7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

74-х пушечный корабль HMS Bellona фирмы COREL. Часть 2

74-х пушечный корабль HMS Bellona фирмы COREL. Часть 2

Теги: Corel, SM54, 74-пушечник

Обзор. Окончание. Начало здесь

 

Финальные работы по корпусу

Прежде всего устанавливаются чиксы в районе якорных клюзов и в верхней части форштевня (Рис. 19). Гибкая буковая полоса, предлагаемая набором, обеспечила беспроблемный изгиб этих деталей по месту.
А вот с изготовлением носовой части и гальюна придется повозиться. Согласно инструкции, следует отдельно и насухо собрать гальюн и, постоянно примеряя его к корпусу, произвести его доводку до полного совпадения. Откровенно говоря, принимая во внимание размер деталей и природу материала, из которого они сделаны, такой вариант видится слишком оптимистичным. Предлагается более простой и удобный вариант выполнения этой работы, при котором первый регель будет выполнять ключевую роль (Рис. 19).

Установка регелей

Рис. 19. Установка регелей.

 

Для этого вырезаются и, соответственно чертежу, сужаются две заготовки из достаточно гибкой рейки 4x2 мм. Затем, помня, что эти заготовки должны изгибаться в сторону тонкой грани, они хорошенько вымачиваются в течение минут двадцати. Теперь очень просто будет изогнуть заготовку, придавая ей требуемую достаточно сложную форму регеля и зафиксировать ее булавками на подходящего размера ровной дощечке. Незамедлительно следует придать требуемую форму второй заготовке и зафиксировать ее над первой, что гарантирует одинаковую форму и размер обеих деталей. После этого заготовки следует оставить на ночь для просушки. Высохшие на плоской поверхности детали без труда устанавливаются между корпусом и форштевнем.
После этого следует установить шпангоуты регелей, придав им предварительную грубую форму, а затем последовательно, поодиночке подгоняя их по месту между установленным базовым нижним регелем и форштевнем.
Более сложная задача придания правильной формы и размера решетчатой палубе между верхними регелями может быть решена, как и рекомендовано инструкцией, при помощи картонного шаблона, который и подгоняется по месту первым. Чтобы правильно собрать и установить эту палубу, на предыдущих этапах сборки следует элементы каркаса гальюна не доводить до окончательного, чистого размера по длине, обеспечивая возможность финальной совместной обработки. Однако следует учесть, что вследствие малого размера и хлипкости не до конца собранного каркаса, обрабатывать его будет весьма тяжело, так что эта 'переразмеренность' должна быть совсем незначительной. Только чтобы выбрать небольшие, окончательные зазоры. Затем вся эта конструкция последовательно собирается. Решетчатая палуба вырезается по картонному шаблону и очень осторожно подгоняется по месту совместно с верхним регелем. После этого на решетчатой палубе устанавливаются сиденья (штульцы) и недгедсы.
В процессе выполнения этой работы должны быть выполнены определенные окрасочные работы, например, лицевой стенки фордека и (полуцилиндрических - прим.) мест для впередсмотрящего. Позже окраску этих мест будет сделать не в пример сложнее. Изображения готовой носовой части модели с собранным гальюном представлены на Рис. 20 и 21.

 

Гальюн в сборе

Рис. 20. Гальюн в сборе.

 

Фордек с судовым колоколом и трубой камбуза

Рис. 21. Фордек с судовым колоколом и трубой камбуза.

