7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Сборные деревянные модели кораблей из Китая. Обзор и сравнение с европейскими.

Сборные деревянные модели кораблей из Китая. Обзор и сравнение с европейскими.

Теги: деревянные модели кораблей, модели кораблей из дерева, китайские корабли

Еще в 2003 году я писал статью-обзор по изготовителям деревянных моделей кораблей. Думаю, что многие согласятся в ее полезности, многим статья позволила сделать правильный выбор своей первой деревянной модели корабля. В то время изготовители были только в Европе и США. Из европейских изготовителей это: итальянцы (Amati, Corel, Mamoli, Mantua), испанцы (Artesania Latina и OcCre), англичане (Jotika), датчане (Billing Boats). Из американских это Model Shipways.
Тем, кто захочет прочитать статью, даю ссылку на нее: http://www.shipmodeling.ru/content/review/kitmodek_review3  И хотя с тех пор прошло десять лет, та статья даст вам общее представление о производителях деревянных моделей кораблей. В тоже время я, чтобы не давать ссылку на недостоверную информацию, обязан указать вам на важнейшие изменения, прошедшие с того момента:
  1. Испанская фирма Artesania Latina перевела своё производство в Китай, результаты не замедлили сказаться: очень резко упало качество их моделей в плане комплектности и упаковки. Экономят на всём, вплоть до бумаги. С недавних пор чертежи и инструкции на некоторые модели кораблей Artesania Latina дает не на бумаге, а на компакт-диске. Довольно большой процент некомплекта: положили что-то не то или просто не доложили. Поскольку производство в Китае, а офис в Испании, то заказ гарантийных деталей превращается в бег с препятствиями;
  2. Испанская фирма OcCre наоборот, активно наращивает своё присутствие, ассортимент и качество упаковки. Эта одна из двух фирм по деревянным моделям кораблей, которая радует нас своими достижениями в плане ассортимента;
  3. Итальянская фирма Amati на сегодняшний момент является производителем самых качественных моделей кораблей. И в первую очередь за счет своей серии моделей Victory Models. В нее входят модели Lady Nelson, Granado, HMS Fly, HMS Pegasus, наш Меркурий и HMS Vanguard. Особое внимание следует обратить на последние четыре модели в списке. У них замечательное качество материалов, мелочевки, инструкции и упаковки.
Конечно, произошли и более мелкие изменения по сравнению с тем, что написано в вышеприведенной статье, но эти три самые важные.
И если в 2006-2008 годах тон и вектор развития задавала фирма Amati (повторюсь, их модели серии Victory Models до сих пор на высоте) и она являлась безусловным лидером среди деревянным сборных моделей кораблей, то за последние 2-3 года ситуация начала развиваться и в другом направлении. Как и следовало ожидать, появились китайские производители деревянным сборных моделей кораблей. И данной статьёй я хочу снова, как и 10 лет назад, ответить на ваш вопрос: "Что на сегодня лучше".
PS Через год после написания этой статьи появился обновленный рейтинг по европейцам. Статья здесь: http://www.shipmodeling.ru/content/review/review_shipmodel_kit_EU_2014


С китайскими моделями мы знакомы уже достаточно давно, почти два с половиной года, а до этого еще полтора года приглядывались к ним, не решаясь связываться с китайским качеством. Думаю, что на сегодня мы в России имеем самый большой опыт и статистику по Китаю. И только в этой ситуации я решился взять ответственность на себя и подготовить эту статью.
Первое, что бросается в глаза и вызывает недоумение – это китайская структура торговли. Если вы спросите любого китайского продавца, он ли делает продаваемые наборы или нет, что вы услышите в ответ? Правильно, каждый продавец называет себя настоящим изготовителем. Поэтому понять, кто же из китайцев делает, а кто продает, нам до сих пор так и не удалось. Такое ощущение, что китайцы все и всё воруют друг у друга, переклеивают наклейки, перемаркируют упаковку и выдают это за своё творение. Поэтому в дальнейшем в статье я буду понимать под словом "изготовитель" некого усредненного китайца. Вполне возможно, что один и тот же набор для сборки деревянной модели корабля делают в абсолютно разных местах и с разным условиями.
Все китайские наборы для деревянных моделей кораблей я бы разделил на две группы:
  1. Реплики европейских наборов (назвать их "копиями" не могу);
  2. Собственные разработки.

