7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Обзор модели Newport фимы Mamoli

Обзор модели Newport фимы Mamoli

Теги: Mamoli, MV50, Клипер, Шхуна

Newport - маленький балтиморский клипер от Mamoli.

 

Заранее извиняюсь, если напутаю в морских терминах.

Я не нарочно.

 

После довольно успешной работы над моделью парусника Virginia фирмы Artesania Latina, захотелось чего-то более «реального», что ли. Уж очень сувенирно смотрятся латунные детали Artesania Latina и красивая, но яркая древесина красного дерева. При этом довольно жестко стоял вопрос цены набора. С итальянской фирмой Mamoli я был знаком по минимоделям с цельнодеревянным корпусом. Качество меня тогда устроило, хотя литье могло быть и получше. И я, отложив энную сумму, заказал «на долгую память» две модели: американскую шхуну Newport (масштаб 1:57, длина 520 мм) и французскую учебно-артиллерийскую шхуну Marseille (масштаб 1:64, длина 803 мм). Первая модель парусника готова, вторая судомодель готова примерно на 80%, модель интересная и красивая.

Модель парусника Newport фирмы Mamoli

Судя по всему, Newport этакий собирательный образ легкой пограничной и конвойной шхуны САСШ (так их тогда называли – «Северо-американские соединенные штаты») 19 века. К тому же в каталоге Mamoli имеется его «систершип» Black Prince, абсолютный близнец, за исключением флага и схемы окраски. Быстроходные кораблики эти называли еще «балтиморские клипера», как я понял, по названию города, где их впервые начали строить.

Коробка, прочная и красивая, пришла точно в срок, как я и ожидал. Внутри цветной каталог моделей Mamoli. Спасибо, еще поглядим. Инструкция черно-белая  и не очень подробная, уложена в симпатичную  папочку с рисунком корабля. На более крупных моделях Mamoli расписан каждый этап сборки, даже удобнее, чем цветные фотобуклеты Artesania Latina, там светотени при съемке иногда мешают пониманию. Здесь есть только один общий вид такелажа – а у Marseille, например, только такелажу посвящено три громадных листа + крупные изображения отдельных узлов. Материала в обрез – мне даже не хватило 1 реечки на ватервейс, пришлось изобретать. Качество дерева неплохое, как и «бронзированные» литые пушки, но малозаметные литьевые швы на них есть, если их счищать – «патину» надо как-то восстанавливать. Шлюпки в наборе не было. Был кусок ткани для парусов – явно грубой. Нитки двух размеров, некрашеные, мне очень понравились – вполне точная имитация пеньковых канатов.

Набор корпуса, похоже, из бальсы – белая, очень легкая и приятная в обработке… древесина? Даже сразу и не скажешь. Но вот киль со штевнями сделан выступающим из корпуса, т.е. он остается торчать неприлично белым после изготовления обшивки. Я делал корпус под покраску, но если нужно «живое» дерево, его придется оклеивать обрезками «досок» чистовой обшивки – не выбрасывайте их!

Черновая обшивка – из липы. Тут пригодятся радиотехнические зажимы-«крокодилы» разных размеров. Лучше купить их с запасом, с ручками в яркой изоляции – не будут теряться на столе. Черновые рейки гнутся инструментом для сгибания реек фирмы Amati и сажаются на гвоздики – их запас в наборе велик. Глупо сконструированный гвоздарь Amati я модернизировал – смотрите  статью в «Подсказках» на сайте, теперь туда можно вставлять гвоздики любых фирм с любыми шляпками. Часть реек черновой и рейки чистовой обшивки я гнул, пропитав нашатырем. Купил бутылку дешевейшего технического нашатыря, и, открыв, просто опускал туда один, потом второй конец рейки. (Осторожно! Не нюхайте горлышко! Обморока точно не будет,  но  удовольствия маловато!) После полуминутной пропитки рейки можно вязать узлом – но лучше сразу гнуть и клеить. Клей – «Момент-Столяр». Никаких утюгов и риска подпалить что-нибудь.

Обшив корпус и палубу цельными рейками, я концом ножа прорезал поперечные «кромки досок». На Virginia я пробовал обшивку отдельными короткими «досками» – но теперь все же предпочел так не усложнить себе жизнь. Учитывая, что это легкое суденышко, строившееся по принципу «числом поболе, ценою подешевле», я расшил палубу «в три доски», а корпус «в четыре» (но его потом все равно скрыла покраска). Для конопатки я купил пластиковую тубу безвредной акриловой шпатлевки для дерева цвета «темный орех» - помню целую дискуссию на сайте о цвете смолы. Я не склонен к крайностям, поэтому не использую «радикально черный цвет» для просмоленых деталей, предпочитаю все оттенки коричневого.

