7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра. Часть 3

Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра. Часть 3

Теги: рангоут

 Часть1  Часть 2  Часть 3  

 

Для наиболее полного описания действий экипажа судна при взятии рифов и уборке парусов ниже приведены командные слова, отдаваемые старшим офицером или вахтенным начальником. Данные команды были регламентированы приказом Его Императорского Высочества Генерала-Адмирала от 21 апреля 1862 года №59. Жирным шрифтом выделены непосредственно команды, отдаваемые старшим офицером или вахтенным начальником, курсивом – частные распоряжения офицеров заведующих мачтами, данные распоряжения использовались для определения моментов каждого действия и их последовательности. Знак + означает, что команда должна произноситься тотчас за предыдущей, команды, не имеющие такого знака, произносились по завершении предыдущего действия. Далее изложены непосредственно сами действия, выполняемые по командам. В круглых скобках приведены дополнения и пояснения автора.

 

Взятие рифов у марселей.

(В качестве частного примера: действие осуществлялось на корабле, идущем бейдевинд, имея брамсели и необходимо взять два рифа).


Всех наверх рифы брать! Два рифа взять марсовые на марс!

(Во всех случаях, когда необходимо было посылать людей на марсы или салинги, подавалась команда «марсовые на марс» или «салинговые по салингам», но чтобы подготовить людей к выполнению конкретного действия, предварительно указывалось, что будет делаться, в данном случае «два рифа взять». Если отдавалась команда взять непосредственно два или три рифа, то сначала брали 1-й, затем 2-й и после этого 3-й риф. Штык-болты каждого рифа клали по очереди, а риф-сезни продевали под все три риф-леера. Если у марселя уже взят один риф и отдана команда «третий риф взять», то брали последовательно 2-й и 3-й рифы.)

Марсовые, поднявшись на марсы по наветренным вантам, становились на эзельгофты и выбленки стень-вант, внизу вытягивали и завертывали брам-гитовы, брали на руки брам-шкоты (во время взятия рифов брам-шкоты должны быть туго вытянуты, чтобы брамсели не трепало и шкотами не било штык-болтных), становились на наветренные марса-брасы, марса-гитовы и марса-бык-горденя, раздергивали риф-тали, выбирали на марсы марса-топенанты и готовились отдать марса-фалы, подветренные марса-брасы и булиня.

 

Когда марсовые подымались на марс:

Марса-булиня раздернуть, марса брасы (наветренные) тянуть!

Отдавали подветренный марса-брас и тянули наветренный, отводя марса-реи от стень-вант.

 

Когда марса-реи отходили от стень-вант и паруса начинали полоскать:

Марса-фалы отдай!

По этой команде переводили топенанты и отдавали марса-фалы и брам-шкоты; марса-реи при этом опускались вниз и садились на топенанты.
Офицер, заведующий мачтой – тянуть  риф-тали;

Сразу после этого внизу тянули риф-тали; марсовые подымали лисель-спирты и разбегались по реям брать указанное число рифов.

(Штык-болтные садились верхом на ноках за топенантами,  марсовые за риф-штерты подтягивали и брали на руки риф-леер; штык-болтные отдавали концы штык-болтов и подтягивали за них риф-кренгельсы, потом все, повернувшись лицом на подветренную сторону, подавали парус на ветер для облегчения вязки наветренного штык-болта. Когда у наветренного штык-болта было положено и обтянуто два шлага, все люди на рее подавали парус на подветренный нок и вязали подветренный штык-болт. Так поступали потому, что ветром отдувает парус от наветренного нока и если взять сперва подветренный штык-болт, то наветренный штык-болт положить на месте было уже невозможно – марселем его оттягивало от нока. Затем люди вязали риф-сезни или продевали риф-сезни под риф-леера и застегивали на клеванты.).

После того как у второго рифа были взяты штык-болты, офицер, заведующий мачтой, -  риф-тали раздергивать;

По взятии рифов люди без команды сходили с реев, при этом штык-болтные опускали лисель-спирты.

 

Когда марсовые сходили с реев:

С марсов долой!

 

Ставили марсели:

На марса-фалы! Марса-фалы подымай!

(Подветренные брасы при этом отдавали, а наветренные понемногу травили, чтобы рей не терло о подветренные стень-ванты. Брам-шкоты, марса-гитовы, риф-тали во время подъема марса-фалов должны быть отданы, а брам-фалы подтравлены, чтобы по постановке марселей брам-шкоты дошли до места).

