7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Модель Sovereign of the seas фирмы Mantua. Часть 2

Модель Sovereign of the seas фирмы Mantua. Часть 2

Теги: Mantua, MA787

Часть 2. Начало здесь

 

…Литью.

Нет, конечно, не все так плохо. И фонари ажурные, сквозь них смотреть можно, и скульптуры - сам такие, если и сделаешь, долго мучиться будешь. Но… учитывая, что литье и составляет основную стоимость набора, оно могло бы быть и лучше. Про облой и говорить нечего, можно было бы стерпеть, обточить. Но форма некоторых украшений угадывалась только по тому, где они располагались – просто по аналогии с соседями. И это можно было бы как-то стерпеть. Но поверхность для склейки – это что-то. Каждую деталюшечку пришлось выравнивать. А цвет! Из разных партий металла делали, что ли? Не говорю уже о том, что некоторые детали никак не подходили по размерам к своим посадочным местам. В общем, сил на то, чтобы привести все это великолепие в человеческий вид и поставить на место ушло не меньше, чем на все ранее сделанное.

Ну, наконец, все на своих местах. И тут со всей неприглядностью стали вылезать различия в цвете деталей. И, в дополнение, украшения из латунных полосок в местах их стыковок давали такие уродливые швы, что в пору было опустить руки, зарыдать, и выбросить это все в окно. Но, как всегда во время, на форуме прошло обсуждение сусального золота и методов золочения. Ну, сусальное – не сусальное, не знаю, а походив по сайту художественных материалов, я набрел на “Бронзовую пасту”. Выпускается нескольких расцветок от бронзы до красного золота. На обычные краски мало похожа – это именно паста. Основа у нее восковая, с добавлением бронзы. Прекрасно ложится на металлические поверхности, а уж про латунь и говорить не приходится. Очень мне понравилась. И более того, я сделал вывод, что с ней вполне возможно делать отливки из олова и далее красить под бронзу и золото. Паста оказалась прекрасной шпатлевкой, и все щели на стыках тут же исчезли. Цвет деталей, естественно, выровнялся. Ну, прямо, панацея какая-то.

Кормовая галерея SOVEREIGN OF THE SEAS

 

На фото – кормовая галерея. Сверху справа видны те самые ажурные фонари – боковые. Вертикальный угол галереи – пример использования пасты в качестве шпатлевки. Кривизна двух угловых фигурных полосок была такая, что соединить их без щелей было практически невозможно, или же надо было сточить их чуть ли не под ноль.

В общем, в результате все кончилось благополучно. Корпус стал сразу совсем другим. БоГато!!! Золото - бриллианты…

Следующим шагом в работе с литьем стали орудия нижних палуб. По ходу были установлены крышки портов, и в держатели вклеены те самые орудия. Надо заметить, что орудия так же выполнены под золото, что в свете всяческих обсуждений на форуме вызывает определенные сомнения. Но, так как орудия вылиты с различными украшениями, и также далеко не всегда высокого качества, закрашивать их в черный цвет мне показалось нецелесообразным. Да и общий стиль модели так и говорил – оставь орудия как есть.

Теперь корпус был полностью готов и можно было приступать к…

 

…Вощению.

Обсуждение на форуме сподобило меня не покрывать корпус сразу лаком, а сначала воспользоваться воском.

Купленный кусок воска в полкило весом мне хватит, наверное, на всю оставшуюся жизнь. Расход воска очень небольшой. Однако цена его не кусалась, и переживаний по этому поводу не было. Льняное масло в виде бутылочки 120 мл было куплено в художественном салоне, там же где и “Бронзовая паста”. На данную модель ушла где-то треть бутылки.

Изначально натуральный воск достаточно жесткий и его приходится стругать с явным усилием. Далее банку с наструганным воском я поставил в водяную баню и растопил его. Вся грязь оседает на дне, и для очистки воска надо его просто аккуратно перелить в другую емкость. Далее по известному рецепту добавляется льняное масло в объеме одной трети от объема воска и топится на водяной бане снова. Масло при этом смешивается с воском. При остывании полученная масса превращается в нечто напоминающее топленое масло. Масса достаточно легко тает в руках.