1. Реплики европейских наборов.

Начну с реплик ("копий") европейских наборов. Под европейскими я понимаю как итальянские-испанские, так и английскиe модели (Jotika).
Как ни странно, но есть только одна модель из этого списка, которая заслуживает  уважения и признательности – модель Harvey. Это реплика (скорей "по мотивам", а не дословная копия) старой модели испанской фирмы Artesania Latina, которую сама Artesania Latina не выпускает почти десять лет. Как и оригинал, так и китайская реплика весьма и весьма удачные модели кораблей, тут спору нет. Все остальные реплики, что я видел, имеют преимущество только в цене. Инструкции и чертежи часто являются сканами с оригинала, только худшего качества (как по полиграфии, так и по четкости), упаковка, как обычно, непрезентабельная; качество дерева далеко не айс (по сравнению с той же Amati). В общем, только цена хороша. Но и здесь, разница с европейскими моделями начального уровня составляет порядка 1-3 тыс. рублей, что не является критичным. Надеюсь, что нам никогда не придётся предлагать вам такие модели.
Другой вопрос с репликами дорогих моделей. К ним относится всё вышеуказанное, но там хоть экономия составляет от 10 до 30 тыс. рублей. А за эту сумму можно и пострадать.

2. Собственные разработки.

Во вторую группу деревянных наборов кораблей из Китая входят собственные разработки китайцев. Тут ситуация совсем другая. Всё, что написано далее, относится только к этой группе, а никак не к группе реплик.
Для начала предлагаю задаться вопросом, а на основе каких данных, на основе каких чертежей разрабатывали свои деревянные модели кораблей европейцы и разрабатывают сейчас китайцы? Большинство европейских наборов было разработано в 197х-198х годах. На тот момент не было ни книг издательства Ancre, ни большинства книг из серии Anatomy of the ship. Другое дело сегодняшняя ситуация, с ее огромным выбором чертежей и исторического материала. Да что стоят одни только монографии французского издательства Ancre, книги SeawatchBooks, серия книг Anatomy of the ship! Именно эти книги и чертежи легли в основу китайских разработок по деревянным моделям кораблей. Естественно, что историческая достоверность всех современных китайских разработок значительно выигрывает перед старыми европейскими. Справедливости ради замечу, что даже сейчас, когда я беседовал с владельцем фирмы Amati, выяснилось, что они (итальянцы) не в курсе про Ancre (тем более про SeawatchBooks), а про серию книг Anatomy of the ship "когда-то что-то слышали". Китайцы, не церемонясь с авторскими правами, смело берут лучше чертежи и разработки и делают именно по ним свои наборы кораблей. Причем выискивают нужный материал очень тщательно.
Меня удивила года два назад просьба китайца (изготовителя модели корабля "Ингерманланд") продать ему книги Г.А. Гребенщиковой (на тот момент это были книги "12 апостолов" и "100-пушечные корабли типа Victory"). Думаю, что европейские разработчики никогда бы не нашли в сети ссылку на книги на русском языке, а китайцы нашли.
Плохо это или хорошо (про авторские права) – не берусь судить. Но в результате конечный потребитель получает самые исторически достоверные модели из всех серийно выпускаемых. Итак, первый критерий сравнения – историческая достоверность – явно достался китайцам.
Далее предлагаю построить сравнение по тем же пунктам, что и в статье о европейских изготовителях. А именно:
  • упаковка;
  • инструкция;
  • качество материала и деталей;
  • детализация моделей;
  • сложность сборки;
  • цена;
  • личные комментарии.
К сожалению, из-за упомянутого в начале статьи разброда по критерию изготовитель-продавец-перекупщик-копиист, я до сих пор не могу 100% утверждать, что модель такая-то делается фирмой такой-то. Поэтому сравнивать китайские фирмы между собой, как это было у европейцев, не имею права. Модель, на которой написано "Фирма А", вполне может оказаться моделью "Фирмы В", просто фирма А купила эту модель, наклеила на коробку надпись "made in Фирма А" и продает как свою, хотя реально это изготовитель "Фирма В".
Упаковка. Вопрос про упаковку можно разделить на два аспекта: дизайн коробки и собственно упаковка деталей. По дизайну коробки всё просто: если положить рядом сборную деревянную модель европейского и китайского производства, то любой из нас без тени сомнения укажет, где какая. Китайский «дизайн» виден всем и сразу. Представления о китайском продукте здесь не перевернулись. Как не было дизайна, так и нет.
коробки  


Две коробки: европейская (черная) и китайская (бордовая).