 

Перед продолжением работы с кормовой галереей, необходимо установить релинги и ступеньки забортного трапа.
В который раз следует оговориться, что только внимательное изучение чертежей и беспрекословное следование им, может обеспечить выполнение мастерской, высокохудожественной работы. Ведь корма - самая сложная и, практически главная часть корпуса, делающая модель произведением искусства. В этом месте соединяются деревянные и медные детали, рельефно и наглядно выделяя все преимущества использования фототравленных элементов. Безусловно, фототравленные детали перед их окончательной установкой на соответствующие места должны быть обработаны и подогнаны с использованием известных способов и методов (см. 'пластмассовое' моделирование - прим.). Возможно, некоторые позиции инструкции опять слишком оптимистичны, предлагая, например, для выполнения окантовки вокруг двух кормовых окон изогнуть реечку 1х1 мм по радиусу 4,5 мм. Постоянно следует помнить о своевременной окраске деталей перед их установкой во избежание более поздних сложностей. Для фиксации деталей из разнородных материалов следует использовать цианоакриловые или эпоксидные клеи. Окончательный вид кормовой части модели представлен на Рис. 22.

 

Кормовая галерея и украшения

Рис. 22. Кормовая галерея и украшения.

 

Работа по установке релингов выявила следующую проблему: практически невозможно подготовить деревянные стойки, длинной 3 мм из рейки 3х2 мм, так, чтобы обеспечить идеальное прилегание их торцов к планширю. Это достаточно сложно сделать даже с помощью электрической дисковой минишлифовалки, которую, представляется, трудно найти в каждой хорошей модельной мастерской, не упоминая уж о начинающих моделистах. Этот вопрос можно решить, если вместо использования стандартных реек из набора самому нарезать рейки, только не вдоль, а поперек волокон. Подогнать такую заготовку, используя острый скальпель, не в пример проще. Фиксируются эти детали к планширю при помощи цианоакрилового клея и обрабатываются надфилями по верху после полного высыхания клея. При этом следует обратить особенное внимание на качество приклейки этих элементов, т.к. в противном случае они могут быть легко оторваны.
Планширь ограждения ахтердека и его стойки выполнены из реечек соответственно 2x1 и 2x2 мм. Этот элемент тоже получается весьма субтильным, поэтому, для его упрочнения, рекомендуется несколько удлиненные стойки впрессовать без клея в предварительно высверленные в палубе отверстия диметром 2,5 мм. После этого стойки надо обработать до требуемой высоты и к ним приклеить планширь. Не следует беспокоится о 'квадратуре круга': установке квадратных 2 мм стоек в отверстия диаметром 2,5 мм, потому что небольшой зазор - идеальное место для заливки клея. Самое главное - высверлить отверстия стоек строго по проектной линии, помня, что ширина стоек и планширя одинакова и малейшее их смещение будет очень заметным.
Здесь можно сделать небольшое отступление от рекомендованной инструкцией последовательности выполнения работ и установить руслени. Это позволит, во-первых, сделать фотографии полностью законченного корпуса перед дальнейшей работой и, во-вторых, на этом можно остановиться с постройкой модели, особенно в случае недостаточности места для хранения полной, с рангоутом, модели.
Чертежи набора недостаточно четко отображают процесс обвязки русленей в той мере, которая бы ясно показала, например, как выглядят вант-путенсы. Инструкция в этой части весьма бедна, хотя и более чем достаточна для опытных моделистов. Поэтому дополнительно рекомендуется следующее: оковки вант-путенс-юферсов выполняется согласно рекомендаций инструкции, а вот сами вант-путенсы делаются из бронзовой проволоки - соответствующей, несколько короче прилагаемых в наборе, длинны, но с колечками на обоих сторонах.
Завершение работы по корабельным орудиям не вызывает никаких сложностей, хотя среднего уровня моделист может иметь трудности с их обвязкой соответствующей системой талей. Фактически, не рекомендуется для столь малых в этом масштабе орудий выполнять полную обвязку, т.к. это может привести к перенасыщенности и неправдоподобному виду модели. Более, чем достаточным, является установка только брюка. И опять, на этом этапе видится некоторый недостаток информации, представленной в документации набора, касающийся корронад на ахтердеке.
Законченный и полностью оборудованный корпус модели, на котором можно остановить работу, представлен на Рис. 23.