Попытки, как было написано в форуме, кинуть кусочек на поверхность и разогнать феном привели к тому, что вся кухня вокруг была забрызгана каплями застывшего воска. Попытки сначала втереть, а затем разогнать феном не понравились – слишком большой расход воска и его слишком много остается на поверхности. Так же не понравилось простое втирание воска в поверхность без подогрева – поверхность становилась жирной и липкой. Поэтому стал делать так – банку время от времени подогреваем феном, поддерживая воск в расплавленном состоянии. Макаем кисточку и быстро наносим ею мазки по поверхности. Воск начинает быстро застывать, в это время направляем на него фен и продолжаем делать мазки кисточкой, распространяя воск по всей поверхности. Горячий воск сразу проникает внутрь дерева и начинает расползаться пятном. Далее, покрыв воском определенную часть и продолжая подогревать его, надо убрать излишки тряпкой. Что такое излишки? Я для себя определил так – все что под феном трепыхается как жидкость. Почему? Да потому что все, что трепыхается, застынет потом в виде желтых непрозрачных пятен воска. Поэтому фактически это означает – стереть все. То, что надо, уже проникло внутрь дерева, что заполнило поры – не сотрешь. В результате получается поверхность, похожая по цвету на полаченную, но без внешнего слоя покрытия! Никаких следов от пальцев на ней не остается. Было замечено только то, что пыль прилипает сильнее. Так что осторожнее. Особо тщательно убирать излишки надо из углов, где стремится скапливаться воск. Да, еще одно интересное наблюдение. Попытки покрыть лаком поверхность, на которой остался не полностью убранный воск, привели к тому, что над мягким слоем воска образовалась жесткая пленка лака. Эта пленка начинала деформироваться при простом прикосновении к месту пальцем (воск под пальцем нагревается и деформируется).

Пока писал статью, родилась одна идея по поводу корректирующей шпатлевки. Много раз тема возникала на форуме, и основная мысль свелась к тому, чтобы смешивать ПВА с древесной пылью, соответствующего сорта дерева. Да, конечно цвет наполнителя будет аналогичный исходному, но ПВА очень сильно отличается по структуре от самого дерева. Да и опыты с вощением говорят, что ПВА должно остаться на поверхности как можно меньше. А почему бы в качестве такого рода шпатлевки не использовать смесь древесной пыли и воска? Конечно, такая шпатлевка может применяться только на финишной обработке, фактически, после того, как завощена обрабатываемая поверхность и до ее покрытия лаком. Так как такая шпатлевка, если она, конечно, возможна, явно будет слабо держащейся,  ее надо будет покрыть лаком. Мне кажется, что вопрос только в соотношении количества воска и пыли, чтобы полученная масса была достаточно пластична, чтобы забивать ею щели, и достаточно прочна, чтобы не расползаться при малейшем нагревании. Вот такая мысль. Опробовать пока не успел. Но буду ставить эксперименты.

И последнее наблюдение. Может быть показалось, но сложилось такое ощущение, что воск сильнее проявляет недочеты при работе с деревом, чем лак. Например, если на поверхности остался неубранный клей, который не сильно заметен, пока дерево не вощеное. При вощении воск не может проникнуть через слой клея и получается некая светлая проплешина. Т.е. дерево под клеем сохраняет свой прежний цвет.

Ну а на выходе имеем уже вот такое чудо:

Готовый корпус SOVEREIGN OF THE SEAS

 

Осталось заметить, что в этот момент вощился только корпус. Палубы были оставлены на потом, так как еще предстояло ставить мачты, проводить и крепить такелаж и приклеивать к палубам…

 

…Орудия.

Если не говорить все про тоже качество литья и золотой цвет, во всем остальном пушки порадовали. Каждая состоит из 21 детали! Без учета обвязки! С обвязкой другая заморочка. На чертежах показана обвязка пушек, но для нее в наборе не предусмотрены блоки. Как хочешь, так и выкручивайся. Не вопрос! От прошлых наборов кое-что имеется, сделаем обвязку.