 

Когда марса-реи вставали на место:
Брам-шкоты тянуть! Брам-фалы подымай!
(Тянули брам-шкоты и брам-фалы одновременно, стараясь первые дотянуть до места раньше последних).

Когда боковые шкаторины брамселей вытягивались, офицер, заведующий мачтой, стопорил: брам-фал;

 

Когда паруса были поставлены:

Подвахтенным вниз!

Подвахтенные сходили вниз по свистку боцмана, а вахтенные оставались поправлять реи, укладывать снасти и проч.

 

Марса-топенанты вытянуть! +Булиня прихватить!

(Когда марсели поставлены, в крепкий ветер для уменьшения нагрузки на марса-реи наветренные марса-топенанты вытягивали как можно туже, а подветренные марса-брасы подтравливали, чтобы при качке марса-реи имели движение).

 

Снасти разобрать!

После этого брасопили реи, придавая им нужный угол.

 

Взятие рифов у нижних парусов.

Прежде, чем брать рифы у нижних парусов, их брали на гитовы. Затем командовали:
Фок и грот готовить, рифы брать, ноковые на марс!
По два ноковых шли на марсы, расходились по реям и заводили риф-горденя или особые риф-шкентели: блоки их вязали за шейки ноковых бугелей, а концы ввязывали в кренгельсы второго рифа на боковой шкаторине паруса.

 

Когда горденя были ввязаны:

Один риф взять! На фок и грот!

Марсовые шли на фок и грот-реи, на палубе в это время подымали лисель-спирты и тянули  риф-горденя, а нок-горденя и гитовы несколько ослабляли. Марсовые, придя на рей, брали рифы как у марселей и сходили вниз без команды.

На палубе опускали лисель-спирты и ставили парус.

 

Взятие рифов у бизани.

У бизани рифы брались по приказанию: у бизани один (два) риф взять!

Ютовый офицер ставил людей на дирик-фал, гардель и вдоль бизани, которую брали за нижнюю шкаторину для осаживания паруса. Затем травили шкот, дирик-фал, гардель и осаживали гафель эринс-бакштагами и коренными гитовыми сколько нужно для взятия указанного числа рифов и по мере того, как бизань опускалась, ее нижнюю шкаторину складывали по всей длине, а образовавшуюся мякоть завязывали рифами. Затем перекладывали шкот, галс и по распоряжению ютового офицера подымали гардель и дирик-фал так, чтобы галсовый кренгельс пришелся напротив усов гика. Чтобы у зарифленной бизани не растрепало ветром шкотовый угол, кренгельс взятого рифа надежно прихватывали к кренгельсу шкотового угла.

Также пирменяли другой способ: предварительно брали бизань на гитовы, гафель опускали почти до палубы. Раздернув нижние гитовы, растягивали нижнюю шкаторину бизани по палубе, перекладывали шкот и галс в кренгельсы соответствующего рифа и вязали риф-сезни. При этом нижнюю шкаторину не катали в трубку, чтобы предотвратить скопление в ней воды. Затем ставили бизань как обыкновенно.

Если приказано брать прямо второй риф, то сначала вязали все риф-сезни первого рифа, а затем риф-сезни второго. Шкот и галс перекладывали сразу в кренгельсы второго рифа.

Опускали гафель обычно в наклонном положении, т.е как он стоял – ноком вверх, а подымали в горизонтальном и когда гардель вытягивали до места, дирик-фалом придавали гафелю надлежащий уклон.

 

 

Уборка парусов.

Уборка и крепление марселей.

В качестве примера приведены команды, подаваемые в случае, когда марсели крепятся в крепкий ветер, корабль идет в бейдевинд левым галсом в четыре рифа и нужно закрепить фор-марсель и крюйсель.

Фор-марсель и крюйсель крепить! Марсовые на марс!

Фор-марсовые и крюйсельные шли по наветренным вантам на марс, в это время люди становились на наветренные марса-гитовы, бык-гордени и марса-брасы; для отдачи на марса-фалы и булиня и травить наветренные шкоты.

 

Когда все вставали на места:

Марса-шкоты с левой травить! + Гитовы тянуть! + Марса-фалы отдай!

 

Когда наветренные марса-гитовы дотягивали до места:

Марса-шкоты с правой травить! + Марса-брасы тянуть!

По мере вытравливания подветренных марса-шкотов, подтягивали соответствующие марса-гитовы и бык-гордени. Затем тянули наветренные марса-брасы, чтоб отделить рей от стень-вант и обрасопить  почти по ветру.

