+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Верфь на столе - Блоги

Черновая палуба

Увидел на форуме пост Михаила Комарова про набор палубы квартердека по похожей технологии и решил, что пора уже вывесить то что накопилось у меня. Как всегда материал потихоньку копится, превышая критическую отметку объема фотографий для одного поста, несмотря на то, что этап еще очень далек от завершения.

Итак палуба. Основной смысл во всех описанных далее хитросплетениях и извращениях нормального процесса набора палубы в том, чтобы иметь возможность работать с ней отдельно, не будучи ограниченным в движениях и доступе к поверхности палубы бортами корабля. Идея не нова, первый раз я ее увидел у Михаила Безверхнего, но Доктор умело формировал погибь палубы при помощи шлифмашинки, или даже цикли, я уж точно не упомню. В моём случае хотелось сделать наверняка без проб и ошибок, а значит нужен долгий кропотливый процесс, максимально скрадывающий отсутствие навыка,  который я по своему обыкновению и выбрал. Постараюсь описать его далее.

02.jpg
Пусть первая фотография не вводит Вас в заблуждение. Это не обшивка корпуса, не отбивка бархоутов и всего прочего. Это разметка линии палубы. Точнее линии черновой палубы, т.е. поверхности за вычетом толщины палубного настила и фанерной подложки. Вся эта толщина долго высчитывалась и продумывалась, в дальнейшем предстоит выяснить не ошибся ли я в своих расчетах :)

03.jpg
Для корректного набора перепада высот палубы постарался изначально получить насколько возможно ровную параллельную килю плоскую базу. Конечно она получается далеко неидеально ровной, поэтому принимать ее за базу в полном смысле слова нельзя и отсчет высоты палубы ведется от киля: точнее от его верхней кромки. Т.е. берем высоту палубы от киля на чертеже (верхнюю точку высоты - помним про седловатость, и учитываем что точка пересечения с фальшбортом в большинстве случаев несколько ниже уровня палубы на продольном разрезе корпуса), отнимаем от этой высоты толщину фанерной подложки и палубного настила и отбиваем ее на внешний борт модели:
01.jpg
Затем отметки высоты на каждом шпангоуте соединяются гибкой рейкой как показано выше. Самый кропотливый, но в моем случае самый точный способ переноса с чертежа на борт модели.

Чтобы примерно представлять себе где и что будет расположено на палубе, распечатал ее на прозрачных листах.
05.jpg

При этом удобно совмещать расположение элементов с рисунком силового набора палубы. Это может оказаться полезным во многих случаях работы с палубой.
04.jpg

Ну а сами распечатки занимают на доске не так много места как полноразмерные чертежи.
06.jpg

Начинаем набирать основу черновой палубы. Чтобы пернести внешние отметки на внутренню поверхность фальшборта не придумал ничего лучшего, чем засверлиться тонким сверлом в горизонтальной плоскости. Для того, чтобы не завалить отверстие относительно горизонта, сверлил станиной с горизонтально повернутой головкой (фото увы утерял). Далее берем фаннерку и подгоняем ее так, чтобы она максимально плотно садилась между бортами, касаясь и бортов и основания. После подгонки вставляем ее на место, просовываем сквозь просверленные отверстия иглы и отбиваем на этой фанерке высоту палубы. Таких фанерок делаем по числу фальшшпангоутов, т.е. получаем фальшбимсы. После по шаблону размечаем на них погибь и отрезаем лишнее. Затем набираем палубу по той же технологии, что и корпус: фанерные бимсы и проставки из липы.
07.jpg

Набирать удобно одновременно от бака и от кормы в центр корпуса. В обратных направлениях не получится вставлять фальшбимсы, т.к. корпус будет сужаться, а борта завалены внутрь. Упирался, как видно на фото, в распор в привинченные к корпусу бобышки.
08.jpg

Если приглядеться, можно заметить отверстия в липовых проставках. Дело в том, что палубу нужно притягивать к корпусу, поэтому после схватывания приклееных бобышек, делал в каждом ряду пару отверстий и утапливал в них маленькие саморезы.
09.jpg

Ну и вот что получается в итоге. Здесь заметно, что кое где я начал вчерне сбивать выступающие липовые брусочки полукруглой стамеской. Лучше конечно заниматься этим после того, как палуба будет установлена на отдельном стапеле.
10.jpg

