7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Постройка корабля в бутылке для начинающих (Часть 3)

Постройка корабля в бутылке для начинающих (Часть 3)

Заключительные работы, размещение в бутылке...

Вернувшись к кораблю, займемся фок-мачтой. Укрепляем ее аналогично грот-мачте, и клеим ванты и фордуны к русленям. Теперь, настраиваем подставку для работы с фиксацией штагов. Я на своей подставке просто опускаю и разворачиваю на 180 градусов «кочергу», которая прежде фиксировала мачты. Штаги будут продеваться в свои петельки на бушприте, и, свободными концами, поочередно наматываться между пропилами в «кочерге». Проводка фока штага полностью аналогична грота-штагу. Нить, имитирующую грот-стень-штаг, пропускаем в собачью дыру фор-марса, далее продеваем через колечко фока-штага и ведем через петельку грота-штага (см. фото). В упрощенном варианте можно вообще не делать фока-штаг, а провести нить грот-стень-штага от фор-марса к петельке фока-штага, сымитировав, тем самым, этой нитью и фока-штаг. Далее, вышестоящую нить грот-брам-штага ведем мимо фор-салинга, продеваем в огон, который образован при креплении фор-стень-штага и пропускаем через петельку, расположенную посередине утлегаря. В эту же петельку продеваем и нить грот-бом-брам-штага, проведя ее мимо фор-стеньги, и сделав оборот вокруг нее. Нить фор-стень-штага пропускаем через петельку, расположенную ниже, у эзельгофта бушприта. И наконец, нить фор-бом-брам-штага проводим сквозь петельку на ноке утлегаря. Как уже было сказано, свободные концы нитей-штагов фиксируем на подставке так, чтобы все штаги оказались в натянутом состоянии, и установили обе мачты в естественное вертикальное положение.



Теперь, не забыв проконтролировать эпоксидную смолу, переходим к проводке брасов. Чтобы никого не путать с наветренными и подветренными сторонами, скажу, что в нашем случае у грот-марса –брам и –бом-брам-реев сначала нужно тянуть брасы ближних к нам, правых ноков, а у реев фок-мачты сначала тянем брасы левых ноков. Концы нитей фиксируем клеем так, как изображено на фото, при этом соблюдаем аккуратность – клей не должен попасть на другие снасти, особенно топенанты, иначе они, приклеившись к чему-нибудь, не позволят реям складываться. Брасы фока-рея клеим попарно. Один конец проводим под грот-марсом, через дыры, сквозь которые идут ванты, и, натянув, клеим сверху марса, а другой конец клеим под колечком, к нижней части грот-штага, которая будет неподвижна в процессе складывания. То есть, согласно чертежа, к грота-штагу, а не к грот-лось-штагу, который в процессе сборки будет тянуться через петельку на бушприте.
Вытянув брасы, изготавливаем вымпел. Связываем два отрезка тонкой нити или волокна и с одной стороны приклеиваем уголками вымпел, а другими концами его нужно привязать к топу грот-брам-стеньги, предварительно придав вымпелу, с помощью пинцета волнообразный изгиб.



Если у вас есть уверенность, что шлюпка не помешает вам складывать мачты, можно приклеить ее на свое место на палубе.
Осталось приклеить к торцам русленей, поверх вант и фордун, полоски узкой плотной бумаги-«лапши», и покрасить их в черный цвет. Также, если в процессе работы отвалилась или запачкалась клеем черная краска корпуса, можно положить поверх еще один слой, кистью. 
Теперь работу по сборке модели можно считать законченной.



Ну а теперь заключительная стадия сборки .
Складываем корабль. Для этого немного опускаем колечки на грот- и фор-штагах, и, взяв пинцетом за нить около соответствующей петельки со стороны бака, тянем сначала за их ходовые концы по направлению к мачтам, т.е. производим действие противоположное натяжению штага, а затем тянем коренные концы штагов, таким образом распускаем и увеличиваем петлю, которую образовывает вокруг мачты нить имитирующая штаг. Это дает возможность наклонить мачты в сторону кормы. Ослабляем натяжение остальных штагов, и постепенно, наклоняем мачты. Полностью их наклонить не дадут нити брасов. Для того, чтобы все-таки уложить их вплотную к палубе, нужно теперь взять пинцетом за основание мачты у палубы и аккуратно тянуть в сторону носа судна. Это нужно сделать сначала с фор-, а затем и с грот-мачтой. Уведя основания обеих мачт к баку, теперь можно добиться максимального их наклона к корме (см. фото).



