7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Еще раз о китайском судостроении

Еще раз о китайском судостроении

Теги: китайские корабли

Здравствуйте, друзья и коллеги!

Предлагаю вниманию почтеннейшей публики подборку фотографий, имеющих отношение к истории и современному состоянию самобытного китайского судостроения. Хотя я и не занимался специальным изучением этой темы, мне она особенно близка, т.к. по роду основных занятий я китаевед.

 

То, что судостроение и мореплавание получили в Древнем Китае большое развитие – исторический факт. Даже если относить к 100-процентным выдумкам рассказы Марко Поло (13 в.) о джонках, бравших на борт по 3 тысячи человек, остаются многочисленные исторические документы и археологические находки, сомнения в своей подлинности и достоверности не вызывающие. К примеру, средневековые китайские документы о плаваниях послов Поднебесной в Японию и Индокитай. Еще один пример: в начале 1990х в «Клубе путешественников» показывали американский многосерийный документальный фильм «Человек Пацифиды» об исторических связях народов Азиатско-Тихоокеанского региона. Добротный был фильм, с хорошим грамотным переводом, вступительное слово к каждой серии читал известный наш ученый-востоковед М. В. Крюков. Хорошо помню, как меня поразил вид детали средневекового китайского судна, поднятой со дна морского у берегов Таиланда. По словам ведущего, эта деталь длиной около 10 м была выполнена из цельного древесного ствола и после долгих дискуссий была признана баллером руля.

В прошлом году в издательстве «Эксмо» вышла книга Г. Мензиса «1421. Год, когда Китай открыл мир». Занятное чтиво, скажу я вам. Автор берет исторический факт: снаряжение нескольких морских экспедиций во главе с Чжэн Хэ в годы правления третьего императора династии Мин Чэн-цзу (1403-1425). Далее Мензис включает воображение и рассказывает о том, что китайцы не только избороздили на своих гигантских девятимачтовых «великих сокровищницах» акваторию Тихого и Индийского океанов, подчинили все существовавшие здесь народы и государства, колонизировали побережье всех трех Америк и Австралии, но и чуть ли не совершили кругосветное плавание!

На самом деле с Чжэн Хэ не все ясно даже китайцам. Вопрос о том, насколько далеко ему действительно удалось заплыть и какие подтверждения этому удалось привезти, остается предметом дискуссий. Другое дело, что плавания эти уже в 16 в. обросли в Китае множеством небылиц и легенд, на основе которых был даже написан авантюрный роман «Сиян-цзи» («Путешествия по Западному океану»).

Нынешним китайцам свойственно стремление к преувеличению достижений своей цивилизации. Такое желание понятно: великая нация всеми способами стремится к лидерству в глобальном масштабе. Чжэн Хэ становится в Китае чрезвычайно популярной исторической личностью:

Китай торжественно отметит 600-летие кругосветного плавания Чжэн Хэ


В 2005 году Китай будет торжественно отмечать 600-летие кругосветной морской экспедиции знаменитого китайского мореплавателя Чжэн Хэ. Уже создана специальная группа по организации торжеств во главе с министром коммуникаций Китая Чжан Чуньсянем. По сообщению представителя этой группы Яо Миндэ, в программу мероприятий войдут международная морская ярмарка, научные симпозиумы в Шанхае и юбилейное собрание в Пекине. Кроме того, в восточнокитайских провинциях Фуцзянь и Цзянсу снимают телефильмы, посвященные этой теме. Как подчеркнул Яо Миндэ, все перечисленные мероприятия будут пронизаны патриотизмом и духом благородства китайской нации.

 

Чжэн Хэ - великий мореплаватель династии Мин (1368 - 1644 гг.). Крупная флотилия под его началом совершила 7 морских экспедиций, посетив в общей сложности более 30 стран и регионов Азии и Африки.

Теперь и иностранные авторы начинают лепить из Китая «Родину слонов и кругосветных мореплавателей»!

 

Теперь непосредственно о судах, изображенных на моих фото ниже. Особенно интересными считаю снимки небольших лодок, сделанные мною в разных областях КНР. Это типы подлинно китайских маломерных речных и морских судов, выполненных из дерева по традиционной технологии:

«Лодки шаньдунских рыбаков». Снимок сделан в сентябре 1993 г. у берегов восточно-китайской провинции Шаньдун в районе порта Шидао. Лодки имеют в длину не более 10 метров. Парусное вооружение отсутствует, оснащены мотором от мини-трактора мощностью 16-24 л/с. Управление – примитивный руль. На таких лодках местные рыбаки уходят на расстояние до 70 км от берега. Меня на такой посудине возили на прибрежные острова. Пытался править – трудно! Чтобы удержаться на курсе, румпель приходилось удерживать руками и ногами.