Вопрос знатокам от телезрителей: а это что за неизвестный науке зверь?

Неизвестный науке зверь

 

Такого типа орудий я найти нигде не смог. И, соответственно, как его обвязывать тоже. Причем лафет у этого чуда - на двух колесах.

Как оказалось, все орудия не в состоянии поместиться на местах, отведенным им. Размером не вышли! Часть неопознанных зверей пришлось снять. Все остальное прошло спокойно, без приключений. Даже расстояние до решеток люков осталось. Таким образом, палубы были оборудованы, и я перешел к…

 

…Мачтам.

И здесь начался плачь Ярославны. Назвать то, что предлагает производитель мачтами нельзя. Никак! Из наиболее ярких примеров приведу такие: полное отсутствие чиксов и эзельгофты континентального типа. Сначала я глазам своим не поверил, полез смотреть – может, что не так. Может я континентальный с английским перепутал, может сей корабль не в Англии строился. Нет, все, как и должно быть - английский с самого рождения. Вот так это предлагает делать производитель:

Топ мачты по инструкции

 

И все. Только марсы установить. Не надо нам никаких излишеств! Скромнее надо быть, товарищи! Но скромнее быть не захотелось, и стал делать так:

Топ мачты на модели

 

На фото мачта частично вощеная снизу, из-за этого выглядит так пестро.

И начал он расти все выше, и выше, и выше, и…. Раз в неделю жена скромно интересовалась: “Это уже последний этаж? Опять нет?! Да куда же выше?! “, и, ехидно так: “А к соседям сверху прорубаться не будем?” Надо сказать, что флаги вешал уже стоя на стуле, можно было и на стремянке. Да уж! Вот это конструкция! На гроте и фоке по 3 марса (всего на корабле их 9), одному салингу и по 5 составных частей.  Казалось, конца этому не будет.

На некоторых фотоотчетах в галерее наблюдал, что некоторые сначала собирают целиком мачты, и только потом, уже в сборе, их устанавливают. Не очень понимаю, как при этом проводить стоячий такелаж. В связи с этим мачты ставил по секциям, затем марсы, затем следующая секция. И одновременно с установкой каждой секции ставился…

 

…Стоячий такелаж.

Здесь надо отметить, что производитель дает в наборе очень ограниченный набор нитей, кажется трех размеров (сейчас уже точно не упомню), причем один сразу уходит на якорный канат. Пока не разобрался с соотношением толщины якорного каната к такелажу. У меня имеются таблицы по размеру такелажа, однако якорные канаты в них не упоминаются. Чисто зрительно мне кажется, что бухтовый канат толще штагов. Хотя с этим вопросом еще надо разобраться. Но пока  самая толстая нить была пущена на якорный канат. В результате на такелаж осталось всего два размера нитей. Кроме того, они были одного, светлого, цвета и синтетические. Так что попытка перекрасить часть из них успехом не увенчалась. В связи с этим в доме был изведен весь запас черных нитей. И, естественно, их пришлось ставить “на глаз”, так как указаний производителя, где какой толщины нити использовать, не было.

Что еще можно добавить? При установке стоячего такелажа пришлось немного пофантазировать. К тому, что практически ни один из производителей не предлагает делать на штагах огоны и кнопы, к этому я уже отношусь философски и не очень расстраиваюсь. Такие вещи можно воспринять как небольшое улучшение конструкции.

Как всегда при установке стоячего такелажа поднялся вопрос, как поставить такелаж так, чтобы он не провисал из-за слабого натяжения и не перекашивался из-за слишком сильного. Для этого ванты натягивались в несколько шагов, по чуть-чуть, чтобы все юферсы оставались в одну линию и мачты не отклонялись от нужного положения. Затем ставился весь остальной такелаж, крепящийся через блоки, и натягивался также пошагово. Ну и, наконец, ставился такелаж без блоков. После полной готовности стоячего такелажа были закреплены реи, и началась проводка …

 

…Бегучего такелажа.