Если это не удается, нужно спокойно и внимательно посмотреть, какие нити, натянувшись, не дают сделать максимальный наклон и, попытаться, продвинув грот-мачту еще несколько вперед, устранить проблему. В данном случае все удалось, хотя было максимальное натяжение грот-марса- и грот-брам-брасов. Если все-таки какие-то нити не дают мачтам сложиться полностью, придется отложить сборку в бутылке и заменить «глухие», т.е. приклеенные с обеих сторон к рангоуту нити, на «бегучие», т.е. нить делается длинной, клеится, например, к ноку рея, и затем выводится из горлышка бутылки, а другой ее конец клеится к нужному месту уже непосредственно внутри бутылки, а лишнее отрезается. Это общий принцип решения проблемы, а в каждом конкретном случае его реализация, естественно, может быть разной.
Теперь поворачиваем нижние и марса-реи, прижимая их к мачтам, и получаем нечто, что каждому может напоминать о чем то своём, как говорится в меру испорченности. Сложенный корабль начинаем аккуратно, и неспеша просовывать сквозь горлышко, последовательно прижимая и укладывая к центру торчащие ноки (см. фото). На данном этапе необходимо проявить особую внимательность и аккуратность, потому что если при прохождении через горлышко что-либо сломается, то чинить в бутылке крайне сложно. Особое внимание нужно уделить бушприту – его в этот момент так же легко сломать. Если почувствовали, что что-либо сломалось, лучше вытащить корабль, починить (что будет так же довольно длительный процесс) и попробовать снова. Что делать если корабль конкретно не лезет в горлышко? Очень просто. Не стоит мучить судно. Поищите бутылку с более широким горлышком, сделайте еще одну нижнюю часть – основание, залейте эпоксидку и продолжайте читать дальше.
Теперь инструментом, наконечник которого изображен на фото, начинаем расправлять сложенный рангоут. Сначала немного приподнимаем мачты, разворачиваем реи. Затем упираемся выемкой на конце инструмента в нить из основания мачты в том месте, где эта нить выходит из отверстия снизу палубы – таким образом создаем некий упор и тянем за эту нить. Она притянет основание мачты к месту на палубе, где это основание и должно находиться. Теперь тянем за нити – грот- и фор-штаги и окончательно устанавливаем мачты в вертикальное положение. В этот момент велика вероятность, что нок-рея или стеньги могут зацепиться за какую-нибудь нить, и не позволять мачтам становиться правильно. Если это случилось, нужно немного ослабить натяжение нитей-штагов, снова наклонить мачты, и освободить зацепившийся нок.
Когда мачты установлены, начинаем клеить и резать… Клей я наношу с помощью длинной проволоки, изгибая ее так, как требуется чтобы доставить клей в нужную точку. Основных правила два: прежде чем наносить клей изгибаем проволоку и пробуем ее концом дотронуться до нужной точки без клея, если все хорошо, конец ни за что не задевает, и работать удобно, то повторяем операцию уже с клеем. Второе – при прохождении конца проволоки с капелькой клея сквозь горлышко следить, чтобы не задеть за проходящие сквозь это горлышко нити, иначе не заметив этого нити могут склеиться между собой, клей засохнет и у вас вырастут новые проблемы.
Итак, наносим клей на нить, выходящую из гика у его основания, тянем за эту нить – гик основанием упрется в грот-мачту, и приклеится к ней. После высыхание клея обрезаем нить поперечным резаком (см. фото).



У меня, в процессе помещения корабля в бутылку, отвалилась шлюпка. Это бывает. Как ее поместить на место? На конец всё той же проволоки лепим кусочек пластилина или замазки, изгибаем как надо, лепим к липучке шлюпку в нужном положении, и пробуем, получится ли ее пронести сквозь горлышко и установить на место. Если получается, другой подобной проволокой наносим клей на кильблоки, а саму шлюпку устанавливаем на место. Немного подождав, пока клей схватится, аккуратно отрываем конец проволоки с липучкой от шлюпки и проблема решена (см. фото).
На места соприкосновения мачт с палубой наносим клей, и после его высыхания обрезаем снизу палубы нити, выходящие из мачт, продольным резаком (см. фото).



Теперь, для удобства дальнейшей работы, клеим корабль к основанию, которое у нас замуровано в «море». Для того, чтобы плотнее прижать верхнюю часть к нижней, я использую специальный «силовой» инструмент, которым я упираюсь в палубу. При этом опять-таки необходимо соблюдать повышенную внимательность, чтобы не сломать что-нибудь на судне. Далее, поочередно натягиваем нити штагов и клеим их, нанося капельку клея в месте прохождения штага через петельку на бушприте. Концы нити, выходящие из петелек, обрезаем поперечным резаком. Сделав эту работу, поочередно начиная снизу и от кормы, приклеиваем отрезки нитей, выходящих из шкотовых углов парусов, к нокам реев, расположенных ниже. Таким образом, кромки парусов приобретают дугообразный изгиб, и паруса «надуваются ветром».



Закончив это, можно наконец-то кричать «ура» - корабль готов.
Теперь осталось оправить наш (и ваш) бриллиант в подобающую оправу. Для начала горлышко и пробка. На горлышко в районе резьбы для пробки, я обычно наматываю грубый шпагат, или помещаю декоративную тесьму. Для того, чтобы тесьма ровнее ложилась, предварительно вокруг резьбы горлышка, я делаю оборот лентой из ткани, пропитанной клеем (см. фото). В качестве пробки я использовал пробку из-под любимого шампанского, заузив ее внутренний диаметр ножом. Из ореха сделал подставку и укрепил на ней медную табличку с названием корабля.
Все, финита ля комедиа. Пьём напитки, хвастаемся друзьям.
P.S. Боюсь перегрузил описание морскими терминами, отбив у кого-нибудь желание заняться этим, однако не зная устройства корабля нет смысла браться его строить, так что постройка такой несложной модели поможет вам так же освоить основные термины из раздела устройства парусного корабля. Тем более, что все эти названия приведены в анотации к чертежам.




© www.shipmodeling.ru, 2010

© Бабкин Владислав