7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Обзор постройки модели парусника Granado фирмы Amati

Обзор постройки модели парусника Granado фирмы Amati

Теги: Amati, AM1300-02

"Мы все поём о себе.
О чем же нам петь еще"

БГ

Модель парусника Granado от фирмы AmatiНаткнувшись на просторах Сети на эту модель корабля, я сразу понял, что её нужно сделать. Нашел его в тот грустный для себя момент работы над предыдущей моделью парусника, когда вымучивал остатки такелажа простенького шлюпа и осознавал, что работа с нитками - не самое мое любимое занятие. А хотелось большого и светлого, но обвязать трехмачтовый корабль казалось совершенно нереальным предприятием. А Granado – кеч по парусному вооружению, то есть примерно 60-70% такелажа корабля, но настоящего, взрослого! Кроме того, разнообразие артиллерийского вооружения при весьма сдержанной его численности и необычные ямы для бомбических орудий… Очень и очень заманчиво. Но впереди была еще одна коробка с яхтой, и время не поджимало. Удалось даже добыть "Анатомию" по Granado, сначала пиратскую, а потом и бумажную, что окончательно склонила чашу весов на покупку этой модели парусника.

А наборов Granado к тому времени было уже два. Первый - от Jotika. Второй - явно попроще и чуть дешевле - от Amati. Конечно же, я целился на первый, но к моменту полного созревания на приобретение  Jotika в продаже отсутствовала. Перерыв всю Сеть и с целью убедиться, что Amati предлагает вполне приемлемый вариант, и, поворошив набор в магазине, я решился.

Набор

Одно дело реклама - другое товар. Доставив коробку домой, я приступил к ее подробному неспешному изучению. До начала строительства оставалось еще полгода, и можно было постепенно менять мечты  о светлом завтра на раздумья о том, как избежать обнаруживаемых проблем приобретения.

По-видимому, подарив американцам во Вторую Мировую идею пиццы, итальянцы переняли у них искусство упаковки. Коробка модели парусника большая и прочная, треть места занимает специально отгороженное отделение для воздуха (видимо того пьяного воздуха свободы, который некогда сыграл с профессором Плейшнером злую шутку). Остальное пространство, хотя и не разгороженное ничем, вполне сохранно доставило до потребителя содержимое набора, по которому мы и совершим краткий экскурс.

Дерево состоит из реек липы, ореха и танганики. Липа не похожа на американскую из наборов Model Shipways, но и не хуже ее, хотя потребовала некоторого переучивания. Ореховые рейки просто превосходны, даже излишне хороши – практически шлифованные, однотонные, но … только одной ширины, что делает затруднительным аккуратную и по канонам обшивку корпуса. Зато, не трескаясь, они гнулись утюжком в бараний рог даже на сухую! Танганика для палубы не понравилась по трем причинам. Первая -  просто субъективно не понравилась фактура и цвет. Вторая - очень узкие рейки, да еще и с неровными краями, не позволяли сделать правильный раскрой палубы. И третья – рейки всего полмиллиметра толщиной, что сильно усложнило конопатку стыков ватманом. Кругляк на рангоут белого дерева вполне обычный с терпимой овальностью и не гнутый.

Листовое дерево представлено деталями силового каркаса из очень хорошей фанеры и листами орехового шпона. Везде лазерная резка выполнена качественно, без поджогов и ровно, но проектирование раскроя выполнено с колоссальными ошибками, о чем ниже будет помянуто, и не раз. Еще одна беда – в модели парусника ореховый шпон толщиной 1,5 и 2 мм заменен на фанеру, в которой внешние слои из не очень хорошего ореха, а внутренний - береза. Такие листы прочны, но это ФАНЕРА и торцы деталей надо как-то скрывать! Даже догадываясь, какими соображениями руководствовались производители, совершая такую подмену дерева, я не смог простить Amati подлог.

Металлические части разнообразны по технологии и качеству. Фототравленная латунная пластина с мелкими деталями сделана хорошо, деталюшки количественно даны с запасом, но гаки великоваты, на мой взгляд. Пушки из твердого, но хрупкого сплава, омеднены. К сожалению, стыки от форм очень заметны, что вынудило их доводить до ума, а почернить их равномерно оказалось делом почти безнадежным из-за различной восприимчивости металла и покрытия к химреактивам.

