

Модель корабля Royal Caroline. Шпунт в киле

Модель корабля Royal Caroline. Шпунт в киле.

 

Гасписы делал примерно так же, как Чингис. Только сначала склеил и высушил клинья из шпона. А потом нагрел и изогнул. Выпилил шаблон шпангоута 1 и шаблон форштевня. На них уже подгонял гасписы один  к другому, как и Чингиз. И выводил округлый изгиб наждачкой. Поскольку чертежей гасписов не было, то делал их количество и ширину по собственному разумению. Поскольку на шаблоны тоже был наклеен чертеж, то потом гасписы отодрались легко, по бумаге. Осталось только сошкурить бумагу. И приклеить к штевню и шпангоуту. (И вообще: все, что склеено на ПВА, легко отрывается после нагрева над газовой плитой.)

 

Модель корабля Royal Caroline. Гаспицы

 

Модель корабля Royal Caroline. Гаспицы

 

Модель корабля Royal Caroline. Гаспицы

Модель корабля Royal Caroline. Гаспицы.

 

Корму потом сделаю по такой же технологии. Думаю, что вырежу профиль изогнутых деталей в одной плоскости, а в другой плоскости обогну вокруг шаблона. И надеюсь, что не будет заморочек, как у Чингиса, с изготовлением трехмерной детали. И собирать буду, наверное, на шаблоне – удобнее крутить.

 

Сделал стапель. Одноразовый. Второй раз мне стапель понадобиться через несколько лет и для другой модели. Так что проще его в определенный момент выкинуть, чтобы не загромождать место на годы. Рассудив, что чем больше делается переносов линий, тем больше накапливается ошибок, решил просто наклеить на фанеру распечатку соответствующего сечения, по ней и выпиливал. Верхнюю плоскость сделал на высоте ватерлинии VIII. Гнуть по форме седловатости палубы не стал (этого прикола я чего-то не понимаю).  На шпангоутах есть отметки ватерлинии VIII и осевая линия внизу шпангоута. А трех точек достаточно для ориентации тела даже в пространстве, а не то, что в плоскости. Пропилы под шпангоуты в верхней полке позволяют не мучиться с выставлением расстояний между соседними шпангоутами, нарезки и вклеивания вставок между шпангоутами. И угольник для вертикали не нужен. Ведь на нижней и верхней полке одна и та же распечатка. Нужно было только, чтобы они были правильно наклеены. Тогда пазы в киле и пазы в верхней полке совпадают по вертикали все одновременно.

 

Модель корабля Royal Caroline. Стапель

 

Модель корабля Royal Caroline. Стапель

Модель корабля Royal Caroline. Стапель. Извините, ничего еще не закреплено.

 

Посмотрел на все это: шаблоны-то уже сделаны, стапель есть. И решил сразу же заложить вторую модель. Одну сделаю как адмиралтейскую (ну или почти адмиралтейскую) с частичной обшивкой и внутренностями. А вторую полностью обшитую. Соответственно и шпон решил взять подешевле. Все равно внутри будет не видно. Оказалось, что клен после высыхания хуже удерживает форму. Со временем приходиться снова обязательно греть и подгибать, пока не поставишь бимсы для обеспечения жесткой связи ветвей. А вот склеенная липа ведет себя отлично.

 

Модель корабля Royal Caroline. Два набора шпангоутов

 

Для меня самым большим плюсом в такой технологии оказалось, что мне нужны: электролобзик, ножницы, наждачка, канцелярский нож, утюг (или газовая плита) и моя многолезвийная приспособа для резки шпона. Без нее долго резать и больше шкурить.

 

Электролобзик самый обычный, поскольку выпилить шаблон из фанеры 5мм, это далеко не тоже самое, что выпиливать тонкие ветви шпангоута из массива. Ну и иногда еще была нужна бормашинка для различных зачисток, подрезаний и пазов. Не то чтобы без нее не обойтись, но сильно ускоряет дело. И никаких ленточных пил, циркулярок, копировально-фрезерных станков, лазерных аппаратов и т.д. для нарезки материалов и сложных обводов не потребовалось. Отходов минимум. Понимаю, что впереди еще малковка. Но тут уже по любой технологии – пыль.

А потом все дело встало. Пришла весна и начал обустраивать балкон под рабочее место. Выполнять различные заказы жены на квартирные дела. Потом рождение сына. В общем, когда будет продолжение – не знаю. Потому решил все-таки поделиться только начатой работой. Вдруг кого-то на какую идею наведет. Коллеги-то на месте не стоят.

© Фатиев Андрей, 2008
© www.shipmodeling.ru, 2008


Статьи на тему:
21.01.2013Перевод книги Джона Франклина "Адмиралтейские модели кораблей 1650-1750"
11.01.2011Обзор сборки модели корабля YACHT MARY из набора Mamoli
19.09.2008Изготовление шпиля для модели парусника
14.03.2008Изготовление корпуса адмиралтейской модели Salamander по чертежам издательства Ancre
15.04.2004Яхта Royal Caroline. Модель фирмы Mantua. Часть 2
15.04.2004Яхта Royal Caroline. Модель фирмы Mantua
22.01.2004Яхта Britannia. Модель фирмы Mamoli
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 3
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 6
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 2
Мы работаем по субботам