7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Постройка модели галеона San Francisco II от фирмы Artesania Latina

Постройка модели галеона San Francisco II от фирмы Artesania Latina

Теги: Artesania Latina, AL22452, Галеон

Набор San Francisco от Artesania Latina (модернизация ООО «Мeлaния») был куплен 08.06.2006 г. В данном обзоре в основном описываются те моменты сборки, которые вызвали вопросы или потребовались какие-то маленькие изыскания.

 

В самом начале сборки модели обнаружилось, что киль имел винт примерно 7 мм. Неделю, промоченный в горячей ванне, киль выдерживался под прессом (пару раз дополнительно мочил). Реально сборка началась 17.06.2006. Небольшой винт всё равно остался. Чтобы киль не вело, дополнительно поставил модель в жесткий стапель и уже на закрепленный киль поставил шпангоуты и дополнительные переборки между ними под разными углами, как прочитал в советах на сайте (кстати, после первой обшивки винт киля стал полностью незаметен).

 

Каркас San Francisco II на стапеле

Каркас San Francisco II на стапеле

 

Кормовые шпангоуты не доходят до нижней кромки килевой рамки, постепенно, начиная с 9-го, и на последнем шпангоуте не доходят до нижнего края примерно на 6 мм.

Параллельно со сборкой вплотную занялся изучением по книгам и интернет-сайтам конструкцией галеонов, попытался найти историю 'San Francisco'. Вот что удалось выяснить:

В 15 веке по списку испанских кораблей (http://koti.mbnet.fi/felipe/Spain/Gran_Armada_de_1588/gran_armada_de_1588.html ) имя San Francisco последовательно носило 5 галеонов разного водоизмещения, артиллерии и др. характеристик. В 16 веке было также 5 галеонов San Francisco. Тоже касается и галеонов с другими именами. Век корабля был недолог. Поэтому при описании кораблей так много путаницы, при описании одного и того же корабля указываются совершенно разные характеристики.
Artesania Latina позиционирует конкретный галеон (http://scaleships.googlepages.com/claysfinfo), принявший участие в Великой испанской Армаде.
Краткий послужной список:
— галеон был построен приблизительно в 1585 году для Великого Герцога Тосканы и назван 'Флоренсей';
— реквизированный испанцами в 1587 году, переименован в San Francisco и добавлен к эскадре герцога Медины-Сидония (Португалия);
— принял участие в попытке испанцами (в 1587 году) преследования сэра Фрэнсиса Дрэйка у Азорских островов;
— участвовал в Великой испанской Армаде 1588 г.
Галеон первоначально назывался Флоренся и принадлежал Герцогу Тосканы, который использовал его в своих интересах для торговли специями, которая была прервана в 1585 года осадой Антверпена. После прибытия в Лиссабон в 1586 году, Флоренся была задержана испанскими властями, и, в конечном счете, была конфискована в середине 1587 года. Находясь в Лиссабоне, Флоренся посещалась многими капитанами и адмиралами. Даже маркиз Санта-Круз восхищался её вооружением и отметил, как хорошо она была построена. Будучи реквизированным, Флоренся была переименованным San Francisco (или Сан Франческо) и вошла в эскадру Португальского герцога Медины-Сидония.
San Francisco плавал под командованием капитана Бартоли (совершая плавания и для Герцога Тосканы, и для испанцев). Потом находился под командой капитана Гаспара да Соуса (в отличие от английских судов того периода, испанские суда были обычно под командованием сухопутного офицера, а не капитана моряка.)
Имеется много свидетельств, что San Francisco был одним из лучших, если не лучший в испанской Армаде 1588 года. Он успешно принимал активное участие во многих сражениях Армады. После присоединения к Армаде «Captain Gaspar da Sousa» и «Medina-Sidonia», San Francisco успешно и много раз участвовал в сражениях.
21 сентября 1588 года, наряду с другими судами, San Francisco возвратился в Сантандеру (Испания). На следующий день капитан Бартоли умер. San Francisco был столь поврежден, что с него сняли все вооружение и громоздкие вещи и затем оставили догнивать на берегу.
Некоторые источники (судовые журналы) утверждают, что San Francisco (или Флоренся) затонул в заливе Tobermory у острова Mull, Шотландия, где он укрывался от шторма, который разрушил по крайней мере 30 судов Армады. Некоторое утверждают, что галеон потонул в результате возгорания склада боеприпасов, подожженного налетчиками, ищущими груды сундуков, или местными жителями, когда испанское судно отказалось заплатить за пищу и воду, которую они взяли. Судно Армады действительно затонуло в заливе Tobermory 5 ноября 1588 года, но это был San Juan de Sicilia. San Juan de Sicilia когда-то был Brod Martolosi - торговым судном, на которое испанцы наложили эмбарго в 1586 году.
В перечне кораблей Великой Армады 1588 г. (http://koti.mbnet.fi/felipe/Spain/Gran_Armada_de_1588/gran_armada_de_1588.html ) говорится, что San Francesco или Florencia имел водоизмещение 520 тонн, 52 пушки, 89 матросов и 294 солдат. Построен в Тоскане, год постройки не указан.
На сайте испанского магазина, продающего San Francisco II, приводятся несколько другие характеристики: 915 тонн водоизмещения, длина 35 метров, ширина 10 метров, 22 латунных и 18 железных пушек, экипаж 67 матросов и 127 солдат.
Перевод с испанского последнего абзаца из этого сообщения: «Существуют данные, что также галеон San Francisco, военный флагманский корабль, участвовал в новой армаде 1596 года Алонсо де Флореса. Этот корабль был потоплен у Bahia de Cadiz 2 июля 1596 года во время нападения английского флота герцога Эссакса.»
Но, скорее всего, это был другой корабль, см. перечень испанских галеонов (ссылка в 1 абзаце истории корабля).