Декоративное литье не годится. Во-первых, качество декора не очень хорошее, что, впрочем, типично для литья во всех попадавшихся мне наборах. А, во-вторых, оно существенно не подходит по размерам и посадочным местам к кораблю!
В то время как черные нитки совсем не понравились (очень ворсятся и плохо выделена фактура), бежевые оказались очень приличного качества, количества и разнообразия диаметров.

Различная удобно и аккуратно упакованная мелочевка в целом типовая для наборов. Но и здесь присутствуют колоссальные промахи с размерами. Например, утки раза в полтора-два больше чем положено им быть, в то время как якоря ровно в полтора раза меньше!

Информационное обеспечение

Когда делаешь не первую в своей жизни модель корабля, все больше внимания начинаешь уделять информации о нем: чертежам, исторической достоверности и другим подобным вещам. Поэтому об источниках печатных и непечатных (электронных, а вы что подумали?) следует сказать особо. Granado в этом отношении - кораблик хорошо освещенный в литературе, как по конкретному кораблю, так и общего плана (в том смысле, что это типичный британский боевой корабль 18 века).  В отличие от марксизма здесь мы имеем дело с четырьмя источниками.

Первый. Чертежи в наборе отсутствуют. То, что вложено в коробку, назвать чертежами могу только под пытками. Это схемы сборки. Особенно такие материалы контрастируют с прекрасными вдохновляющими чертежами моделей от Model Shipways. Есть еще книжечка, которая несомненно будет полезна, но только в том случае, если это ваш первый в жизни набор. Ради справедливости стоит отметить очень понятные и удобные схемы разводки такелажа, которые предлагают сделать довольно полный набор такелажа и даже почти без ошибок.

Вторым источником являются материалы из набора Granado от английской фирмы Jotika, доступные на сайте Jotika. Они позволяют оценить разницу в английском и итальянском наборах и сравнение явно не в пользу Amati. Но комплект свободно доступных материалов Jotika не полный.

Третьим источником (и первостепенным по важности) является "Анатомия" Granado, написанная Питером Гудвином – большим и признанным специалистом по корпусам английских кораблей эпохи дерева, но как выяснилось, не всегда точным в вопросах рангоута и такелажа. Во всяком случае, многочисленные альтернативные источники расходятся с его описанием некоторых деталей "двигателя" парусника. "Анатомия" явилась огромным подспорьем в работе над моделью корабля и сильнейшим генератором вдохновения в минуты лени или отчаяния. Хотя одна ляпа этой книги, о которой скажу позже, вообще подорвала доверие к такелажной части "Анатомии" и вынудила обратиться к другим источникам.

Наконец, четвертым источником явились книги  по парусным кораблям, как по отдельным вопросам (корпуса, фитинги, рангоут и такелаж), так и "Анатомии" других парусников. Причем эти книги не только расширяют эрудицию и помогают достичь понимания инженерной мысли того времени, но и дают ответы на массу конкретных вопросов по устройству, форме и размерам многих деталей и элементов.

Исторический аспект

Granado был спущен на воду в 1741 году. Но спроектированный, как бомбическое судно, он был оборудован в шлюп для охраны побережья и нес службу как таковой до 1757 года. И лишь после этого был снова оснащен бомбическими орудиями и принял участие в нескольких сражениях и осадах Семилетней войны, сея гаубичным огнем смерть и разрушения во славу Ее Королевского Величества и на радость британскому империализму. Набор Amati предлагает сделать корабль 1742 года, но он на тот год не был бомбардирским кечем! Jotika честно пишет на коробке: 1757. А я решил ослушаться Адмиралтейство и сделал бомбардирский кеч 1742 года. То есть корабль-призрак или один из систершипов Granado, благо название кораблей в те времена еще на них не писали. Именно по состоянию на 1742 год делался рангоут и такелаж. 

Корпус

Полюбовались на детальки – пора и работу начинать. Модель корабля была заложена почти с боем новогодних Кремлевских курантов - 2 января. Начинать всегда приятно, так как поле, уложенное граблями, еще не хожено и выглядит как очень приятная зеленая лужайка для необременительных прогулок. Но стоит сделать первый шаг и…

Конечно же, это килевая рамка "винтом". Я даже уже не удивляюсь этому факту и совсем не расстраиваюсь. Или карма у меня такая, или все наборы принципиально этим грешат. Курс  лечения привычный – выпрямить, насколько возможно, размоченную рамку, а при сборке обеспечить с помощью стрингеров ее прямое положение. В этом наборе стрингеры не понадобились, так как их заменяет мощная горизонтальная пластина на уровне дна артиллерийских ям. Главное, все склеить в нужном положении и надежно зафиксировать на время высыхания.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 2. Теперь уже почти не заметен винт.