Здесь продолжилась проблема с наличием только двух размеров нити. Но, кроме того, вдруг начали заканчиваться блоки. Дело в том, что по чертежам производителя далеко не всегда было понятно,  какого размера и типа блок необходимо ставить в том или ином месте. На чертежах блоки изображены в профиль, и можно понять только где требуется одношкивный блок, различий между двушкивными и трехшкивными блоками нет. Исключения составляют случаи, отдельно рассмотренные на чертежах. Поэтому ставить блоки пришлось по собственному разумению, которое, видимо, не совпало с разумением производителя.

После установки всего такелажа навесил имитирующие бухты на нагельные планки и прошелся лаком из распылителя по всей модели. И вот, что получилось:

Готовая модель SOVEREIGN OF THE SEAS

 

Особо ехидные друзья предложили разбить о борт бутылку шампанского. Но я почему-то отказался…

 

Выводы.

Итак, несмотря на все расстройства, переживания, усталость и т.д., можно с уверенностью сказать, что модель получилась очень красивой. Очень изящный корпус, золото и синева сильно не бросается в глаза. И внешне приятно смотреть на корабль. Однако при этом остаются очень сильные нарекания к производителю. По количеству материала в наборе можно сказать следующее: планок всех обшивок осталось с запасом, планок внешней обшивки даже слишком. Литье в виде фигурок все на месте. А вот литых фигрных планок не хватило, хотя и самую малость, пришлось выдумывать разные хитрости, чтобы прикрыть пробелы. Блоки, из-за описанных ранее коллизий, одного вида закончились раньше, а одного остался целый пакет. Хотя попытки сообразить, где я мог ошибиться, ни к чему не привели. Ну ни как не хватает самых мелких одношкивных блоков. При этом я не говорю про блоки на пушках. Их я сразу брал из старых запасов. С нитями тоже беда - не хватает категорически. Поэтому самым оптимальным, опять-таки учитывая ранее сказанные проблемы с такелажем, может являться покупка большого количества нитей нужного размера и расцветок дополнительно и до того момента, когда начались работы с такелажем. Я попался в эту ловушку и понял, что нитям приходит конец, когда часть такелажа уже стояла и снимать его у меня уже не было сил. Опять пришлось исхитряться.
Подставка из набора, хотя и не слишком презентабельна, но была пока оставлена. До выяснений с витриной. Т.е., думаю, надолго. Пока не очень понимаю, делать витрину или нет, все-таки по высоте и длине модель больше метра. Без витрины как-то поместил дома, а вот с такого размера витриной уже не очень понятно куда ставить.

Однозначно можно сказать, что данная модель не для тех, кто берется за наборы впервые. Зато у меня сформировалось четкая потребность сделать что-нибудь без набора, только по чертежам. И думаю, что приобретенный опыт мне сильно в этом поможет.

Золотая смерть

'Золотая смерть'

 

Эпилог.

Шла холодная зима 2005 года. Февраль. В доме, наконец, стало тихо, спокойно и не пыльно. По ночам раздавалось только мирное посапывание домочадцев, и соседи не затыкали уши… И никто не чихал, пытаясь пробиться на кухню, чтобы чего-нибудь перекусить. И перестали приходить глюки от запахов лака. Наконец-то, можно выспаться, почитать книжку, посмотреть телевизор. Только что-то мне начинает казаться, что жизнь становится серой и убогой….. Что-то где-то свербит…

Никто не знает, что это?

 

Фото этой модели в нашей галерее

 

© Олег Арефьев, Москва
18 марта 2005 г.
© shipmodeling.ru


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
18.12.2007Обзор модели HMS Victory фирмы Mantua в масштабе 1/78
11.04.2005Модель Sovereign of the seas фирмы Mantua
07.08.200412-ти фунтовая пушка наполеоновской армии. Модель фирмы Mantua
15.04.2004Яхта Royal Caroline. Модель фирмы Mantua. Часть 2
15.04.2004Яхта Royal Caroline. Модель фирмы Mantua
18.03.2004104-пушечный корабль San Felipe фирмы Mantua
01.01.1970Mantua Каталог
01.01.1970ROMAN BATTERING RAM
01.01.1970San Felipe