«Сычуаньская речная лодка». На самом деле такой тип распространен по всему Южному Китаю. Данная лодка была сфотографирована на реке Миньцзян в г. Лэшань провинции Сычуань в мае 2005 года.

«Прогулочные лодки в Сучжоу», «Грузовая лодка в Сучжоу». Сучжоу в провинции Цзянсу – китайская Венеция. Здесь, в принципе, видим тот же тип лодок, но в первом случае это лодка, так сказать, туристическая, облагороженная. Во втором случае стоит  обратить внимание на способ гребли.

 

Теперь о моделях. Все модели китайских парусных джонок, запечатленные на снимках, хранятся в Военном музее в Пекине. Фото не ахти какого качества, освещение было неважное, фотоаппарат – детский 3х-меговый цифровичок. Особый интерес у меня вызвала модель вооруженной речной джонки конца 17 в., выставленная в экспозиции «Война с русскими захватчиками за Якса» (имеются ввиду боевые действия превосходящих сил Цинского Китая против опорных пунктов русского влияния в долине Амура в 17 в., самый известный эпизод – оборона Албазина). Сделать снимок этой модели крупным планом не удалось…

Попытки создания в Китае парового броненосного флота в конце 19 в. – отдельная интересная тема. В том же музее пытался снять большую модель броненосца «Чжэн Юань» германской постройки. Не получилось – сплошные блики. Корабль участвовал в неудачной для Китая войне с Японией в 1894-95 гг., был захвачен японцами и впоследствии, в 1904-05 гг., воевал против русского флота под именем «Чин Иен». Интересно, что в прошлом году китайцы построили полноразмерную копию корабля для установки то ли в Даляне, то ли в Люйшуне (бывший Порт-Артур). Снимки этой гигантской модели есть на сайте http://www.beiyang.org/. Одно можно сказать – корпус сварной, поэтому впечатления старины этот новодел производить точно не будет. Хотя, какие сейчас могут быть заклепки? И технологии такой, поди, уже нет…

Пара снимков, сделанных в Музее Бэйянской эскадры на острове Люгундао в порту Вэйхай провинции Шаньдун. Бывшая главная база цинского Северного флота, в состав которого входили «Чжэн Юань» и его sister-ship – «Дин Юань». Я посетил этот музей в 1993 г. На первом снимке – артиллерийская позиция на господствующей высоте острова. Бетонные укрепления построены в конце 19 в. под руководством немецкого инженера фон Ганекена. Пушка новодельная, бетонная.  На втором снимке – подлинные элементы вооружения и механизмы с броненосного крейсера «Цзи Юань», погибшего в сражении при устье р. Ялу в 1894 г. Подняты в 1988 г. – якоря, орудия главного калибра, шлюпбалка, кожух цилиндра главной паровой машины. На той же площадке, помниться, сильно позабавила ржавая торпеда с табличкой следующего содержания: «Торпеда английского производства, выпущенная с японского корабля. Свидетельство враждебности политики ведущих империалистических держав, вооружавших Японию». Забыли, что у самих половина кораблей была выстроена на английских верфях!


Лодки шаньдунских рыбаков

Сычуаньская речная лодка

Прогулочные лодки в Сучжоу

Грузовая лодка в Сучжоу

Модели китайских парусных джонок

Модели китайских парусных джонок

Модели китайских парусных джонок

Модели китайских парусных джонок

Война с русскими захватчиками за Якса

Люгундао

Люгундао

модель броненосца Чжэн Юань

Не мог не добавить снимки своих работ. Первое направление работы – создание миниатюрных «полумоделей», которые можно крепить в качестве украшений-магнитов. Таковых на данный момент 5 – «Галеон 16 в.» (под «Веселым Роджером»), «Сибирский коч 17 в.», «Флейт нач.17в.», «Каравелла 15 в.» и «Древнегреческое судно». В работе находится «Фрегат 18 в.».

Судомоделизмом начал интересоваться еще в школьные годы, однако имею всего одну законченную работу – транспорт «Байкал». Построена за 3 месяца сезонного отпуска в 2004-2005 гг. Все сделано своими руками, никаких kit’ов. Модель выполнена по технологии «монолитный корпус», основа – ель, обшивка – красное дерево и орех. Также использованы имбайя и береза. Полное отсутствие металла – пушки и те деревянные, окрашены под чугун. Длина с бушпритом – 28 см, высота «от киля до клотика» - 18 см.

Выбор объекта моделирования достаточно банален, но уж больно мне интересна тема исследования дальневосточных вод в 19 в.!


Древнегреческое судно

Транспорт Байкал

Эскадра моих полумоделей

© Дмитрий Ершов, 2005

© www.shipmodeling.ru


Статьи на тему:
01.10.2013Самая лучшая шлюпка
22.01.2013Сборные деревянные модели кораблей из Китая. Обзор и сравнение с европейскими.