По случаю купил бальзовую досочку и решил попробовать заполнить шпации в носу и корме вставками из бальзы. Метод понравился, хотя бальза, не смотря на свою податливость, потребовала приспособиться к себе и выработать несколько другие манеры обработки, сводящиеся к тому, что бальзу ножом надо как бы пилить, а не строгать. В противном случае из бальзы вырываются куски. Разумеется, что весь инструмент (кроме шкурки) должен быть предельно острым.

Фальшборта из тонкой фанеры никак не хотели становиться по "Анатомии". Это была первая, но отнюдь не последняя деталь модели парусника, которая была "не от этого корабля". Раскрой многих вырезанных элементов в наборе безнадежно испорчен компьютерным вирусом или диверсантами конкурентов. В результате пришлось искать некий мучительный компромисс, который хоть как-то минимизировал дальнейшие работы по исправлению формы фальшборта.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 3. Приклеивание фальшборта.

Черновая липовая обшивка была сделана без особых хлопот, гнул рейки с помощью привезенной из-за океана специальной жидкости для гибки шпона и незаменимого лучшего друга – походного утюжка.

Чистовая обшивка - орех. Прошедши школу двух моделей Model Shipways, я собрался сделать ее с правильным раскладом. В качестве упрощения я попробовал не делать поперечную нарезку досок по длине, а разметить ее уж после скрайбером. Такой подход дал вполне достойный результат, и ускорение работ было немалым – длинными рейками от кормы до носа обшивать легче. Только пара поясов была сделана из двух реек по длине (уже не помню почему). Начинать обшивку надо, безусловно, с бархоута. Правильно уложенный бархоут позволяет легко и красиво выложить обшивку днища и бортов. Немного ошибся с глубиной шпунта на киле – суммарно обшивка получается очень толстая (2,5 мм), поэтому пришлось повозиться с углублением и расширением шпунта на уже обшитом в черновую корпусе, но в результате все получилось. Этот факт еще раз напомнил, что в моделировании нужно думать как в шахматах – на много ходов вперед.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 4. Бархоут - краеугольный камень чистовой обшивки.

Завершив обшивку, обратил свои взоры на корму. Тут-то и пришло главное разочарование, но и главное решение, определившее характер всей дальнейшей работы. Корма оказалась шире на 10%, чем транец и чем положено по "Анатомии". Хотя все было сделано  по чертежам из набора. Визуально это выражалось в том, что торец планширя квартадека безнадежно выступал за транец на половину своей ширины.

Первое, пришедшее на ум решение – переделать все – было гневно отвергнуто (корабль еще не успел стать любимым настолько). Второе – выкинуть в мусор весь набор и купить Jotika - тоже было отклонено по соображениям "у советских - собственная гордость". Третье пришло неожиданно и вовсе не как решение, но сейчас по завершению, я осознал, что оно было оптимальным для меня. Суть его сводилась к позиции "модель совершенно испорчена, поэтому я могу на ней тренироваться, как на кошках, и смело экспериментировать с технологиями, материалами и стилями". В результате получилась полная эклектика (несколько успокаивает аналогия с храмом Спаса на крови в Петербурге, который академики любят поругивать за эклектичность, хотя и, положа руку на сердце, мне до тех строителей далековато).  Но зато мне удалось попробовать почти все, что хотелось, и заметно продвинуться в разнообразии материалов и технологий.

Еще одним запутанным моментом оказалось расположение и размеры пушечных портов. Дело в том, что линия палубы и линия планширя на Granado имеют заметно разные продольные изгибы – палуба намного площе.  Долго я листал книги, сравнивал схемы, думал, а ларчик просто открывался: нижняя кромка портов отмечается изнутри корабля по высоте спиркетинга, а верхняя – на равном расстоянии от планширя.

Снаружи модели корабля больше проблем не было. Зато внутри под баком была одна и большая эстетическая. В наборе второй шпангоут являлся стенкой, идущей в обрез за баком. Такая "перегородка" меня совсем не устраивала. Модель становилась совершенно непривлекательной при взгляде с кормы. Убрать все шпангоуты я не решился, но второй спилил до высоты главной палубы и удлинил палубу остатками тонкой фанеры.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 5. Подбираемся под бак. Срезаем 2-й шпангоут...