И вот этой шпатлевкой, которая, кстати, прекрасно мажется, я затер все палубные и корпусные щели. Да так, что она слоем покрыла детали – не страшно! Вначале – скорее грубой шкуркой шкурим палубу – над ванной с водой. Купите респиратор, пригодится. Работа нетрудная, но долгая. Протерли «до досок»? Не перестарайтесь. Теперь шлифовка мелкой шкуркой. Палуба получается а) ровная, б) с идеальной конопаткой, в) въевшиеся в микропоры мельчайшие частицы шпатлевки придают ей «пожитой» вид. Потом я простым мягким карандашом изобразил «пробки гвоздей» - ну не считаю я все эти микроработы с дырочками и кончиками зубочисток пригодными для масштаба мельче 1/35! Переразмер выйдет!

Наконец покрыл палубу полуматовым лаком из баллончика – годится даже  автомобильный (предварительно проверьте на обрезках). Хотя лучше специальный  (у меня был китайский, так что даже фирму не подскажу, ибо не полиглот). Только учтите, смываемый водой (!) художественный акриловый лак для фиксации красок не годится. И теперь можно заклеить палубу (в моем случае и внутренности фальшбортов – на американских шхунах они были натурального цвета дерева) бархатистой бумагой для оклейки окон (не скотчем или изолентой!) и оставить в покое. Годится и спецлента для «масок» при покраске моделей,  ее делает фирма «Тамия», только она дорога. Кстати, дырочки под гаки в палубе лучше сверлить прямо сквозь бумагу – не поцарапаешь палубу, а полупрозрачная бумага позволяет «отсчитать согласно чертежу» палубные доски.

Эти самые доски у Mamoli имеют такой нежный оттенок, что мазать их морилкой я посчитал бы кощунством. Все же хотелось показать фактуру дерева на бортах, поэтому вместо черной краски я взял морилку «Эбеновое дерево», лучше не на водной основе, чтоб не покоробить обшивку. Получилось, на мой взгляд, неплохо, но швы уже не читаются. Подводную часть, закрыв надводный борт полосой липкой бумаги, задул аэрографом… красно-коричневой грунтовкой ГФ. Очень похоже на натуральный сурик, или чем там они пользовались. Перед задувкой лучше промазать любым лаком переход от ленты к борту – чтоб не задуть случайно краску в щелки. Лак не помешает потом снять ленту.

Фальшборт снаружи окрасил кисточкой белой краской. Вот теперь можно приклеить заранее изогнутые брусья планширя. Надстройки, мачты – все по инструкции. Отмечу два момента.

1) Решетки световых люков фирма дает симпатичными «гребенками», которые собираются «в пазы». Маленьких решеток можно сделать пару  из  одной решетчатой заготовки. Обрезать ее проще всего кусачками по одной дощечке. Потом, обточив решетки по размерам люков, я вымочил в черной морилке листок бумаги и наклеил решетки на него. После вырезал бумагу по контуру решеток ножницами – «темнота трюмов» под решетками готова! Теперь окантуйте решетки комингсами люков из реечки, и приклеивайте на палубу. И не надо портить палубу отверстиями под решетки, там все равно ничего не видно.
2) Для покраски марсов не стоит использовать морилку – она легко притекает по волокнам дерева не туда, куда надо. Лучше взять черную краску. Ею же я капнул в стволы пушек. Обвязывать их в таком масштабе я не рискнул, изобразил толстый страховочный трос (кажется, брюк), огибающий лафет, и приклеил по сторонам и позади лафетов бухты тонкого троса. Под казенные части стволов «вогнал» клинья наводки с ручками из лишних нагелей – вышло вполне похоже.
Стоячий такелаж изготовлялся из пропитанных морилкой «Дуб» ниток. Его я навощил кусочком церковной свечки – специально купил подороже, чтоб воск был качественный. Катушку зажимаешь в зубах, нитку натягиваешь левой рукой – и пошел возить по ней свечным огарком. Вероятно, зрелище преглупое но вощится нить хорошо.

Блоки у Mamoli не очень хороши, грубоваты и угловаты. Стоит подпилить углы надфилем. Все узелки фиксировались цианакрилатом. Выбленки из светлой тонкой нити (как на картинках) я навязал, проклеивая узелки на уже натянутые ванты, отмеряя шаг штангенциркулем – чтобы не перекосило.