 

Если места под модель немного, то на этом этапе можно остановиться

Рис. 23. Если места под модель немного, то на этом этапе можно остановиться.

 

Рангоут

Обычно главные мачты имеют квадратный шпор, а многие из рей имеют октагональное (восьмиугольное) сечение в средней части. Рассматриваемый набор, наконец-то, разработан правильно: для изготовления всех этих элементов рангоута предусмотрены деревянные заготовки квадратного сечения. В этом случае единственную дополнительную сложность представляет только их токарная обработка в наиболее распространенных трехкулачковых самоцентрирующихся патронах. И снова видится не самым лучшим выбором применение для заготовок рангоута древесины бука. Можно предвидеть, что со временем, особенно в случае неудовлетворительных условий хранения модели, может произойти некоторое искривление рангоута.
Изготовление элементов рангоута не сложно, но, как обычно, следует обратить внимание на остроту используемого для работы инструмента.
Верхние части (стеньги, лонга-салинги, краспицы, эзельгофты и др. - прим.) мачт требуют весьма деликатной и осторожной обработки, особенно при сверлении соответствующих отверстий: чуть больше усилие - и в руках обломки.
Дополнительный момент: мачты должны быть полностью собраны от шпора до флагштока перед их установкой в корпус. При этом необходимо помнить о наклоне мачт, чтобы под соответствующим углом - параллельно ватерлинии - установить все поперечные детали.
Таким образом, правильное изготовление и сборка рангоута - дело посложнее и побольше, чем на один выходной. Вулинги накладываются на мачты по стандартной схеме: начальная петля, пять оборотов вокруг, проход через петлю и затянуть петлю под вулинг. Капелька клея позволит отрезать кончик нитки практически заподлицо с вулингом. Бугели можно сымитировать черной бумажной полоской соответствующей ширины, причем, предпочтителен черный исходный материал вместо просто окрашенного черным по поверхности - не потребуется подкраска торцов.
Все мачты имеют натуральный цвет дерева, кроме окрашенных матовым черным частей от чиксов до эзельгофтов включительно (Рис. 24). На Рис. 25 показан собранный и подготовленный к установке бушприт.

Фок Мачта. Собранные грот и бизань

Рис. 24. Элементы фок-мачты. Грот и бизань собраны.

 

Рис. 25. Бушприт.

 

Многие из рей, как упоминалось выше, сделаны из деревянных реек-заготовок квадратного сечения. Каждая заготовка предварительно сужается от середины к концам любым известным способом, затем ребра снимаются для придания заготовке октагонального сечения. После этого размечается центральная часть и обе стороны вне этой части дополнительно обрабатываются для придания им круглого сечения (Рис. 26).

Реи с блоками и пертами

Рис. 26. Реи с блоками и пертами.

 

Полезно и удобно до установки на место оснастить реи соответствующими блоками, пертами и прочими необходимыми снастями, хотя, если следовать инструкции, это можно сделать и чуть позже, правда, с несколько большими трудностями.
На Рис. 27 показана модель, подготовленная у установке стоячего такелажа.

Модель до такелажных работ

Рис. 27. Модель перед началом такелажных работ.

 