По упаковке деталей в коробке наблюдается явный прогресс. Если раньше листы дерева с вырезанными лазером деталями просто лежали в коробке, никак не закрепленные (что приводило к их поломке во время транспортировки), то сейчас почти во всех коробках все листы запаяны в плёнку, что исключает их повреждение. Исключение составляют большие фанерные детали каркаса (у больших моделей). Их никак не запаять в плёнку (эти детали уже вынуты из фанерных листов, иначе вес коробки был бы запредельным) и бывает, что тонкие верхние части шпангоутов ломаются. Для каркасных деталей это не так критично, но всё же неприятно. Упаковка мелочевки как не вызывала нареканий, так и не вызывает.
упаковка


Образец упаковки китайского набора.


Таким образом, по упаковке деталей китайцы и европейцы наравне.

Инструкция
. Чертежи: поскольку китайцы в своих разработках используют чужие чертежи, не заморачиваясь даже их перерисовкой на компьютере, то чёткость таких чертежей на уровне «синек» 80-х годов. Да и как же иначе, если оригинальный чертеж, к примеру, модели корабля Royal Caroline в книге из серии Anatomy of the ship имеет размер максимум 40 см, а китайская модель имеет длину более метра и чертеж должен быть таким же большим. Конечно, увеличенный скан из книги виден за версту.
Сборочная инструкция весьма и весьма минималистская. Как правило, в цветных пошаговых фотографиях с минимумом пояснительного текста. И если для относительно несложных моделей это позволительно, то для сложных моделей такая инструкция вызывает затруднение. Поэтому я не советую браться за изготовление большой китайской модели корабля, если у вас нет предыдущего опыта сборки хотя бы 2-3 моделей парусников. По инструкции я бы расставил приоритеты так: Amati, Artesania Latina и OcCre имеют инструкцию лучше, чем у китайцев, а Mantua, Corel и Mamoli хуже, чем у китайцев.
 
  инструкцияинструкция


Образец инструкции из китайского набора.


Качество материала и деталей. Вот уже много лет на нашем форуме поступают справедливые нарекания на качество мелких деталей в европейских сборных моделях парусников и нарекания на то, что европейцы используют фанеру, а не цельный массив дерева (по этой причине у деталей видны их фанерные торцы). Частично эту ситуацию начала исправлять итальянская фирма Amati, а китайцы практически не используют фанеру для тех деталей, которые будут видны на модели парусника. Хорошо это или плохо, покажет время. Пока всплыл один неприятный факт, о котором можно было догадаться и раньше: мелкие детали или детали из тонкого цельного массива дерева получаются гораздо более ломкими, чем такие же, но из фанеры. Еще раз скажу, что для деталей из массива отсутствует проблема видимости некрасивых фанерных торцов. Другое отличие от европейцев в том, что во время компьютерных технологий гораздо дешевле и проще разработать модель какой-то детали (например, шлюпки), сделать ее развертку на плоскости и запустить рез на лазерном станке, чем делать эту деталь литой или точёной механическим способом. Поэтому иногда доходит до маразма в виде вырезанных лазером (а не точёных) шкивов. Лазером-то технологичнее! Рейки, блоки, юферсы – всё режут лазером. Поэтому крупные детали (тот же брашпиль, шпиль, лафеты, шлюпки) нужно собирать из более мелких деревянных деталей. Несомненно, такие собранные вами детали получаются лучше, чем у европейцев. Вообще технологичность (технологичнее, значит быстрее и дешевле) у китайцев видна во всём. Немалое удивление вызвал у меня тот факт, что большинство реек в наборах деревянных моделей кораблей китайцы не пилят на циркулярной пиле, а тоже вырезают лазером! Берут лист дерева нужной толщины и лазером прожигают на нем параллельные линии на нужном расстоянии друг от друга. Вот и получились рейки! Быстро и дешево. А нагар от лазера по краям реек даже идет на пользу: не надо имитировать конопатку палубу или борта.
рейки