 

По окончании этих работ:

Лисель-спирты поднять! + По реям!

Подымали одновременно лисель-спирты, марсовые разбегались по реям крепить паруса.
(Непосредственно работа по креплению марселя заключалась в следующем: когда марсель был взят на гитовы, марса-бык-горденя подтягивали под салинг, люди на рее растягивали боковую шкаторину, штык-болтные раздергивали риф-тали, мякоть паруса подавали к середине рея и топовые укладывали эту мякоть в рубашку. Затем на палубе травили марса-бык-горденя и топовые укладывали в рубашку опускающуюся сверху мякоть паруса. Люди на рее, растянув боковую шкаторину паруса по лееру, закатывали его к шкаторине, укладывая риф-сезни внутрь, и крепили обносными сезнями. Образовавшуюся в  середине рея рубашку закрепляли крестовыми сезнями. Саму боковую шкаторину, шпрюйты булиней и блоки риф-талей в боковую шкаторину не закатывали, а оставляли снаружи. Шкотовые углы – лытки - выводили наружу рубашки, туго её ими обгибали и прихватывали штертом к шейкам драйреп-блоков (Рис.18). Булиня пристопоривали к драйреп-блокам и к боргу на марсе.)

 

Уборка парусов

Рис. 18. Уборка парусов.

 

Когда марсели были закреплены:

С марсов долой!

Марсовые сходили с реев и марсов и опускали лисель спирты.

В случае крепления незарифленных марселей, например при постановке на якорь, иногда использовали такой способ: брали второй риф, пропуская первый, а затем крепили парус, закрывая его образовавшейся от рифов складкой. Такой способ считался более удобным и красивым.

 

Уборка фока.

(В бейдевинд в крепкий ветер)

 

На фока-гитовы и гордени на правую! (На наветренные)

Вахтенные становились на наветренные фока-гитовы, горденя и анапуть, травить фока-галс и отдавать булинь.

 

Фока-галс травить, гитов с правой тянуть!

Отдавали булинь, травили фока-галс и тянули гитовы, гордени и анапуть сколько позволяла нижняя шкаторина.

 

Когда гитовы и нок-горденя подтягивали до места:

Фока-шкот травить!

Травили фока-шкот и одновременно подтягивали гитовы, гордени и анапуть, дабы не дать парусу заполоскать.

Затем аналогично убирали подветренную часть паруса.

Убранный парус крепили аналогично марселям: растянув вдоль рея боковые шкаторины туго закатывали парус, заправляя булинь-шпрюйты и риф сезни вдоль рея, затем вязали обносные сезни. Закрепив парус опускали лисель-спирты, пристопоривали к боргу у рея нок- и бык-горденя, прихватывали фока-булиня к огону штага над реем и обтягивали.

 

Уборка грота

Грот убирался аналогично фоку с той лишь разницей, что при взятии на гитовы в бейдевинд в свежий ветер подветренная часть грота убиралась обычно с большими пузырями и поэтому была необходимость посылать людей на рей прихватывать отдувшиеся места.

(Некоторые моряки предпочитали начинать уборку фока и грота наоборот – с подветренных шкота и галса).

 

Уборка брамселей

 

На брамсели!

Салинговые шли крепить брамсели; внизу становились на брам-гитовы и для отдачи на брам-шкоты, фалы и подветренные брасы.

 

Когда салинговые взбегали на салинги:

Брам-шкоты с левой (подветром) и фалы отдай!

Отдавали подветренные брам-шкоты и тянули наветренный брас, тогда парус обезветривался, тянули на обеих сторонах гитовы, и рей с отданным фалом шел вниз.

 

Когда брам-шкоты с левой дотягивали:
Офицер, заведующий мачтой:  отдать брам-шкоты с правой;

Когда рей становился на место, салинговые расходились по рею и крепили брамсели, начиная с ноков, аналогично нижним парусам, затем без команды сходили с рея.

(На фордевинд или в бакштаг сначала отдавали брам-фалы и когда реи садились на топенанты, по распоряжению офицера одновременно с обеих сторон отдавали брам-шкоты).

 

Уборка бом-брамселей

 

На бом-брамсели! + На бом-кливер нирал!

Бом-брамсели убирали аналогично брамселям.

 

Когда люди взбегали на бом-салинги:

Бом-брам шкоты и фалы отдай! + Бом-кливер долой!