Стоячий такелаж

В наборе представлено четыре типоразмера ниток для такелажа, но, к сожалению, все слишком светлого, телесного цвета. Похоже, это будет главной проблемой, если делать стоячий такелаж как и положено - черного или темно-коричневого цвета для имитации просмоленных канатов. В этом случае придется либо заниматься достаточно грязной работой по окраске ниток, либо просто прикупить новые, нужного цвета.
Теперь возникает другая проблема. Историческая справка говорит, что грот- и фок-ванты были сделаны из 1-дюймового троса. Это, конечно же, относится к его окружности, но пересчет в масштабный диаметр дает величину 0,89 мм, а вот инструкция предлагает использовать нить диаметром 1,2 мм, что смотрится слишком уж переразмеренно и грубо. В зависимости от собственного видения и техники выполнения такелажных работ на модели, моделист может использовать нить диаметром 0,8 мм из набора, как самую близкую к требуемой. Но, опять же, самым простым вариантом будет купить нить нужного размера и цвета. Вообще-то, инструкция предлагает переразмеренные материалы для всех вант. Это необходимо принять во внимание, если не хочется повторить одну из самых распространенных ошибок в парусном моделестроении - 'тяжелый верх' модели.
Следует напомнить о необходимости проверки и, при необходимости, прочистки отверстий во всех блоках и юферсах для обеспечения свободного прохода соответствующих элементов такелажа. Дополнительно, для облегчения проводки снастей через отверстия блоков, рекомендуется зафиксировать кончики ниток, мокнув их в цианоакриловый клей и высушив.
Схемы проводки такелажа, данные в чертежах набора, весьма подробны и понятны в смысле порядка его выполнения и в связке с разделом 'Такелаж' ('Rigging') инструкции эта часть строительства модели выполняется настолько просто, насколько только можно ожидать от такого количества деталей и небольшого масштаба. Здесь можно дать только одну дополнительную рекомендацию: часы и кольца перед началом такелажных работ должны быть сняты с рук.
Единственный технический аспект, который может на этом этапе смутить моделиста, это проводка вант брам-стеньг. Представлялось, что эти ванты, начинаясь от верха брам-стеньг, проходят через марсы и заканчиваются на положенном поперек нижних вант и оклетневанном каболкой тросе (ворсте - прим.) с последующей их фиксацией двумя бензелями к соответствующим нижним вантам. Однако COREL провел отличную подготовительную работу по проектированию этой модели в смысле исторической привязки деталей, точно определив для этого проекта, что ванты стеньг доходят только до талрепов, а ниже марсов устанавливаются вант-путенсы.
Установка стоячего такелажа начинается с обвязки бушприта. Прежде всего, устанавливаются ватер-штаг и ватер-бакштаги, которые набиваются талрепами с юферсами (Рис. 28).

 

Ватер-штаги бушприта и бакштаги боканцев

Рис. 28. Ватер-штаги бушприта и бакштаги боканцев.

 

После этого устанавливаются шкентели, элемент, который не часто встречается на моделях. Некоторые источники описывают шкентели, как элемент стоячего такелажа. Реально же шкентели служили для установки и набивки вант, подъема якорей, перемещения тяжелых грузов и шлюпок. Правильно установленные шкентели одеваются на топы так же, как и ванты, но перед последними. Соответствующие им тали проводятся до обухов, установленных на русленях, за которые они и цепляются гаком.
Порядок установки вант на топ мачты прекрасно показан на чертежах. Как обычно, следует обратить внимание на то, чтобы не перетянуть ванты, а затем и вант-путенсы стеньг (Рис. 30). Правильным результатом при набивке вант является достижение незначительного в них напряжения - только чтобы поддерживать их прямолинейную форму, исключив провисание. Поэтому и набивка стень- и брам-вант (Рис. 30) также должна быть произведена очень аккуратно, дабы не 'сломать' линию низлежащих вант. Для упрочнения мест крепления юферсов, вант-путенсы можно слегка промазать эпоксидным клеем. Это поможет значительно уменьшить передаваемую на низлежащие ванты нагрузку.

Рис. 29. Шкентели с талями.

 

Швиц-сарвеки и путенс-ванты грот-мачты

Рис. 30. Швиц-сарвеки и путенс-ванты грот-мачты.

