7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Запорожские чайки

Ошибка Гийома Боплана

Запорожские чайки'Если Черное море всегда было сердитым, то теперь оно и чернее, и страшнее в связи с многочисленными чайками, которые все лето опустошают его и сушу',-впервые встречаем упоминание про чайки в 'Описании Черного моря и Татарии', составленному в 1634 г. префектом Кафы Е. Дортелли д'Асколи. 'Эти чайки продолговатые, похожи на наши фрегаты, вмещают 50 человек, ходят на веслах и под парусом. Чтобы выдержать жестокие шторма их обвязывают соломой…В море ни один корабль не будет в безопасности, если на свою беду встретится с ними, особенно в тихую погоду'.

На чайках запорожцы совершали смелые плавания по Черному и Азовскому морях, вступали в бои с татарами и турками. К сожалению, свидетельства о легендарных чайках дошли до нас только в описаниях очевидцев и в находках отдельных фрагментов, по которым можно только догадываться о конструкции судна.

Запорожскую чайку описывает также француз Г. Боплан в известном 'Описании Украины…' Он единственный, кто приводит ее чертежи, по которым и были изготовлены модели. Есть они (масштаб 1:10) в Днепропетровском историческом музее им. Академика Д. И. Яворницкого, в музее истории Запорожья. В итоге было принято решение построить настоящую чайку. Поскольку предполагалось путешествие в открытом море, были сделаны предварительные расчеты мореходных качеств суда. Неожиданно выяснилось, что чайка Боплана перевернется - слишком высокая. Вот что он пишет: '…строят суда длинной 60, шириной 10-12, а глубиной 12 футов. Суда без киля: дно выдолбленное из вербовой или липовой колоды, длинной приблизительно 45 футов; судно обшивается по бортам на 12 футов вверх досками длинной от 10 до 12, а шириной 1 фут. Прибивают доски одну к одной так, как при постройке речных судов до тех пор, пока судно не будет иметь высоту 12, длину 60 футов. Длинна постепенно увеличивается. На рисунке можно увидеть толстые канаты из камыша, обвитые лыком или ремнями, которые, будто связанные бочонки, охватывают судно от кормы до носа… Суда казацкие имеют по каждому борту по 10-15 весел и плывут быстрее турецких галер…'

Сомнение вызывает в первую очередь высота судна-12 футов (3,6 м), из которых над водой только 75 см. В таком случае каким же должно быть водоизмещение подобного судна? Не ошибся ли Боплан?

Характеристикой формы корпуса есть соотношение главных размерений. Например, соотношение ширины к осадке определяет скорость судна, длинны к высоте –жесткость корпуса. Неужели чайка Боплана имеет скорость и жесткость в 4 раза хуже, чем ладья викингов? Не верилось в такое.

Для установления истины применили метод сопоставления данных технических расчетов с историческими свидетельствами. Получили достаточно весомые доказательства, которые опровергают существующие представления про внешний вид казацкого челна. Была собрана и систематизирована архивная информация, которая прямо или косвенно свидетельствовала о мореходных качествах чайки. Эти данные рассчитывались и по чертежам Боплана, где показатель скорости не выдерживает критики, хотя по всем описаниям чайка была одним из быстроходнейших весельных суден своего времени. Вот как оценивает их профессор Казанского университета Н.П. Загоскин: 'Скорость хода казацких суден просматривается из того, что при благоприятных условиях они достигали берегов Малой Азии суток за двое-трое после выхода из устья Днепра'.  Или например еще одна подсказка: по бортам крепился камышовый пояс-поплавок, благодаря которому судно не тонуло и удерживалось при кренах.

Расчеты показали, что эти качества поплавок обеспечит только для мелкосидящего челна, а не для боплановского.

Были сделаны расчеты и статической остойчивости при разных загрузках- 4, 8, 16, 32 и 60 т. Все пять вариантов рассчитаны одной программой. На диаграммах мы увидели, что пустое и загруженное  на 4 и 8 т судно вообще не может вертикально держаться в спокойной воде, да и при больших загрузках остойчивость тоже не удовлетворяет.   Возможно, Боплан неправильно указал высоту чайки? В словаре Брокгауза и Эфрона есть все размерения челна (по Боплану), но почему-то не указывается общая высота. Возможно, ошибку заметили в конце 19 в. А в многотомнике 'История Украинской ССР' указаны все размеры по Боплану , но чайка почему-то 'выросла' тут до 4 м. У кандидата исторических наук О.М.Апановича судно расширилось до 6 м вместо 3 по Боплану, а толщина камышовых поплавков стала 2,5 м вместо 0,6. Приводя эти данные, автор преподносит чертежи Боплана, но без масштабной линейки.

Какой же действительно была запорожская чайка? Попробуем хотя бы примерно восстановить общий вид судна. Безусловно, прообразом его были славянские ладьи, которые издревле ходили  по Днепру- части Великого водного пути из варяг в греки. По свидетельствам византийского императора Константина Багрянородного, основой судна была колода, выдолбленная из дерева. Такой же способ постройки описывает и Загоскин. В начале 20 века он наблюдал, как изготовляют долбленки с впечатляющей грузоподъемностью. Очевидно, липовый моноксил запорожцы обшивали досками, как и донские казаки, с которыми запорожцы не раз ходили в походы. Судно из такой колоды весило 30 т. Шестьдесят человек с оружием и припасами по подсчетам Боплана весят порядка 6т, значит, водоизмещение чайки было не более 10 т. Отсюда определяется осадка- не более 0,4 м. Даже если груз удвоить, она не будет превышать 0,6 м.

Теперь вычислим высоту надводного борта. Рассмотрев различные типы весельных суден можно увидеть, что высота борта у центрального шпангоута 0,5-0,8 м. Такое правило обусловлено оптимальной длиной весла и углом его вхождения в воду. Надводный борт чайки не был низким благодаря камышовому снопу, который по чертежу имел приблизительно 2 фута в диаметре, т.е. до 0,6 м. Он не касается спокойной воды и мешает работе весел. Как видим общая высота чайки (приблизительно 1,3 м) практически втрое меньше, чем на историческом эскизе.

… Возвращаясь из похода через Азовское море, казаки волоком перетаскивали в Днепр легкие и низкие чайки, а не корабли четырехметровой высоты, нагруженные многотонным балластом.

По новому рассчитанный корпус теперь уже в полном соответствии с судами-предшественниками и днепровскими челнами, изготовленными позже, по показателям скорости остойчивости и грузоподъемности отвечает своему историческому назначению и историческим аналогам.

 

Запорожские чайки

Чертеж Боплана

 

 

Запорожские чайки

Современная реконструция

 

В.Каушан, В.Конюхов, С. Радивилов.