А чтобы не спиленный первый шпангоут не бросался в глаза при взгляде под палубу бака, выкрасил его в цвет фальшборта и устроил манжерную перегородку. Как оказалось впоследствии – все сделал правильно – первый шпангоут трудно разглядеть, даже если знать о нем.

При настиле палубы решился на ряд улучшений. Во-первых, сделал широкие, как положено, два усиленных пояса. Сделал из ореха, ибо танганика в наборе была узкая, но зато я уже имел индульгенцию на любые эксперименты. Во-вторых, сделал ватервейсы с правильной ступенчатой врезкой палубных досок в них. Правда, на главной палубе ватервейс накладной. В-третьих, конопатка ватманом. Дело это знакомое, но тут все осложнялось очень тонкими (0,5 мм) рейками. Задача оказалась вполне решаемой, но конопатку пришлось клеить не на рейку, а к каждой только что установленной на фальшпалубе рейке. Через 5 минут можно клеить следующий ряд реек. Чтобы не было при циклевке неожиданностей, конопатку надо проклеивать не точечно, а обязательно по всей длине рейки хотя бы с одной стороны.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 6. Силовой пояс палубы из ореха, т.к. танганика была узкая.

Сложней всего оказалось соорудить гальюн. Во-первых, на этой модели парусника я впервые столкнулся с такой работой, во-вторых, корабль-прототип очень маленький и гальюн у него очень короткий – релинги идут под очень большим углом к княвдигеду. В общем, на стойки релингов у меня не хватило интуиции в руках и пришлось воспользоваться компьютерным трехмерным моделированием, чтобы правильно выбрать углы сошлифовки концов стоек. Дальше на маленькой шлифовалке Proxxon, наклоняя столик и орудуя транспортиром, стойки делаются за 5 минут. Но как бы то ни было, результат терпимого  качества был достигнут – гальюн воздвигнут.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 7. Гальюн, вид сверху.

Настало время волнующей темы - декор. Сразу стало ясно, что с предлагаемым в наборе работать будет нельзя. Транцевая композиция просто не подходила по месту, угловым скульптурам на корме пришлось по колено обрезать ноги, чтобы они поместились. Попытка обработать литье гнутьем не увенчались успехом – очень хрупкий материал, стачивание приводило к массовой порче наждака. Я не знаю, что это за сплав (подозреваю, что олово), но такое феноменальное сочетание дурных качеств, безусловно, заслуживает особого места в антирейтинге металлоизделий. В итоге, я приуныл…

В это же примерно время я разжился грушевым паркетом и в один из вечеров, в очередной раз взглянув на безногого металлического бомбардира, я решился попробовать вырезать его заменителя из дерева. Министатуэтка к концу второго вечера хотя и не отличалась совершенством линий фотомодели, безошибочно идентифицировалась всеми домашними как  "мужик". Это была победа! Нет, даже ПОБЕДА! Как говорится, гроссмейстер играл в шахматы второй раз в жизни. За четыре с лишним десятка лет я был замечен лишь за рисованием человечков по системе "палка-палка огуречик".

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 8. Безногие железяки и первые потуги резчика.

Попробовал вырезать второго гарда – он получился пропорциональнее. Затем настал черед мужика на княвдигеде (по атрибутике Гермес, но почему-то с бородой). Он уже даже обозначил некое выражение на закаленном морскими ветрами и искалеченном скальпелем лице. Меня так захватил процесс, и груша (не путать с Груней) оказалась любовью (явно взаимной) с первого взгляда, что я незаметно для себя вырезал беджи на боковые окна и дельфинчиков. Осмотр поделок привел к императивному выводу – главный декор на корму уже невозможно было оставить железным. И началась трехдневная битва над трехдюймовым узором.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 9. Три реализации кормового декора.

Все получилось, кроме бомбочек, коими утыканы все скульптурные изображения корабля. Но и тут смекалка не подвела солдата – срезав сферическим буром уродливые грибы в руках деревянных бойцов и водрузив в полученные посадочные места разного калибра бомбы, выточенные на токарнике, мы получаем законченный комплект украшений для корабля. Ура! Я снова ее люблю (модель корабля).