Центр отбивал чтобы максимально ровно расположить черновую палубу все на том же стапеле. Впоследствии я его буду еще не раз перебивать и корректировать. Акела почему-то стал постоянно промахиваться)
11.jpg

Затем разъединяем корпус, чтобы вынуть из него палубу. Обратите внимание, здесь можно заметить некоторые штифты, позиционирующие половинку корпуса друг относительно друга, небольшой фрагмент палубы, который будет виден в открытом люке гондека, и гайки, за которые корпус будет через киль шпильками притягиваться к подставке.
12.jpg

Ну и наконец водружаем палубу на стапель и фиксируем саморезами. Нужно отметить, что в средней части, где толщина этого горизонтального бутерброда составляет порядка пяти миллиметров, конструкция пока что очень непрочная, так что перемещать ее довольно таки боязно. Стапель тот же, что использовался при наборе одной из половинок корпуса. Бонусом идет уже готовая разметка линий шпангоутов, которая актуальна и для черновой палубы.
13.jpg

Досшибаем бобышки стамеской:
14.jpg

Красным маркером подчеркиваем маяки:
15.jpg

И привычно шкурим всё это дело:
16.jpg

17.jpg

18.jpg

Погибь и седловатость едва заметны, но они есть)
19.jpg

Вставляем всё это дело обратно (палуба всё так же непрочна, поэтому тут всё ещё нужно быть осторожным):
20.jpg

21.jpg

Вот что имеем в итоге, уже начинает что-то вырисовываться:
22.jpg

23.jpg

И начинаем выклеивать шаблон (прием подсмотрен всё у того же Михаила Безверхнего):
24.jpg

Переносим на лист фанеры:
25.jpg

Отсекаем лишнее:
26.jpg

Наклеить всё это фанерное великолепие на основу одним куском и обеспечить плотное прилегание не вижу никакой возможности, поэтому взял самую тонкую фрезу и распустил заготовку на продольные части.
27.jpg

С нижней стороны само собой сделал пропилы для гибкости и снятия возможных напряжений. причем больше ради первого, чем ради второго.
28.jpg

Т.к. обработка палубы после наклеивания на нее фанеры окончена еще не будет, то теперь уже придётся притягивать ее к стапелю с нижней стороны, а для этого лучше заранее просверлить отверстия:
29.jpg
Причем отверстия эти надо с обратной стороны расширить на разную глубину для разного утапливания шляпок саморезов. Саморезы по длине одинаковы, а перепад по толщине палубы разный. К тому же липовые проставки стапеля не касаются, они немного выше. Это делалось для того, чтобы при склеивании в корпусе они случайно не прихватились к нему клеем. На стапеле лежат только фанерные фальшбимсы.

Ну и клеим центральную полоску фанеры:
30.jpg

31.jpg

А затем и оставшиеся:
32.jpg

33.jpg

Слегка подциклевал стыки:
34.jpg

Ну и в таком виде палуба у меня простояла довольно долго:
35.jpg

Седловатость:
36.jpg

В корпусе сидит довольно плотно, пока ничем к нему не прикрепляется, поэтому в центре чувствуется при нажатии, что ее примерно на миллиметр выгибает вверх. Дальше уже не пускает завал бортов. В будущем это пофиксится.
38.jpg

39.jpg

40.jpg

Пока палуба находится в корпусе, удобно нанести разметку, по которой в будущем будут клеиться ватервейсы:
42.jpg

Дальше нужно подготовить посадочные места под сверление отверстий для мачт. Для этого нужно сделать в местах посадки выборки на глубину слоя фанеры. Тут в очередной раз пригодился мой Профиль, к которому приобрел за трюндель кромочную базу. Кстати на основе этой базы можно легко встроить бормашинку в стол. Проблема лишь в том, что фрезы малого диаметра, ну, скажем, менее 5 миллиметров, всё же требуют большей скорости вращения. А вот большие, с хвостовиком 6 мм такой столик с некоторыми оговорками вполне себе потянет, даже несмотря на малые обороты. Кроме того на ура можно использовать шлифовальные барабаны разных диаметров.
43.jpg

В идеале конечно для таких работ хорошо бы обзавестись погружной базой, но судя по всему стоить она будет совершенно неадекватных для столь редко используемого инструмента денег.
44.jpg