 

Установка выбленок (Рис. 31) всегда была утомительным занятием. В данном случае, мелкий масштаб сводит выбленки ближе друг к другу, поэтому очень полезной будет установка между вантами и мачтой куска картона или плотной бумаги (с горизонтальными параллельными линиями - прим.) для создания фона. Желтоватый либо другой светлый цвет такой подкладки может отлично оттенить черную нить, хотя, за неимением, можно использовать даже белый фон - лучше, чем ничего. Оказывается, что выбленки можно установить в, так сказать, шесть шагов. Каждый шаг - это законченная одна сторона одной из мачт.
Затем устанавливаются штаги. Это позволит укрепить мачты и стеньги в требуемом положении под нужным углом. Следует отметить, что размер тросов грота- и фока-штагов реального судна - 17 и 18 дюймов соответственно, что в масштабе, для модели, дает диаметр 1,4 мм и 1,5 мм.
В руководстве указано, что анапуть-блок, используемый для установки штаг-анапути, должен быть сделан путем модификации 8-ми миллиметрового лонг-такель-блока с двумя отверстиями из набора путем высверливания дополнительных отверстий. Строго говоря, количество отверстий анапуть-блока равно ровно половине количества концов штаг-анапути. Поэтому, в стандартном лонг-такель-блоке следует дополнительно проделать два отверстия. Однако совсем не сложно из подходящего материала сделать анапуть-блок 'с нуля' и даже с большим количеством отверстий. Эти блоки несколько переразмерены по длине, хотя, с другой стороны, это позволяет избежать непрезентабельного нагромождения концов штаг-анапути, проходящих через этот блок. Штаг-анапуть с анапуть-блоком показаны на Рис. 32.

Ванты с выбленками и бакштаги, установленные на русленях

Рис. 31. Ванты с выбленками и бакштаги, установленные на русленях.

 

Штаг-анапуть с анапуть-блоком и вязка штага и лось-штага

Рис. 32. Штаг-анапуть с анапуть-блоком и вязка штага и лось-штага.

 

 

После этого устанавливаются бакштаги (Рис. 31).
Модель, вооруженная стоячим такелажем, изображена на рис. 1.33.

 

Стоячий такелаж

Рис. 33. Стоячий такелаж.

 

Бегучий такелаж

И опять следует строго придерживаться нумерологическай последовательности установки бегучего такелажа, предлагаемой в инструкции, Информация о точках, куда надо заводить ходовые концы соответствующих снастей, 'размазана' между чертежами и инструкцией, так что нужно серьезно подготовиться к этому этапу работы и распланировать его от начала до конца. Информации, откровенно говоря, достаточно. Просто ее надо разложить по полочкам.
Единственный момент, который никак не отображен в документации и который обойти невозможно, это вопрос о том, что делать с ходовым концом после его закрепления в нужном месте. Есть два, одинаково используемых варианта решения этого вопроса. Если ходовой конец снасти крепится за кофель-нагель, то, как обычно, этот конец после фиксации клеем обрезается как можно ближе к кофель-нагелю, а на последний дополнительно вешается отдельно сделанная и отформированная бухточка такого же самого 'троса'. Снасти же, которые крепятся за релинги, кнехты или нижние выбленки, должна быть обрезаны немножко дальше, на палубе, и там же они прикрываются отдельно сделанной бухтой троса, свободно лежащей на палубе.
Весь бегучий такелаж был выполнен с использованием светло-коричневых оригинальных ниток из набора.

 

Финальная деталировка

Обвязываются и устанавливаются на место якоря, снасти крепления флагов, фонари.
После этого модель следует внимательно осмотреть, дабы убедится, что не пропущено никаких существенных деталей. Следуя широко распространенной практике и в случае наличия хорошего зеркального фотоаппарата, можно, установив на него макрообъектив, просмотреть модель через видоискатель. Удивительно, но такое сконцентрированное и увеличенное изображение может принести много сюрпризов, в т.ч. и неприятных.
Придание флагам естественного вида развевающихся на ветру полотнищ является достаточно сложной задачей, тем более, что флаги из набора выполнены из слишком жесткого, негнущегося материала. Во всех случаях, ненатурально развевающиеся куски материала, как бы имитирующие флаги, никоим образом не могут повысить уровень презентабельности модели. В то же время, ни в коем случае нельзя забывать о необходимости проводки фалов флагов.
Несколько дополнительных деталей и элементов бегучего такелажа полностью законченной модели можно видеть на Рис. с 34 по 37.