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 10. Опасные жонглеры бомбами.

Последней каплей стала капля орехового масла, которым попробовал покрыть получившиеся скульптуры. Груша под орехом – это оказалось даже лучше, чем в самых разнузданных рекламных плакатах в магазинах для художников.

Фиттинги

Так я и не нашел русского слова так емко и точно обозначающего всю ту мелочевку, которой надо облепить корпус, как английское fittings. От слова fit, одно из значений которого  - подходить.  А то, что в наборе, не всегда подходило. И всегда расходилось с "Анатомией". Например, восьмиугольные люки под бомбические орудия в наборе почему-то оказались вытянуты на полсантиметра поперек корабля. Хорошо, хоть заметил это на этапе настила палубы и заранее доточил стенки ямы и крышки боковых люков.

На брашпиле был поставлен очередной смелый эксперимент. Вместо сбора его из кусочков фанеры на каркасе, он был сделан из трех цельных брусков кумьера, только что приобретенного в модельном магазине. Дерево очень понравилось - на ощупь напоминающий хорошую пластмассу, а на вид очень красивое и благородное дерево (хотя, на мой вкус, с несколько крупноватой фактурой). Кумьер был записан в разряд очень полезных материалов. Кроме того, дерево довольно твердое, но не ломкое, и при этом удобное в резании.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 11. Брашпиль и колокольня. Барабан из кумьера.

Красной нитью через все строительство проходит борьба с "фанерностью" наборных деталей. Планширь пришлось сильно чернить тушью и делать со ступенькой, чтобы спрятать средний слой березы снаружи. Внутри фальшборта и станки пушек пришлось покрасть. Многие детали потребовалось изготовить с нуля на замену. А памятником фанере намеренно оставлены только чиксы на грот-мачте – вроде и на виду, но при этом прикрыто штагом и внимание отвлекается обильным в том месте такелажем.

Со второй только попытки удалось изготовить из латунной фольги трубу камбуза по "Анатомии". Опять на помощь пришла компьютерная графика – распечатанная на лазерном принтере развертка утюгом была перенесена на фольгу, по ней сделаны скрайбером надрезы для точного гнутья.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 12. Труба камбуза. Версия 2 - CAD.

На трубе же была мной впервые опробована высокотемпературная пайка серебром (паяльной пастой). Не смотря на то, что это звучит недоступно и строго как анамнез в карточке больного, процесс оказался очень приятным, удобным, простым и дающим превосходные результаты, хотя и требующим первоначальных вложений в оборудование в виде горелки, паяльной пасты со шприцом и подставки. Очистку от флюса после пайки осуществлял самым экологичным и доступным в быту из вычитанных в Сети способов – кипячением в лимонной кислоте. Работает вполне достойно.

Для чернения металлических деталей перепробовал в качестве экспериментов тьму способов – от селенистой кислоты и какого-то раствора для ювелиров до банального покрытия черным цапонлаком. Если говорить о процессах химического чернения, то вывод сделал один – чернение не должно быть слишком быстрым. Концентрация раствора должна обеспечивать длительность процесса не менее, чем в полминуты. Лучше – пара минут.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 13. Черненные вант-путенсы.

Якоря в наборе слишком маленькие. Их можно использовать только в качестве бухта, что я и сделал с одним из четырех. Изготовление якорей из оргстекла у меня не заладилось, поэтому пришлось купить в магазине готовые. Конечно же, деревянные штоки к якорям сделал из груши. В наборе предусмотрена фиш балка (эдакая изюминка набора), которую также переделал с нуля и плехт был взят на фиш.

Рангоут

Последний оплот любителя деревянных поделок – рангоут. Критически оглядев эзельгофты с двумя КРУГЛЫМИ дырками, и чертежи с реями более, чем в полтора раза большей толщиной (при этом мачты предполагались правильной толщины), я решил взять из набора только заготовки кругляка и марсовые площадки, да и то, сточив фанеру до одного слоя шпона и покрыв верхнюю поверхность настилом из нормальных реек. Ах, какая это была ошибка… но по порядку.