45.jpg

46.jpg

47.jpg

После того, как площадки выфрезерованы, приступаем к сверлению отверстий. Кстати говоря, изначально, позиционируя палубу на стапеле, стоит учесть будет ли имеющийся в наличии сверлильный станок доставать до её центра. Мой TBH как всегда не подвёл. Один из самых любимых и часто используемых станочков в моей мастерской.
48.jpg

Дешевое китайское сверло форстнера на 15 мм. Немного больше того, что мне нужно, но в данном случае это не критично.
49.jpg

Под фок и грот мачты уже хватает диаметра обычных спиральных фрез.
50.jpg

Ну разве что надо слегка расточить 10 миллиметровое отверстие под фок-мачту.
51.jpg

52.jpg

Вот так кстати выглядит обратная сторона черновой палубы, зрелище не слишком привлекательное, благо лицезреть его приходится не часто)
53.jpg

Ну и готовим вставки под площадки с отверстиями.
54.jpg

Чтобы проделать в площадках отверстия нужно сделать макеты мачт. На этот раз решил попробовать обойтись без токарника, но подготовку восьмигранников всё равно сделал на фрезере, пока не достиг того уровня, который позволит мне делать это ручным инструментом :)
55.jpg

Дальше рубанок, потом цикля из лезвия:
56.jpg

Ну и совсем небольшая финальная шлифовка в дрели. Это заморочка чисто моей мастерской: проще в дрели зажать чем вытаскивать и убирать токарник.
57.jpg

58.jpg

Теперь уже можно точно спозиционировать площадки с отверстиями:
59.jpg

После чего размечаем площадки и отсекаем от них всё лишнее, чтобы они ровно вставали в выфрезерованные места:
60.jpg

61.jpg

62.jpg

63.jpg

Как я и предполагал, в итоге центральная ось палубы немного сместилась:
66.jpg

65.jpg
Ошибка набежала в сторону кормы, здесь смещение максимальное.
64.jpg

67.jpg

В очередной раз разбираем корпус и водружаем палубу обратно на стапель. Изнанка стапеля:
68.jpg

69.jpg

Теперь можно вклеить площадки на место. Прелесть такого расположения палубы как раз в том, что всегда можно без проблем прижать к ней детали.
70.jpg

71.jpg

Ну и в финале небольшой спойлер палубного настила :)
72.jpg

1
30.01.2018 18:25:19
Вопросы:
Правильно ли я понял, что черновая палуба из брусков - так же будет вмонтирована в корпус?
И что это было учтено при подготовке шпангоутов. Помоему в 1й версии, это было сделано по другому))
0
30.01.2018 20:40:18
Правильно ли я понял, что черновая палуба из брусков - так же будет вмонтирована в корпус?
Ну да, а что с ней еще делать-то?)

И что это было учтено при подготовке шпангоутов.
Само собой.

Помоему в 1й версии, это было сделано по другому))
Да.
0
31.01.2018 10:54:21
После повторного анализа надо признать что это очень удачный способ изготовления палубы.
Особенно понравилась идея печатать чертежи на прозрачной пленке.

К основанию корпуса на винтах не планируешь фиксировать вставленную палубу в финале?
Можно было подумать как такое крепление установить в скрытые места, которые потом будут закрыты надстройками, и решетками.
Еще думаю, надо до склейке корпуса сделать внутреннюю обшивку и ее гвоздевание. Так явно удобнее.
Хотя вижу что оборудование достаточно, вот что значит надо было заранее подсуетиться до повышения курса.
А то я без сверлилки остался, а она очень нужна.
 
0
31.01.2018 11:13:50
К основанию корпуса на винтах не планируешь фиксировать вставленную палубу в финале?
Возможно на саморезах, может просто приклею. Пока еще не решил. Посмотрю как она будет себя вести после настила.