Бегучий такелаж бушприта

Рис. 34. Бегучий такелаж бушприта.

 

Галсы, шкоты и гитовы фока-рея

Рис. 35. Галсы, шкоты и гитовы фока-рея.

 

Грота-рей со шкотом грот-марселя

Рис. 36. Грота-рей со шкотом грот-марселя.

 

Грот-стеньга и грот-марса-рей

Рис. 37. Грот-стеньга и грот-марса-рей.

 

 

Выводы

Несмотря на то, что COREL упоминает менее опытных моделистов в своем руководстве, этот набор, похоже, не может быть рекомендован тем, кто до этого не попробовал свои силы на других моделях.
Как уже упоминалось, сами по себе буковые заготовки набора просто отличного качества, однако для изготовления рей или некоторых мелких деталей предпочтителен подбор другого вида древесины.
Отсутствие черной нити в наборе такого класса не может вызвать ничего, кроме удивления.
Красочный 'путеводитель'-инструкция был бы по настоящему оправдан, если бы был составлен с приоритетом, последовательностью номеров, а не цветов, и, возможно, моментами даже превращаясь в список деталей. Да и список деталей был бы несравнимо удобнее, если бы в нем было указано количество деталей, представляемых набором или требуемым к выполнению.
В то же время следует отметить, что проведенные фирмой-производителем исследования, результатом которых стал этот набор, были значительно глубже и шире обычных, что позволило создать действительно отличную модель. Тем более, все это портится из-за некоторых узких мест в описании такелажа.
Чертежи, сами по себе, выполнены отлично, хотя и не помешало бы добавить некоторые детали по бегучему такелажу. Одновременно, следует отметить, что эти чертежи можно спокойно использовать, как наиболее полно представляющие парусный корабль HMS Bellona, для постройки модели большего масштаба.
Качество материалов набора в общем хорошее, неплохое и качество готовых дельных вещей, хотя их количество - ровно в обрез на одну модель. Поэтому работа с этими элементами должна быть достаточно аккуратной и внимательной, чтобы не поломать их.
Стоит ли браться? Конечно. Безусловно. Однако не следует думать, что хороший результат может быть достигнут легко или быстро. Реально, эта модель потребует определенного напряжения ума и умения. Этот набор - не из серии 'слепи-в-кучу' и для качественного изготовления модели потребуется значительное количество терпения.
Соотношение цена-качество? Достаточно неплохое, только стоит еще потратить небольшую сумму на черные нитки, если не хочется пачкать руки с окраской ниток из набора.
И вообще, из этого набора вполне возможно сделать модель, с которой не стыдно будет даже пойти на выставку.

 

Литература
'74-gun ship Bellona' by Brian Lavery, published by Conway Maritime Press ISBN: 0851779166
'The Masting and Rigging of English Ships of War, 1625-1860' by James Lees, published by Conway Maritime Press ISBN: 0870219480

 

 

По материалам книги The Period Ship Handbook 3


Статьи на тему:
29.12.2022Vanguard от Amati - обзор постройки.
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
24.11.2010Обзор постройки модели MIRAGE из набора COREL
14.03.2008Обзор постройки модели парусника San Juan Nepomuceno (Artesania Latina)
25.02.2005Изготовление голландского пинаса 1665 года на основе набора Berlin фирмы COREL
26.08.2004HMS Victory. Модель фирмы COREL
25.03.2004Корабль Prins Willem. Модель фирмы COREL
29.01.200474-х пушечный корабль HMS Bellona фирмы COREL
08.01.2004HMS Victory Сечение. Модель фирмы COREL.Постройка модели мидель-шпангоута
21.01.2003Парусник San Juan Nepomuceno. Модель корабля фирмы Artesania Latina