Нарезанные лазером "рейки"


Очень много китайцы применяют в своих моделях кораблей фототравленных деталей. Это тоже дешево и технологично. Если, к примеру, европейский изготовитель даст пушечный порт литым из металла, то китаец из дерева лазером нарежет прямоугольников (крышки портов), по краям этого прямоугольника нарежет рамку порта, а петли даст фототравлением. Если европеец гаки (крючки) даст гнутыми из латунной проволоки, то китаец положит небольшой лист фототравления с сотней таких гаков, причем абсолютно одинаковых.
Таким образом, качество мелочевки у китайцев значительно выше, чем у европейцев.
гаки


Фототравленные гаки.


А вот по используемому дереву я отдать предпочтения китайцам не могу. По моему мнению, рейки и массив ореха у европейцев всё же лучше, чем у китайцев. А круглые заготовки темного дерева я у китайцев вообще пока не видел.
Отличается от европейцев и китайский подход к литым декоративным украшениям. Если европейцы используют исключительно литье из металла для декора, то китайцы льют из смолы (европейцы относятся к смоле презрительно, как к моветону в деревянных моделях парусников). Вполне возможно, что литьё из смолы проще, поэтому и мелкие детали проливаются гораздо тщательней. Литьё, безо всякого сомнения, у китайцев лучше, и его можно сравнить только с литьём современных моделей итальянской фирмы Amati. Литьё остальных европейских изготовителей даже рядом не стоит с китайским (еще раз напомню, что Европа льёт металл, а Китай - смолу).
Если у сборной деревянной модели парусника из Китая идут в комплекте готовые паруса, то они всегда намного лучше, чем паруса у европейских изготовителей. Тут и добавить больше нечего. Нити китайцы применяют синтетические, хорошей красивой скрутки и нескольких цветов. Европейцы в большинстве своём традиционно используют хлопчатобумажные нити обычной (не плотной) скрутки (исключения бывают только у моделей Amati и Model Shipways). Флаги у европейцев сейчас стали хуже, рисунок размыт. Связано это с тем, что в Европе некоторое время назад запретили применение химикалии, которая использовалась при печати флагов. Теперь европейцы вынуждены печатать флаги по другой технологии с поганым результатом. Как вы понимаете, в Китае никакой химикалии не запретили и флаги у них на высоте.

Детализация моделей.
Опять же, из-за повсеместного применения лазера детализация у китайцев в разы лучше, чем у европейцев. Другой вопрос, что с мелких деревянных деталей нужно снимать нагар от лазера, а это непростая задача.
Отдельным абзацем выделю шлюпки в китайских моделях кораблей. Практически всегда шлюпки у них идут сборные, из дерева, по наборной технологии. Как правило, для сборки шлюпки применяется специальный стапель (идет в комплекте), обшивка уже раскроена лазером, не придётся ее подгонять. Учтите, что у шлюпок детали очень тонкие, нежные и их легко поломать. К сожалению, это всегда обратная сторона хорошей детализации. Те шлюпки, что идут в наборах, продаются и отдельно, как самостоятельные мини-проекты.

шлюпка


Набор сборной шлюпки. Можно купить и отдельно.


Сложность сборки. Метод сборки большинства европейских моделей кораблей одинаков (каркасный корпус из киля и шпангоутов + двойная обшивка из липы и ореха). А у китайцев для многих моделей используется специальный собираемый стапель (обязательно прилагается в наборе). Это и интереснее, и проще, и результат получается более правильный. Ну а про сборку отдельных крупных деталей из более мелких я писал выше. В итоге сборка китайских моделей более интересна, чем европейских (это если вы уже искушенный пользователь).

Цена.
Про цену говорить бессмысленно. Тут всё ясно.