Внутреннюю обшивку буду делать уже после окончательного склеивания болвана корпуса.
0
31.01.2018 12:10:07
Пётр , привет ! Чувствовал , что решётки это ещё не всё ))
Корпус шикарно смотрится !
Как он себя ведёт со временем ? Подвижек ни каких не происходит ?
0
31.01.2018 12:59:00
Спасибо, Роман!
Не раз уже порадовался выбору технологии набора корпуса именно в плане его стабильности. Он конечно же "дышит", но с учетом условий хранения эти изменения минимальны. Между половинками корпуса то появляется, то исчезает щель шириной до полумиллиметра. Я надеюсь, что после склеивания половинок (а там между ними еще куча штифтов будет) эта щель уйдет совсем.
Единственное о чём жалею - что клеил не на тайтбонд, а на универсальный ПВА Момент, В фальшбортах при сильном нажатии липа иногда от фанеры отскакивает, приходится подклеивать. Не часто, но бывает.
0
31.01.2018 20:36:19
Пётр, очень интересное решение! Получается палуба состоит из мини-шпангоутов и заполненных шпаций между ними, такого я еще нигде не встречал. И еще фанера с верху. Да очень здОрово, клеить рейки и все остальное, наверное, будет одно удовольствие. С мачтами корпус смотрится уже совсем по-другому, наверное тоже сделаю макеты. Согласен с Евгением, к Вашему обилию инструмента на все случаи, очень трудно остаться равнодушным...))
0
31.01.2018 23:45:28
Сергей, спасибо!
На самом деле решение очень трудоемкое, плюс разъем и скручивание обратно здоровенного корпуса не самая приятная процедура. Т.е. я бы не сказал, что это прямо таки супер придумка. Я просто стараюсь разложить сложную задачу на максимально доступные в свете имеющегося инструмента составляющие.
А инструмент это моя слабость) Я периодически что-то себе покупаю и через недельку уже начинаю вожделеть что-то новое)))) Ну и работать электроинструментом это почти оргазм) Раньше на проксон засматривался, теперь на всякие более "взрослые" столярные станочки. Постепенно переношу свою пилильную активность на дачу, занимаюсь организацией там мастерской. Строю какие-то приспособления для работы. Возможно это тоже когда-нибудь станет темой для блога, пока просто не очень могу свыкнуться с мыслью о том, что в моем судомодельном блоге появится что-то околостолярное) Но с другой стороны здесь самая естественная и комфортная для меня площадка.
0
01.02.2018 10:27:40
Отличные планы.
Я бы с удовольствием посмотрел чем ты занимаешься на даче )))
Мебель или столярка - очень приветствуются в блоге!
0
01.02.2018 12:51:20
Пока, к сожалению особо похвастать нечем, но если вдруг, то буду посмотреть.
0
01.02.2018 13:30:13
Ну большего с тебя сейчас ничего не выпросишь ))
0
02.02.2018 04:25:01
Грандиозная подборка фото. Как всегда всё подробно, красиво, понятно. Спасибо Петр, что делитесь своим прогрессом строительства модели.
0
02.02.2018 09:11:49
Александр спасибо за спасибо! Да и просто за то что следите за этой историей)
Успехов нам с нашими моделями :)
0
03.02.2018 21:53:55
Как то я пропустил палубу (((
Ну и в финале небольшой спойлер палубного настила
Это точно , то что надо )) Отлично !
И это .., Пётр , со взрослым оборудованием поосторожнее ...там совсем другие мощности , вылеты дисков и т. п. не приятности ))
0
04.02.2018 01:26:28
Да, по поводу взрослых неприятностей ты прав на все сто!
Конечно опасно, да и опыту взяться неоткуда. Пару-тройку раз попадал на неприятные моменты. Но зато такого удовольствия от работы давно не испытывал) Прям жду не дождусь дачного сезона, чтобы продолжить )
0
04.02.2018 21:52:30
Опыт приходит с опытом )) Ты просто не торопись ни когда , прежде хорошо подумай и следуй выбранной линии ..аккуратно )) А удовольствие от взрослой столярки ...да ! Это интересно ! Но некоторые моменты мне в моделизме больше нравятся ;) - тяжелее пинцета ни чего не поднимаешь ))
И ..это ... "Взрослые" фотки тоже всем будут интересны - не жадничай )) Може я чего подскажу дельного ))
0
05.02.2018 09:20:20
некоторые моменты мне в моделизме больше нравятся - тяжелее пинцета ни чего не поднимаешь ))
Ага, я этот момент хорошо прочуствовал) Иной раз, к стыду своему, приходится привлекать к кантованию особенно сложных предметов жену :)