 

Если бом-брамсели были летучие, то последняя команда звучала так: «Бом-брамсели, бом-кливер долой!». Крепили летучие бом-брамсели следующим образом: когда рей вставал у стень-вант, то к его нокам прикладывали шкотовые углы и парус катали лицевой стороной внутрь (все прямые паруса закатывают лицевой стороной наружу). Когда бом-брамсель был закатан, его перевязывали ворсой. В убранном состоянии бом-брамсель ставили по правой или левой задней стень-ванте, для чего на них делали по две стропки – для верхнего и нижнего ноков.

В русском военном флоте количество людей, выполнявших все работы действия и работы на корабле и их обязанности определялось Росписаниями. По назначению они разделялись на боевые, авральные, абордажные, пожарные, шлюпочные, вахтенные, десантные, а также росписания для совершения различных действий, как то: сниматься с якоря, отдавать паруса для просушки, поднимать рея, брать рифы и пр.

Для крепления парусов потребное количество людей, посылаемых на реи, обычно расчитывалось следующим образом:

Для нижних парусов – по одному человеку на каждый сезень и по два человека к топу с каждой стороны для уборки лыток и рубашки. То есть если у фока было 9 сезней с каждого нока, то на каждую сторону рея шло 9 + 2 =11 человек.

Для марселей расчет аналогичный, но для уборки лыток и рубашки у больших марселей посылали на одного человека  с каждой стороны больше.

Для крепления брамселей посылали по одному человеку на каждый сезень, а для крепления лыток и рубашки отдельных людей не назначали.

Для уборки брамселей наверх посылали обычно 6 человек.

Брать рифы обычно посылали столько же людей, сколько и для уборки парусов.

 

Заключение

Считаю необходимым отметить, что приведенные в данной публикации способы отакелаживания парусов, варианты проводки такелажа, команды и действия экипажа относятся к Русскому военному флоту  XIX столетия. Более того, это всего лишь рекомендации, изложенные в различного рода Морских практиках, являющихся по сути учебными пособиями. Насколько их придерживались в реальности, точно сказать сложно. Чтобы излишне не перегружать статью, мной также были  опущены некоторые подробности и промежуточные действия в ходе описания работ по уменьшению парусности судна. Безспорно, на флотах других держав и в иные исторические промежутки присутствовали некоторые отличия и иные приемы, но, тем не менее, общий принцип уборки парусов и взятия рифов остается неизменным. В статье я  намеренно не упоминал о применявшихся во второй половине XIX века двойных марселях и брамселях, о парусах системы Каннингэма и им подобных. Подробное описание устройства и принципа действия этих парусов может явиться материалом для совершенно иной публикации.

 

Использованная литература:

1. Гамалея П., Опыт морской практики, в двух частях, Санкт-Петербург, Морская типография, 1804;
2. Посьет К., Вооружение военных судов с атласом чертежей, Санкт-Петербург, Типография Морского Кадетского Корпуса, 1857;
3. Петрушевский В. Курс морскаго дела для учебнаго корабля, Санкт-Петербург, типография Морскаго Министерства в Главном Адмиралтействе, 1891;
4. Сарычев. И., Объяснение к атласу чертежей морской практики, Санкт-Петербург, Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1889;
5. Березин Е. Морская практика,  ч. I и II, Санкт-Петербург, типография Морскаго Министерства в Главном Адмиралтействе, 1875;
6. Федорович П. Морская практика для юнгов и воспитаников мореходных школ, ч. I и II, Санкт-Петербург, типография Морскаго Министерства в Главном Адмиралтействе, 1872;
7. David R MacCregor  “ FAST SAILING SHIPS  Their design and constructions, 1775-1875”, London, Conway Maritime Press Ltd, 1988


Владислав Бабкин, 2006

 

 Часть1  Часть 2  Часть 3  


Статьи на тему:
25.11.2013Чертежи рангоута H.M.A.V. "Bounty"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
15.10.0006Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра
30.09.0004Развитие рангоута русских кораблей
11.03.0003Последовательность вооружения парусных судов русского флота первой половины XIX века
06.11.0002Таблица размеров мачт, стеньг, реев, парусов
01.01.1970Рангоут для HMS Victory масштаб 1:96
01.01.1970Рангоут для модели Revenge масштаб 1:96
01.01.1970Рангоут для Santa Maria и Nina масштаб 1:96
01.01.1970The 74 gun ship. Том 3. Рангоут, такелаж, паруса.