Линейный корабль первого ранга Royal Willem. Модель фирмы Euromodel. Часть 6
Теги: Euromodel, EU99006, линейный корабль
Обзор. Шестая часть. Начало здесь
Паруса и их изготовление
Если на любой модельной выставке посчитать количество моделей парусных судов с полным набором парусов, то окажется, что таких наберется не так и много. А если спросить моделистов об этом, то обычно можно получить один из трех ответов: или паруса всегда выглядят неправильно, или паруса закрывают от зрителей слишком много деталей модели, или у моделиста нет соответствующего оборудования для их выполнения. И все эти объяснения достаточно серьезны. С другой стороны, от моделиста и зависит, чтобы паруса были сшиты правильно и правильно выглядели на модели, причем в этом случае они придают модели дополнительную и несравненную пикантность. Опять же, вполне возможно считается, а поэтому паруса и не устанавливаются, что мастерство владения швейной иглой проявляется не так видимо и отчетливо, как мастерство моделиста в выполнении, например, деревянных деталей модели. При этом отсутствие такого мастерства, т.е. некачественно сделанные паруса, могут просто уничтожить зрелищно, красиво и правильно сделанную во всем остальном модель.
Итак, приступаем к работе по подготовке и установке парусов.
Представленный в наборе материал для изготовления парусов модели достаточно хорош. Увы, не всегда это можно сказать о материале в других наборах, который совсем не подходит для моделей и должен быть просто выброшен и заменен. Единственный вариант для такого случая - внимательное изучение подсобки галантерейного магазина с постепенным доведением его продавцов до белого каления.
Поэтому необходимо для этого и будущих проектов определиться с требованиями к модельной 'парусине'.
Материал парусов
Есть несколько параметров ткани, на которые следует обращать внимание при ее выборе: чистота и правильный рисунок переплета нитей, податливость, реальная толщина и ее равномерность по всей плоскости, общий вид и, наконец, цвет.
Качество нитей, из которых сделана ткань, влияет на мягкость и эластичность ткани, а также, безусловно, на ее общий вид, визуальное восприятие. Следует помнить, что ткань, сотканная из нитей толщиной 0,25мм, получится толщиной не менее 0,5мм, что в масштабе l/50 равно 25мм.
Податливость материала имеет прямое влияние на окончательный вид установленных на модели парусов. Ни один моделист не хотел бы иметь паруса в виде кусков плоского картона. С другой стороны, полностью наполненные ветром паруса на статичной стендовой модели выглядят весьма ненатурально. Существует способ-другой, который помогает сделать паруса модели в меру наполненными, что будет описано немного ниже.
Цвет материала - не самый главный фактор, однако же следует обратить внимание на то, что цвет этот может быть выбран из достаточно узкого цветового спектра, причем следует два раза подумать, прежде чем принять решение об покупке белого материала, кроме случая, когда надо окрашивать материал в нужный моделисту цвет самому.
Ясно, что следует избегать материалов, имеющих блеск, таких как атлас или шелк. Нужна ткань, имеющая одинаковый матовый вид с обеих сторон. Самым лучшим материалом видится неотбеленная хлопчатобумажная ткань. Качество плетения таких тканей может незначительно меняться от рулона к рулону, но не настолько сильно, чтобы стать критической проблемой для моделиста. Натуральным цветом такой ткани является очень светлый серо-желтый. При этом такая ткань при необходимости отлично окрашивается. Кромки у такой ткани подрубываются без проблем, а шить ее как на любой швейной машинке, так и вручную - одно удовольствие. Эта ткань требует предварительной стирки (возможно, с небольшим вымачиванием), после которой она становится материалом номер 1 для производства модельных парусов.
Изготовление парусов
Как обычно и постоянно в модельной работе - время выбора. Как паруса будут сделаны или, если точнее, кто их будет делать? Если у моделиста нет швейной машинки или, при ее наличии, совсем нет опыта? Предупреждение, если моделист решит доверить это тонкое дело кому-то еще: следует четко и внятно объяснить, что изготовление полного комплекта парусов этой модели - это не работа на пару часов. Помощник должен быть ориентирован на 35-40 часов работы! Конечно же, эта цифра может несколько изменится в ту или другую сторону, однако, ни непрофессиональный помощник, ни сверхскоростная швея-мотористка ни в коей мере не могут удовлетворить потребности моделиста. Возможно это и не очень корректно, но при выборе помощника следует прежде всего обратить внимание на своих домашних, на жен и матерей, которые не просто будут работать с парусами у вас на глазах, но которые, просто говоря, могут сделать все.
Принимаем, что моделист будет шить свои паруса сам.
Самое первое, что просто безусловно требуется сделать, это капитально простирать заготовленный материал, чтобы его поверхность была абсолютно чистой. Аккуратно его выжать и пока материал еще влажный, отутюжить. На маленьком, ненужном кусочке материала следует проверить свои швейные способности путем накладывания швов как со стежками как можно меньшего размера, так и выполняя любые, самые острые повороты стежков, а также, что весьма важно, с минимального размера подгибом кромок. После достижения удовлетворительных результатов следует измерить дополнительное количество материала, требуемое на такие загибы и которое следует учесть при разметке парусов на материале.