И ..это ... "Взрослые" фотки тоже всем будут интересны - не жадничай )) Може я чего подскажу дельного ))
Вот за это большое спасибо! Летом постараюсь домучить свои верстаки, если удастся, то выложу их в блоге.
0
09.02.2018 09:07:22

) Прям жду не дождусь дачного сезона
И это ты говоришь! Куда катится мир?
0
09.02.2018 09:14:35
Сам в шоке! ))))
0
19.02.2018 17:03:13
Петр,
труд и обзор впечатлили!!!
уверены ли Вы в палубной раскладке или это просто "черновик"?!?
.... как у вас чисто на рабочем месте.....завидую :) :)
и совсем житейский вопрос - а куда ведет "замурованная" (та что за верстаком) дверь? ;) ;)
0
19.02.2018 17:43:37
уверены ли Вы в палубной раскладке или это просто "черновик"?!?
Да нет, это черновик, с него буду брать примерное расположение люков, перегородок и палубных бимсов для гвоздевания по ним. Настил будет отличаться точно, буду делать заужения и врезку в ватервейс, во всяком случае пока планы именно такие.

а куда ведет "замурованная" (та что за верстаком) дверь?
Ээээ ...  Не понял где там дверь :). Окно есть, дверь вроде не замуровывал ... .
0
20.02.2018 12:35:19
на той фотографии, на которую я обратил внимание - не видно подоконника, а ручка - как у двери.... вот и удивился.... "замуровали демоны";);)
0
20.02.2018 14:20:04
0
fst
22.02.2018 21:14:47
Привет Петр, думаю эта штука как раз тебе подойдет
https://www.joom.com/ru/products/1511488995057008773-52-1-26193-3224890294
0
22.02.2018 22:58:54
Любопытная штука, хотел сам делать, но можно и купить. Если будешь брать, дай знать)
0
23.02.2018 21:57:04
Очень интересная пластина по очень симпатичной цене. Задумался. Спасибо!
0
fst
23.02.2018 22:11:58
а тут твой девайс закрепится через промежуточное кольцо
http://www.bigtool.ru/ishop/multi-tool/dremel/pristavka_dlya_frezerovaniya_dremel_335.html
0
23.02.2018 22:25:21
У меня такая была, хлипкая
0
23.02.2018 23:22:31
Не, дремель он для дремеля :)
Под профиль нужна и погружная база соответствующая, - основательная и грубоватая как сам девайс)
Их делают, но цену в паблике не анонсируют, думаю что стоит как хороший двухкиловатный фрезер, если не дороже.

Вот  сегодня я этой многострадальной машинкой пазы под врезные светодиодные профили фрезеровал (картинка). Фреза концевая пазовая 12 мм, глубина фрезерования 6мм. Знаю, что данная машинка для таких операций не предназначена. Очень нужно было, а большой фрезер на даче находится, туда сейчас даже при всем желании сложно добраться, наверняка замело всё. В итоге малость поплавился штекер :), не вытаскивается теперь( Но бормашина работает. Греется, местами подванивает, но лдсп грызёт)))
Разве дремелевская погружная база такой хардкор выдержит?)
0
fst
23.02.2018 23:38:58
для такого хардкора у меня есть нормальный фрезер, кстати со съемной базой )))
0
24.02.2018 00:49:41
Эт понятно)
Но блин в квартиру я фрезер пока не купил) У меня тут давно идёт борьба за места хранения под инструмент и материалы.
0
24.02.2018 09:02:39
Надо сдаться. Бери! )
0
23.02.2018 23:25:54
А есть опыт заказа с этого сайта?
Посылки нормально доезжают?
0
fst
23.02.2018 23:34:42
да, все норм
0
26.02.2018 18:19:56
Пропустил я ... Не пришло оповещеньице! А тут ходил-бродил, дай думаю зайду, решётки пересмотрю... Сюрпрайз!
Здорово! Поражает твоя ,Пётр, прям таки, любовь к заморочкам! :-)
Хотя, наверное, это и есть часть моделизма...  
0
27.02.2018 10:50:08
Андрей, приветствую!
прям таки, любовь к заморочкам!
Кто бы говорил! :D
0
27.02.2018 10:51:02
Не пришло оповещеньице!
Вот убей, но сам не пойму как тут это делается(
0
27.02.2018 11:01:09
Можно в теме отмечаться )
Мы работаем по субботам