С великими трудностями закончил первую обшивку, корпус обработал напильником, а неровности выровнял пастой, приобретенной в нашем магазине ([MA1022] Шпатлевка по дереву). Эта шпатлевка вначале показалась странной, а потом проникся к ней с уважением. Очень помогли советы сего сайта и дружелюбие (у подавляющего большинства) его участников. В наборе Artesania Latina часть деталей не хватало или их не было совсем. Здесь пришел на помощь местный интернет-магазин, выручал не один раз. Теперь главное заклинание: люди (начинающие моделировать) ровняйте как можно лучше первую обшивку, чтобы была ровной как куриное яйцо, иначе на второй будет плохо, как у меня.

 

Вторая обшивка закончена. Повторила оставшиеся вмятины первой обшивки, которые стали более заметны. Начинаю шкурить, а обшивка-то 0,5 мм и результат — стала просвечивать белая первая обшивка. Пришлось делать заплаты и снова ровнять и т.д. Время на это было убито предостаточно.

Другая нервотрепка. Купил бесцветный матовый лак (голубого цвета). При нанесении в большинстве случаев давал ровное и бесцветное покрытие, но местами шли пузырьки и при высыхании оставили голубоватый пузырчатый налёт. Не придумал ничего утешительнее шкурки и повторного покрытия. Другая напасть: когда укладывал рейки второго слоя друг к другу, казалось, прижимаю их нормально, но в итоге, когда всё высохло и прошло несколько дней, местами стали проявляться белые просветы в доли миллиметра, особенно заметные на фотографии корпуса. В следующий раз первый слой буду красить под цвет второго либо найду причину появления этих щелей.

 

Последовательность чистового покрытия кормы рейками красного дерева. Важно!!! Покрывать чистовой обшивкой корму можно только после окончания работ по полной укладки первой обшивки, иначе, наложив первую обшивку, останутся торчащие её белые торцы. (См. http://shipmodeling.ru/phpbb/viewtopic.php?t=1371 ). Я этого избежал, поэтому прошу прощения, что ссылаюсь на чужую модель. Если делать в обратной последовательности (не как советует Artesania Latina, ведь у нее штатно только одна обшивка), то красная обшивка кормы закроет белые торцы первой обшивки корпуса.

Следующая напасть: приложив деталь кормового балкона к корпусу, увидел, что форма галереи скорее напоминала деталь от модели San Francisco I и не становилась под нужным углом. На большинстве, если не на всех испанских галеонах балкон проходил под углом к ватерлинии, а не параллельно. Выручил отличный совет участника сайта Руслана — намочить деталь галереи и, как рейки, с горячим утюжком разогнуть ножки (боковые части) в стороны. За несколько приемов всё стало на место.

Кормовой балкон San Francisco IIКормовой балкон San Francisco II

Кормовой балкон San Francisco II

 

Решил сделать открытые порты с пушками, заодно изменил (через магазин) размер и цвет пушек. На верхнем (открытом) квартердеке разместил стволы длинной 20 мм, далее на открытой палубе стволы 27 мм, а на нижней палубе 36 мм.