Для повышения качества и упрощения процесса изготовления парусов необходимы трафареты, которые рекомендуется сделать из достаточно прочных, но мягких салфеток. На трафарет с чертежа переносятся абсолютно все линии: кромки плюс подгиб, вертикальные и горизонтальные швы и т.д. (Рис. 73). После этого трафарет пришпиливается булавками к материалу (Рис. 74), не забывая, что направление рисунка структуры ткани должно быть для всех парусов одинаковым. Затем материал обрезается по кромке трафарета, обращая особое внимание на то, чтобы ни на йоту не пересечь наружной, минимальной границы паруса, очерченной трафаретом (Рис. 75). Трафарет снимается, заготовка паруса с подложенным под нее трафаретом, укладывается 'правильной', выбранной стороной вверх и на нее мягким карандашом переносятся все линии с трафарета (Рис. 76).
Рис. 73. Изготовление парусов. Обводка шаблона.
Рис. 74. Фиксация шаблона булавками к материалу.
Рис. 75. Резка по шаблону.
Рис. 76. Разметка стыков полотнищ паруса на чистовой его стороне.
Для повышения эффекта нитки для швов следует выбрать чуть-чуть темнее цвета парусины. Прошиваются вертикальные швы. Для сохранения как ниток, так, что самое важное, время работы над парусами, все части вертикальных швов от верхней кромки до линии рифов выполняются одним непрерывным зигзагообразным швом (Рис. 77). Такая же процедура рекомендована для части швов между линией рифов и нижней кромкой паруса. После этого прошиваются горизонтальные линии накладки рифа (Рис. 78).
Рис. 77. Выполнение вертикальных стыков полотнищ единой строчкой.
Рис. 78. Выполнение горизонтального рифового пояса.
Безусловно, если на каком-то парусе рифы отсутствуют, вертикальные швы могут быть прошиты по всей длине паруса сверху донизу.
Теперь парус следует перевернуть вверх изнанкой для выполнения подгиба его кромок. Длинна стежка для этой процедуры должна быть выбрана минимально возможной, а результатом будет парус, имеющий абсолютно точную проектную форму и размер. Для облегчения этой работы сложенная, подогнутая кромка паруса до выполнения машинного стежка должна быть сначала временно прихвачена булавками (Рис. 79), а затем - крупными стежками, выполненными вручную. Следует обратить внимание на правильную укладку материала в углах паруса, где по толщине набегает двойное количество материала, а также на то, чтобы внутренний нижний или первый загиб материала также был прихвачен стежком (Рис. 80).
Рис. 79. Двойной подгиб шкаторины с прихваткой ручными стежками.
Рис. 80. Прошивка шкаторины на машинке.
Пришивание к парусам ликтроса - достаточно изматывающая работа, т.к. должна быть выполнена и аккуратно, и правильно. Если по соседству не найдется какой-либо швейной мастерской с соответствующими машинами, которые могут сделать такой шов, его придется вымучивать вручную (Рис. 81). Необходимо тщательно отмерить требуемый для паруса отрезок нити, имитирующей ликтрос одним куском и отрезать с большим запасом. В каждом углу паруса ликтрос должен образовывать небольшую петельку (Рис. 82). Как уже было сказано, шитье ликтроса - длительная работа для полного комплекта из пятнадцати парусов модели, но, кроме придания парусам правильного вида, ликтрос также помогает поддерживать приданную парусу слегка выпуклую форму за счет кривизны его кромок.
Рис. 81. Подшивка ликтроса вручную.
Рис. 82. Выполнение кренгельса в углу паруса.
После этого нашиваются рифы. Ничего специального по этому пункту кроме того, что лицевые рифы должны быть в два раза короче изнаночных (Лицом у прямых парусов называется сторона, обращенная к корме, а изнанкой - к носу судна; изнанкой у косых парусов называют сторону, обращенную к левому борту, а лицом - к правому - прим.). Проще всего нашить рифы несколько большей длинны, а затем подрубить их все вместе по одной линии.
По материалам книги The Period Ship Handbook
Статьи на тему:
19.09.2008 | Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina |
18.12.2007 | Обзор модели HMS Victory фирмы Mantua в масштабе 1/78 |
26.08.2004 | HMS Victory. Модель фирмы COREL |
16.05.2004 | Линейный корабль первого ранга Royal Willem. Модель фирмы Euromodel |
01.01.1970 | HMS Victory (Виктори) |
01.01.1970 | Montanes |
01.01.1970 | HMS Victory (Mantua) |
01.01.1970 | Santisima Trinidad |
01.01.1970 | HMS Victory (Виктори) |
01.01.1970 | HMS Victory (Constructo) |