Паруса. Вот тут я застрял. Как ни старался, получалось некрасиво. Я даже оторвал и выбросил готовый и установленный комплект – не то! И тут, не побоюсь этого слова, на меня снизошло Прозрение! И не надо смеяться над чужим тугодумством. Почему б не найти ткань с готовыми «клиньями» и швами?! Ведь тут и работы почти не останется!

Ага, как же! Подходящую ткань я искал полгода или больше. Но все же нашел. Пропитал ее сильно разведенной водой смесью водорастворимых (это важно, с тканью только так, хотя тросы стоячего такелажа можно «темнить» любой морилкой!) морилок – для оттенения, и чтоб дала усадку. Сначала опробовал способ на клочке ткани. Потом прогладил, видимо, зря – мятость следовало оставить. Пришивать ликтрос в масштабе около 1/80, на мой дилетантский взгляд, и муторно, и непохоже. Также и подворачивать кромку паруса – нет, оно правильнее, конечно, но мысленно увеличьте прошитые слоеные кромки почти в 100 раз… кошмар, короче.  Уж лучше продавить вдоль края паруса канавки затупленной иглой. Я вырезал паруса и приклеил трос прозрачным «Моментом». По идее, на парусах должны быть риф-банты, но никаких сведений о них и их числе инструкция и коробка не содержат. Так что я сделал все упрощенно, не обессудьте. Потом подстриг «риф-штерты» вровень и подклеил их к парусу тем же ПВА, чтобы  «росли книзу».

Якоря делал и крепил уже на этом этапе. В то время они имели деревянные штоки. Фирменные детали очень хороши, я только сделал стяжки на штоках из полосок бумаги, выкрашенных «стальной» краской и «ободрал» лапы мелким напильником.

Флаги у Mamoli приятные, четкая двусторонняя печать на тонкой ткани, в отличие от двуслойных клеенок Artesania Latina.

Чего-то не хватало! Сиротливо смотрелись шлюпбалки на корме. И я заказал на нашем сайте набор для изготовления шлюпочки. Очень хороши были в каталоге готовые шлюпки, как и цены на них. Поэтому я выбрал простую конструкцию бутербродом из вырезанных лазером слоев. Снаружи окрасил борта, иначе пригорелое дерево не смотрелось. Внутри только «проморил» потемнее и сделал деревянную решетку на дне. Укладывать пучок весел в утлую шлюпку, висящую над водой, мне не хотелось, так что я ограничился снятым рулем, уложенным  под кормовую банку.

 

Модель парусника Newport фирмы Mamoli

 

Модель парусника Newport фирмы Mamoli

 

Так как, строго говоря, нет данных, был ли у судна реальный прототип, я не удержался, сделал на форштевень позолоченную «женскую голову», без нее как-то уныло, да и носовая фигура была почти обязательным  символом судна того времени.

 

Модель парусника Newport фирмы Mamoli

 

Простенькую подставку я сильно переделал и разукрасил по своему вкусу. К модели прилагается неплохая «золоченая» металлическая табличка с названием. Причем очень похоже, изначально в наборе она не предполагалась – инструкция показывает, как надо вырезать бумажную табличку, напечатанную в инструкции же.

 

Модель парусника Newport фирмы Mamoli

 

Поднят флаг САСШ того времени, бронзовые пушки глядят в порты – лепота. Не все идеально, конечно… но опыт приобретен бесценный. Для начинающего модель прекрасно подходит, и размер довольно компактен. К слову, неплохие самодельные флаги получаются, если найденный в инете флаг распечатать на струйном принтере на хорошей белой бумаге и… аккуратно  промаслить чистым прозрачным растительным маслом обе стороны…

Что же, за все это удовольствие благодарю сайт shipmodeling.ru - порт приписки деревянных кораблей.

 

Модель парусника Newport фирмы Mamoli

 

Модель парусника Newport фирмы Mamoli

 

© Чиганов Константин, 2008
© www.shipmodeling.ru, 2008


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
11.01.2011Обзор сборки модели корабля YACHT MARY из набора Mamoli
08.02.2010Обзор сборки модели Nina из набора Mini Mamoli
16.09.2009Обзор постройки модели учебной артиллерийской шхуны "Marseille" от фирмы Mamoli
20.06.2008Обзор модели корабля HMS Portsmouth фирмы Mamoli
14.03.2008Фототур по клиперу Stad Amsterdam
29.05.2007Обзор шхуны Scottish Maid фирмы Artesania Latina
04.07.2006Модель шхуны Independence фирмы Artesania Latina или познание себя
07.09.2005Обзор модели американской шхуны Virginia 1819 фирмы Artesania Latina
06.08.2004Модель клипера Cutty Sark фирмы Artesania Latina