К сожалению, решение открытых портов принял, когда была закончена вторая обшивка, поэтому пришлось придумать другую технологию крепления пушек на закрытых палубах. Для этой цели взял бальзовую рейку 8х8 мм, сделал в ней желоб для ствола, куда его и вклеил и далее, нанеся клей на торец, приклеил сию конструкцию к килевой рамке. Для крепости вколол булавку в торец рейки с упором головки на край пушечного порта и капнул клей. Технология оказалась очень простая.

 

Вариант крепления пушек на судомодели

Вариант крепления пушек на модели парусника

 

Крышки портов буду делать и крепить в последнюю очередь, т.к. будут мешать сборке. Размеры готовых лафетов пушек более всего подошли к размеру стволов 27 мм., поэтому для 20 мм придется лафеты несколько уменьшить.

 

Лесенки, как у Artesania Latina, по борту делать не стал, т.к. по Мондфельду в тот период лесенки были только веревочные. Когда надо было подняться, их выбрасывали за борт (стационарные появились только в 17 в. и сначала только на больших кораблях). При этом шаг лесенок на модели очень большой, при масштабе 1:90 и расстоянии между ступеньками на модели 1 см, в натуре получается 90 см.

 

Лестница по Мондфельду

У Мандфельда в книге шаг ступеней значительно меньше

 

Далее пришло время начинать делать элементы крепления такелажа. За время работы над корпусом проштудировал всего Хоккеля и (по мере скромного владения английским, электронного перевода Promt и Лингво) выдающуюся книгу «Historic Ship Models» Wolfram zu Mondfeld. Сделал оцифровку текста последней книги, чтобы можно было пользоваться поиском и переводить словарями и программами переводчиками. В этой книге наиболее полно дается развитие кораблей по странам и периодам. Если бы был русский перевод, цены бы ей не было! Книга Курти для данного периода не подходит. Далее пригодилась книга «Spanish Galleon 1530-1690», гравюры и рисунки (у англичан многое по-другому).

Первыми я изменил крепление галсов и шкотов нижних парусов. Для этого установил на бортах дополнительные утки. Возможно, в масштабе они были несколько меньше, но меньше у меня не получились. На картинках они были чаще всего половина высоты фальшборта, иногда больше, иногда меньше. На первой от носа утке будет крепиться грота-галс, на второй фока-шкот.

 

Утки по бортам San Francisco II

Утки по бортам San Francisco II

 

Далее добавил рейки, через отверстия в которых проводили фока галс на бак, где его и крепили на кофель-нагельной планке. Подобные рейки показаны почти во всех источниках, правда, их наклон различен. Для себя я выбрал так, как показано в книге «Испанские галеоны …».

 

Носовая оконечность San Francisco II

Носовая оконечность San Francisco II

 

Флаги модели относятся к периоду правления Фердинанда и Изабеллы, т.е. к началу 15 в. Испанские флаги периода великой армады можно посмотреть http://www.armada.mde.es/esp/CienciaCultura/HistoriayCulturaNaval/Bandera/felipeii.asp?SecAct=07604_03


Многие решения Artesania Latina представились абсурдными. Например: накрутив вокруг планширя ходовой конец снасти завязать его на бантик; я нигде не видел, чтобы кофель-нагельные планки размещалась над пушками, так как свисающие снасти не дали бы стрелять. В Интернете можно найти чертежи испанских галеонов относящихся к концу 16 века, есть книги, к сожалению, хотя это и естественно, эпоха галеонов в них представлена значительно меньше, чем 17-18 веков. Все, что узнал, попытался обобщить и представить в виде таблицы. Таблица 1 Схема проводки бегущего, кроме фор-стеньги штага, такелажа. Во второй таблице привожу расход блоков. Далее прикладываю схему проводки такелажа, вверху оставлена старая, внизу новая.
Буду рад любым замечаниям и предложениям. Может быть, эти материалы кому и пригодятся.

<файлы к статье>

© Щукин Сергей, 2006

© www.shipmodeling.ru


Статьи на тему:
15.08.2014Обзор постройки китайской джонки "Red Dragon". Советы опытного судомоделиста.
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
10.07.2009Обзор постройки модели галеона San Martin фирмы OcCre
19.09.2008Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina
14.03.2008Обзор постройки модели парусника San Juan Nepomuceno (Artesania Latina)
16.08.2007Обзор модели куттера Bremen фирмы Artesania Latina
29.05.2007Обзор шхуны Scottish Maid фирмы Artesania Latina
23.12.2006Whaleboat (набор от Artesania Latina). Обзор по постройке/модификации набора
10.08.2006Обзор вельбота фирмы Artesania Latina
04.07.2006Модель шхуны Independence фирмы Artesania Latina или познание себя