Итак, лист с чертежом рангоута из набора был отправлен на вечную стоянку (или лежанку) в коробку, а из книжного шкафа и компьютера толпой высыпали книги по рангоуту и такелажу. Но и на старуху, как говорится… Грот-марс и в "Анатомии", и в наборах Amati и Jotika, имеет неправильное расположение вырезов под вант-путенсы. Передняя стень-ванта выдвинута вперед за линию стеньги на полторы ее толщины. Питер Гудвин явно обрисовался в "Анатомии", а производители наборов дружно повторили его ошибку (интересно, кто-нибудь на фирме пытался собрать из набора корабль?). Признаться, и я заметил это уже только тогда, когда были установлены путенс-ванты и обтянуты швиц-сарвени. В результате  марса-рей с полураспущенным бейфутом плотно лежит на передних вантах, а топенанты грота-рея проходят между первой и второй стень-вантами. За такое в Королевском флоте если и не расстреливали, то пороли насмерть наверняка. Но индульгенция на эксперименты с технологиями в этой модели стойко отвращала меня от любых тотальных переделок. Все же я обязан исполнить свой долг и все идущие следом должны быть предупреждены!

Заготовленный на рангоут кумьер был отставлен в пользу наборных колобашек по причине моей бараньей упертости. Смысл эксперимента – доказать, что и со стандартным деревом из набора нет необходимости искажать реи до такой неимоверно дубовой толщины, как предлагалось по чертежам из набора. Если же это вопрос эстетического восприятия, то это не мой стиль. Я поклонник размерного социалистического реализма в моделизме и верю в изотропность пространства в рамках отдельно взятой квартиры… В итоге: прочности хватает и при правильных размерах тонких реев.

Рангоут был выполнен мною в стиле смешанного леса средней полосы России, то есть чиксы и эзельгофты из груши, салинги из кумьера, марсовые площадки из ореха, флагштоки из бамбука, рангоутные деревья из набора. Как ни ужасно это перечисление на бумаге, результат в жизни оказался вполне симпатичным. Я получил массу удовольствия от работы с кумьером и грушей. А еще мне удалось проверить действие орехового масла на рангоутный коктейль Буратино. Кумьер - как пластик – почти его не впитывает и не меняет цвет. На наборном белом дереве слишком явно проступили годичные кольца. Орех к своему маслу явно имеет аллергию, выражающуюся в широчайшей палитре цветов тех пятен, которыми он покрывается. Только любимая груша обрела еще более розовый и жизнеутверждающий цвет.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 14. Загадка. Найди 4 породы дерева.

Такелаж

Когда все твердое было готово, и впереди замаячили веревочные путы, я струхнул и на полтора месяца сбежал, сделав вид, что страшно занят программированием. Видно в прошлой жизни пахал пряхой у злого хозяина по 18 часов в сутки. Более рациональных объяснений такой своей трепетной "любви" к ниткам просто не нашел. Но все когда-то заканчивается, и бегать от неизбежного – только нервировать себя.

А все оказалось не так и страшно. Как и в Швепсе все дело было в волшебных пузырьках. На этот раз пузырек был с цианакрилатным клеем ZAP со сменным носиком-аппликатором диаметром не больше миллиметра. В чем же секрет? Нет ничего проще! Цианакрилат – идеальный клей для такелажных работ, но он имеет три недостатка – сохнет на носике, нужна дополнительная рука для нанесения палочкой или иглой и вызывает у многих аллергию (в том числе у меня). Так вот, волшебные пузырьки ZAP решили все это три проблемы. За 2 месяца такелажных работ я схватил суточный насморк только пару раз, когда совсем уж осмелел и безбожно нарушал правила ТБ.

Еще одно очевидное (видимо слишком очевидное, чтобы до него дойти самостоятельно) усовершенствование процесса клетневания было вычитано мной на форуме моделистов. При клетневании не надо обносить нитку вокруг каната, как взаправду и делалось, а надо крутить между пальцами канат, а нитку  натягивать, используя диспенсер. Простейший диспенсер из фанерки и полудюжины гвоздей я и соорудил за 10 минут. Процесс клетневания превратился из утомительного занятия в легкую и приятную медитацию. Жаль только – короткую, ибо производительность процесса оказалась в разы больше.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 15. Это умное слово "диспенсер".

Третьим фактором было упрощение, связанное с исключением обвязки сплесненных концов. Это конечно упрощение, но иначе бы я не выдержал объема работ. Благо скручивание хлопковой нитки и капля цианакрилата все делали как надо.