От себя лично
. Если бы меня спросили сейчас, модель какого производителя - европейского или китайского – я бы предпочёл, то я не дал бы однозначного ответа. Если выбирать между европейской моделью низкого и среднего уровня цены и ее китайской "репликой", то я бы выбрал европейца, пусть он и подороже. А вот если выбирать уже не между "репликой", а между Европой и китайской самостоятельной разработкой, то я бы стал уточнять какой именно европеец и какой именно китаец. Например, сравнивая Mamoli и тот же китайский Harvey, я бы без колебаний выбрал Harvey. А если сравнивать модель речного парохода Mississippi, то я бы предпочёл европейца (хотя у китайцев есть Mississippi собственной разработки).
У дорогих китайских моделей вызвать нарекание может только качество дерева и инструкции. Поэтому имея опыт, можно их выбрать. А без опыта не стоит.
Отдельно стоят модели с резным деревянным (а не литым) декором. Пока их буквально 1-2 штуки, но уже довольно популярная Royal Caroline не вызывает нареканий по качеству дерева. И вообще, по отзывам тех, кто ее делал или делает, это чуть ли не образцово показательная модель.
Несомненно, вы заметили, что китайцы предлагают и интересные модели в "адмиралтейском" стиле, и модели необычных судов. Всё это идёт им в плюс, спору нет. Эти модели и нас радуют, у европейцев ничего подобного нет.
В качестве подтверждения этого приведу результаты проводимого в 2012 году фотоконкурса: первое место китайская модель "Ингерманланд", третье тоже китайская модель "Druid", разделив третье место с двумя моделями фирмы Amati. А судьи на конкурсе были весьма и весьма строги.
Пару слов о специнструменте, который предлагают китайские производители. Возьму в пример их "станок для изготовления тросов". Как видно, там основные детали вырезаны лазером на листе дерева, сам станок собирается и склеивается на ПВА. Мне кажется, это выглядит очень кустарно. Не берусь судить о работоспособности подобных станков (Бог миловал, я не пробовал их в работе), но никаких бронзовых или латунных втулок там и в помине нет, ни говоря уже о подшипниках. Сравните с этим: http://www.shipmodeling.ru/shop/category/14/section/104/product/18992. (справедливости ради замечу, что и американцы (Model Shipways) делают подобную халяву.)

Перспективы.
Поскольку производителей деревянных моделей кораблей в Китае довольно много, то между ними идёт или будет идти очень жесткая борьба за покупателя. К сожалению, главным оружием этой борьбы является цена. Все стремятся снизить цену, а значит и себестоимость продукции, что неизбежно вызовет экономию на всём и снижение качества моделей. Как бы мы этого не хотели, но это будет (в сегменте дешевых и средних моделей). И даже сейчас это становится заметно. Самой первой китайской моделью, которую мы начали предлагать, был "Ингерманланд". Мы были в восторге от него. Почитайте описание на эту модель, которое мы сделали, воодушевленное её качеством! А вот спустя два года началось незначительное, но всё же ухудшение. Дерево для первой (невидимой) обшивки стало хуже, подложка литых деталей стала толще (приходится дольше ее стачивать). А у другой модели среднего ценового диапазона – щебеки Requin – пострадала упаковка: одна из коробок стала значительно меньше другой (меньше объем -> меньше издержки на транспортировку). Пока все эти изменения не так значительны, а что будет в следующих партиях? Отсутствие парусов или шлюпок? Отсутствие какого-либо запаса по материалу? Кто знает… (Да, так и случилось, теперь шлюпка не входит в комплект, а продаётся отдельно - доп. "Верфь на столе" 2015 год)
Думаю, это всё приведет к тому, что через несколько лет замечательные наборы для изготовления деревянных моделей кораблей превратятся в ширпотреб, в сувениры, которые будут продаваться в детских магазинах по 3 рубля за килограмм. Выживут ли европейские изготовители – большой вопрос. Если не выживут, то мы все можем оказаться у разбитого корыта.
Но это один из вариантов (пессимистичный) развития событий. Тем более этот вариант не "на сейчас", сейчас с качеством у китайцев вполне нормально, как я и написал в этом обзоре.

© Валентин Дёмин, 2013

© shipmodeling.ru, 2013



Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
01.10.2013Самая лучшая шлюпка
30.10.0005Еще раз о китайском судостроении