Уже упомянутые черные нитки из набора дурного качества я пытался заменить как мог: использовал полиэфирные, оставшиеся от наборов Model Shipways, бегал по магазинам в поисках капроновых нитей, вощил и брил наборные зажигалкой. Настоящим попутным открытием стали гутермановские хлопковые нити для квилтинга (узнать бы еще, что это такое). Все выбленки сделаны из них. Очень красиво и технологично. Таким образом, я уже вплотную подошел к необходимости плетения хотя бы толстых канатов самостоятельно, но на этом наборе еще не решился.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 16. Швиц-сарвени и путенс-ванты. Хитроумно придумано.

Еще одно мучительное действо – обвязка реев и мачт огромным количеством блоков и блочков - кое-как я осилил. В этом деле, к сожалению, озарений не случилось. Кстати о блоках. В наборе только два их размера и они очень угловатые. Поэтому мне пришлось наладить производство маленьких 2 мм блоков самостоятельно.  Поскольку блоков, включая для пушечных талей, было нужно всего чуть больше трех десятков, то делал их полуручным способом. Сначала на микрофрезерном станке Proxxon по всей длине рейки фрезеровал канавки, имитирующие ручьи блока, и сверлил отверстия. Потом ювелирной пилкой рейку напиливал на блоки. И, наконец, держа блоки маленькими плоскогубцами, а двухмиллиметровую отрезную фрезу в гибком вале, по углам блоков делал насечки для стропов. Квадратность самодельных и промышленных блоков убирал простенькой вертикальной галтовочной машинкой, принцип устройства которой подсмотрел на форуме у Игоря Капиноса.

Разводка бегучего такелажа не составила особого труда. Хотя парусов на модели нет, я постарался сделать весь бегучий такелаж прямых парусов, включая булини со шпрюйтами. Не поставил только слаблини и рей-тали. Зато несъемные стень-вынтрепы, стень-тали, штаг-тали и шкентели мачт-талей все в наличии. Из такелажа косых парусов сделал только кливер-ринг и фалом. В разводке такелажа старался следовать авторитетным книгам в разрезе 1742 года. Результат доставил мне огромное удовольствие – не зря помучился. Все таки такелаж придает кораблю особую атмосферность, хотя и адмиралтейские модели "по мачты" я тоже очень уважаю.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

Фото 17. Веревок как гуталина на гуталиновой фабрике.

Итоги

Последним аккордом стала церемония торжественного выбрасывания предлагаемой в наборе подставки из фанеры и изготовление по ее шаблонам из букового дверного наличника цельнодеревянной (бук под ореховым маслом смотрится тоже весьма благородно).

Не смотря на сложную судьбу и козни Amati, корабль получился. Получился в том плане, что я обрел бесценный опыт и насладился удовольствием от работы, а в результате – чувство глубокого удовлетворения (хотя эту фразу сейчас понимают несколько иначе, чем лет 20 назад). И самое главное – еще раз получила подтверждение мудрость народа, отлитая в поговорку "глаза боятся, а руки делают".

Когда приобретенная вещь меня разочаровывает, я всегда пытаюсь понять, для кого же она может оказаться оптимальным выбором. Этот вопрос мучил меня все время, пока я делал корабль. Сейчас я бы, пожалуй, сформулировал ответ так – это набор для быстрого изготовления модели на продажу или в качестве подарка для неискушенного в морских делах человека. Смотреться она будет красиво и насыщенно, особенно если ее покрасить, как предлагается в наборе для сокрытия фанерного ореха и неудачного декора. Главное, не задумываться над исторической достоверностью и не смотреть в "Анатомию".

Last but not least. Хочу поблагодарить семью за терпимость к пыли, шуму и крепкому слову. Своих зарубежных уже друзей за помощь в приобретении книг. Сообщество моделистов-корабелов за бескорыстное распространение своего опыта в Сети.

Модель парусника Granado от фирмы Amati

PS. Дополнительные фотографии можно посмотреть в Галерее

© www.shipmodeling.ru, 2009
© gm193


Статьи на тему:
29.12.2022Vanguard от Amati - обзор постройки.
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
04.12.2013Постройка лайнера RMS "Titanic" от Amati
31.03.2011Обзор постройки модели LADY NELSON из набора Amati
01.11.2009HMS Bounty (Баунти)
20.06.2008Обзор модели Голландской мельницы фирмы Amati
01.01.1970Bragozzo
01.01.1970Robert E. Lee
01.01.1970Amati Каталог
01.01.1970Дилижанс